Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 774

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 29.03.2024, 02:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Археология Прихопёрья » Эпоха металла

Эпоха "БРОНЗЫ"
Эпоха "БРОНЗЫ"
 
В III тысячелетии до н.э. изделия из чистой бронзы распространяются по территории Европы повсеместно. Все более постигая полезные свойства металла, древние металлурги сумели существенно изменить их, добавляя в медь другие компоненты: мышьяк, олово, сурьму, цинк, свинец. Так люди пришли к идее искусственных лигатур и изобрели сплав, который обладал не только прочностью, но и легковесностью - бронзу. Классическим сочетанием является сплав меди и олова. На Ближнем Востоке оловянистые бронзы применялись уже в III тыс. до н. э.

Первым исследователем, который выяснил последовательность культур бронзового века Восточной Европы, стал выдающийся русский археолог Василий Алексеевич Городцов.


В 1901-1903 годах во время раскопок курганов на юге России он установил, что наиболее древние из них оставлены племенами ямной культуры, её сменила катакомбная, а затем - срубная. С развитием науки и открытием новых памятников в наше время этой триаде соответствуют три основные археологические эпохи: ранний бронзовый век (III тыс. до н.э.), средний (конец III - начало II тыс. до н.э.), поздний (вторая половина II тыс. до н.э. - начало I тыс. до н.э.).


С наступлением эпохи бронзы неотъемлемой частью степного и лесостепного ландшафта стали курганы. Много о них сложено легенд, в которых возраст курганов, как правило, омолаживался и связывался со временем татарских набегов, казаками, предводителями разбойничьих ватаг. Первоначальная же функция курганов - место обитания умерших, откуда их души, как полагали древние, вознесутся к богам. Не исключено также, что курганные насыпи сооружались согласно космогоническим представлениям языческих племен и являли собой модель мироздания.
Курганы бывают одиночными, но чаще группируются по два, по три, пять, а то и по несколько десятков и даже сотен. Такие группы компактно занимают небольшой участок ровного поля, или же рассредоточены на площади в несколько гектаров.
Средние размеры курганов эпохи бронзы в бассейне Хопра достигают 20-25 м в диаметре, при высоте 1-1,5 м. Есть и «гиганты», достигающие в высоту 3-4 м.
Появление курганов - бесспорное свидетельство усложнения социального устройства древних сообществ, возникновения неравенства между людьми. Раньше родовая община не могла позволить себе столь расточительно обходиться с затратами общественного труда и времени, которые расходовались более рационально. Правда, часто удается проследить, что многие курганы возводились не в один, а в несколько приемов, через какие-то промежутки времени. В самих же курганах встречается не по одному захоронению, а по несколько десятков. «Впускные» погребения могли принадлежать и рядовым членам коллектива, особенно скотоводам. Когда кто-то из них умирал во время перекочевок, то находил последний приют уже в готовой насыпи кургана. Подзахоронения совершались вплоть до эпохи средневековья, и только с утверждением на русских землях христианства курганы теряют своё значение.
Эпоха бронзы является наиболее изученным периодом в древней истории Прихоперья. Не перестает вызывать удивление большое количество курганов, известных в Балашовском, Романовском, Самойловском, Аркадакском, Турковском районах. Они тянутся беспрерывной цепочкой вдоль рек. Большое скопление курганов обнаружено в окрестностях современных сел Котоврас, Ключи, Медвежий Куст, Старый Хопер, Большой Мелик, Тростянка, Усть-Щербедино и других. Как правило, недалеко находились стационарные и временные поселения. Часть памятников была исследована археологическими раскопками, позволившими представить многие аспекты из жизни многочисленных племен, населявших Прихоперье в эпоху бронзы.

С середины III тыс. до н.э. на территорию нашего края из степей Заволжья и Нижнего Дона проникают племена ямной культуры, в скотоводческом хозяйстве которых сложилась овцеводческая специализация. Свое название куль-тура получила по принципу устройства захоронения в глубоких, прямоугольных ямах. Костяки лежат на спине с поднятыми коленями, головой на восток и часто окрашены охрой. Инвентарь погребений беден. Иногда встречаются глиняные круглодонные сосуды и крайне редко бронзовые шилья и украшения. Установлено, что в это время металл поступал с Кавказа, но по-прежнему считался большой редкостью. В бассейне Хопра ямная культура представлена разрушенными погребениями (Ключи, Тростянка) и кратковременными стоянками с немногочисленными кремневыми орудиями и обломками глиняных сосудов (Рассказань III, Подгорное).
Ямные племена освоили гигантские пространства Каспийско-Причерноморских степей. Их памятники известны от Южного Приуралья и Заволжья на востоке до Молдавии и Северных Балкан на западе. О подвижности ямного населения говорят погребения с деревянными повозками. В по¬следнее десятилетие XX века в курганах Украины были открыты костяные предметы, которые некоторые исследователи считают псалиями (принадлежность уздечки). Тем самым признается существова¬ние у ямного населения запряженных лошадей, использовавшихся для верховой езды. Культура и образ жизни ямных племен во многом соответствуют их связи с древнейшими индоевропейцами. По-видимому, они во время своих дальних перекочевок не только разносили индоевропейскую речь, но и распространяли новые технологии обработки металла, новые типы орудий, подвижные формы скотоводства и коневодства, колесный транспорт.

В конце III - начале II тыс. до н.э. стабильность существования ямной культуры была нарушена новой волной степных племен - катакомбников. 
Появляется новый погребальный обряд. Умерших кладут теперь не в ямах, а в специально вырытых катакомбах (особый вид погребального сооружения в виде ямы с боковым ответвлением в сторону) не на спине, как прежде, а на боку в скорченном положении, лицом к входу, что свидетельствует об изменившихся религиозных представлениях. Наряду с катакомбами, местами встречаются и иные формы могильных ям. При костяках находят посуду, украшения, орудия труда, кости животных. Инвентарь захоронений стал богаче и разно-образнее, чем в предшествующую эпоху. Все металлические предметы этого времени изготовлены из кавказского сырья - мышьяковистых бронз. В погребениях встречаются также изделия из кремня и камня: скребки, наконечники стрел и копий, навершия булав, топоры-молотки, песты, терочники. Известны подвески из янтаря и бусы из стекловидной массы.
Большой интерес представляет богато украшенная керамика. Основными формами посуды являются округлобокие горшки с прямой шейкой и кубки. Они орнаментированы отпечатками шнура и гребенчатого штампа, образующими круги, сложные спирали, полукруглые фестоны, горизонтальную елочку. Гораздо реже попадаются курильницы - уплощенные чаши с внутренним отделением на крестовидной ножке-подставке. Внутри чаш обычно видны следы нагара, свидетельствующие об их назначении: они использовались для сожжения благовоний.
Основным источником по изучению катакомбной культуры являются многочисленные курганные, реже грунтовые, погребения распространение которых и очерчивает её границы. На западе они достигают реки Прут, на востоке простираются до Волги, хотя отдельные захоронения сейчас известны и в Заволжье и даже на Южном Приуралье. На севере границы приближаются к южной окраине лесной зоны, на юге они захватывают все Предкавказье, побережье Черного моря, степной Крым. В отличие от погребений поселения катакомбных племен крайне редки.
Основой хозяйства было развитое полукочевое скотоводство. Во время раскопок встречены кости овцы, коровы, лошади. Подсобное значение имело земледелие, подтверждаемое кремневыми серповидными ножами, роговыми мотыгами, зернотерками.
Сложнейшей проблемой в изучении катакомбной культуры остается вопрос о путях ее сложения. Дискуссия между исследователями идет в основном по линии отстаивания ивтохтонной (местной) и, в противоположность ей, миграционной (пришлой) теории возникновения общности. Действительно, катакомбники были знакомы с традициями народов, обитавших в то время в бассейне Средиземного моря, на Крите, Малой Азии, Кавказе. Но более вероятной кажется точка зрения, согласно которой генетической основой их формирования явились ямные племена, испытавшие сильное влияние культурных групп Предкавказья. Этот процесс взаимодействия и контактов отразился в памятниках и керамике ямно-катакомбного типа.
На территории лесостепного Прихоперья к этому времени относятся как погребальные, так и поселенческие памятники.
Интересные данные о мировоззрении и жизни катакомбных племен получены во время раскопок курганного могильника в районе с. Тростянка Балашовского района Саратовской области.

В конце XVII - начале XVI вв до н.э. катакомбная культура прекращает свое существование, что связано, как считают многие исследователи, с переселением части племен в восточном и юго-восточном направлении. Степи и лесостепи Восточной Европы постепенно заселяются новыми племенными образованиями - абашевцами и срубниками.
В этот период на территории Евразии протекали активные миграционные процессы, вызвавшие переселение части местных индоиранских племен в Переднюю Азию, Иран, Индию. Отголоски этих событий зафиксированы в хеттских документах, иранской Авесте, ведийских текстах, содержащих первые письменные сведения о древнейших индоиранцах. Известно два древневосточных документа середины II тыс. до н.э. - договор хеттского царя с правителем государства Миттани и коневодческий трактат, в котором содержатся слова арийского происхождения. В первом упомянуты имена богов древнеиндийского пантеона, во втором упоминаются термины, связанные с практикой конного тренинга и восходящие к системе индоиранских числительных. Эти лингвистические данные были использованы историками и археологами для реконструкции материальной и духовной культуры племен эпохи бронзы. Большинство археологов связывают древнейших индо-иранцев с племенами абашевской, срубной и андроновской культурно-исторических общностей евразийской степной и лесостепной зоны. Именно к носителям языков индоиранской группы применим термин «арии, арийцы», который служил самоназванием определенной индоиранской группы. Согласно этноисторической теории, с югом восточной Европы, включая Южный Урал, в конце III-II тыс. до н.э. связан ряд этапов истории индоиранских народов. Отсюда и началось движение индоарийских племен на новые территории. Переселение было длительным и долговременным процессом, не сопровождавшимся сменой коренного населения. При этом пришлые племена усваивали местную культуру и традиции. 

На территории нашего края материалы абашевской культуры встречались в небольшом количестве на ряде многослойных памятников (Алмазово I, Лесное, Пады, Красный Полуостров), а так же в курганах у села Хопёрское, Алмазово, Ключи, Турки, Тростянка, Ильмень. Есть основания считать, что отношения между абашевцами и катакомбниками носили враждебный характер. На это указывает отсутствие торговых связей и разные источники получения металла. Все металлические изделия абашевцев изготовлены из сырья, добываемого в Приуралье, и ни в одном случае не найдено бронзовых предметов Кавказского происхождения, какими пользовались катакомбные племена. Обычно абашевцы селились по берегам рек, на возвышенных мысах. Жилые и производственные сооружения наземного и полуземляночного типов были прямоугольной формы со входом с торцевой стороны. Погребения совершались в курганных могильниках с небольшими круглыми или овальными насыпями. Положение покойников - вытянутое на спине или скорченное на левом боку. Иногда на дне прямоугольных могильных ям встречаются следы органических подстилок и охры. Инвентарь представлен колоколовидными, острореберными сосудами, горшками, банками с ракушечной примесью в тесте, медными ножами, шильями, украшениями, костяными и кремневыми наконечниками стрел, каменными булавами. Большинство сосудов украшено рядами горизонтально прочерченных линий и боковых вдавлений, часто встречаются композиции в виде елочки, треугольников, волнистых зигзагов. На поселениях обнаружены модели глиняных колес, каменные плитки, костяные проколки.
В хозяйстве абашевцев преобладало скотоводство, с особым местом в нем лошади, подтверждаемое многочисленными находками костей домашних животных. Земледелие играло второстепенную роль.
Есть и явные свидетельства того, что абашевские племена владели искусством конной езды, как верховой, так и в упряжке. 

На территории Среднего Подонья обнаружено значительное количество погребений с характерным воинским инвентарем и предметами конской упряжи: навершиями каменных булав, наконечниками копий, ножами, топорами, остатками удил - псалиями, костяных пряжек от портупей. Захоронения сопровождались жертвоприношениями коней и овец. Воронежский археолог, доктор исторических наук А.Д. Пряхин охарактеризовал их как «социальнопрестижные», отражающие процесс выделения элиты общества. Одно из таких погребений, обнаруженное у села Алмазово, сопровождалось многочисленными глиняными сосудами, остатками костров, черепами, челюстями и отдельными костями домашних животных. Все это говорит о сложном погребальном ритуале, где не последнюю роль играл культ огня и животных.
Поздний период существования абашевской культуры совпал по времени с началом распространения срубной общности. Это время отмечено интенсивными абашевскосрубными контактами, что подтверждается наличием комплексов смешанного облика, сочетающих абашевские и срубные черты.

Время существования срубной культуры в значительной степени укладывается во вторую половину II тыс. до н.э. А ее границы простирались от левобережья Днепра на западе до реки Урал на востоке в степной и лесостепной зоне. Формирование первоначального ядра племен срубной культуры происходило в Волго-Уралье, где сосредоточен основной массив ранних срубных памятников. В этом процессе существенное участие принимали позднеямные, абашевские и катакомбные массивы населения. Свое название культура получила по типу подкурганных погребений, в которых могильная яма вмещала камеру, выложенную деревом в виде сруба жилого дома. Позже выяснилось, что этот тип захоронений составляет незначительное количество.
Пожалуй, никакая из предшествующих или последующих культур не оставляла после себя такого количества памятников. Редко в каком кургане археологи не находят погребений срубников, а поселения встречаются через каждые пять-десять километров. Только на территории Балашов-ского района поселения и сезонные стойбища выявлены у сел Рассказань, Старый Хопер, Алмазово, Никольевка, Лопатино, Пады, Котоврас, Арзянка, Барки, Степное, Медвежий Куст и др. Одно из поселений открыто в черте г. Балашова. Большое количество их известно в Романовском, Аркадакском, Турковском районах.
Поселения срубников обычно насчитывают от четырех до десяти жилищ. Они располагались вдоль береговой линии в ряд. Почти никогда срубные поселения не встречаются изолированно. Как правило, они располагались гнездами, разделенными небольшим расстоянием. На территории Прихоперья известны сотни курганных могильников срубной культуры. Некоторые из них (у сел Старый Хопер, Тростянка, Репное, Таволжанка, у г. Балашова) частично исследованы.
Погребальный обряд и инвентарь характеризуются стандартным набором признаков. Хоронили, как правило, на левом боку, скорченно, в позе спящего человека, с одним или двумя сосудами, иногда с бронзовыми украшениями и ножом. Если в предшествующую эпоху в могильник помещали значительное количество бронзовых вещей, то в эпоху поздней бронзы они встречаются только в единичных экземплярах и в исключительных случаях. Видимо, наступило более рациональное время и акценты в использовании металлических вещей сместились от культового использования к утилитарному их Применению. До настоящего времени неизвестно ни одного позднесрубного погребения с многочисленным воинским инвентарем. Колесницы из захоронений бесследно исчезают. Нет богатых жертвенников с черепами коней и быков, лишь иногда с погребенным помещают отдельные куски животных. Помимо курганных известны и грунтовые могильники, где погребения располагались рядами. Простота погребального обряда, отсутствие свидетельств ритуальных церемоний, скудность сопровождающего инвентаря производят впечатление, что в них хоронили людей с более низким статусом, нежели в курганах, хотя бывают и исключения.В раннесрубных погребениях обнаружены следы проявления культа огня, зафиксированных в виде зольников от костров, горевших на поверхности около ямы. Золой и углями посыпали также дно ямы у головы и ног умершего. Редко встречаются случаи кремации с остатками кальцинированных костей на коре с охристой подсыпкой.
Срубное население имело хорошо организованное комплексное хозяйство, где ведущее место занимало скотоводство. В скотоводстве выделялось несколько форм: присущая домное, отгонное и полукочевое. В придомном скотоводстве дополнявшемся землиделием, преобладал крупный рогатый скот, свиньи и лошади. Земледелие было уже пашенным, в качестве тягловой силы использовались быки. Уникальное изображение коней или быков, запряженных в повозку, было обнаружено на глиняном сосуде в кургане у города Энгельса на реке Сухая Саратовка. Урожай убирали бронзовыми серпами. Клад таких орудий найден у сел Перелюб и Сосновая маза Саратовской области. Для дробления зерна применяли каменные плиты и песты. Экономика срубных племен включала развитую ремесленную специализацию.
Для изготовления орудий труда использовали камень, медь и бронзу. Из кости делали проколки, штампы для нанесения орнамента на сосудах, тупики для обработки кожи, лощила, наконечники стрел.
Расширилось керамическое производство. Правда, глиняные сосуды уже не отличались разнообразием форм и богатством орнаментации, как прежде. Обычно орнаментировалась верхняя часть сосуда. Преобладали прямые, ломаные, прочерченные и зубчатые линии, заштрихованные треугольники, ромбы, кресты и т.д. Изредка встречается посуда, украшенная так называемыми «загадочными знаками». 
Не вызывает сомнений, что у срубных племен существовал календарь и календарная символика, отраженные на глиняных сосудах. Ярким тому примером является сосуд, обнаруженный в раннесрубном захоронении у села Тростянка.

Погребенный, очевидно жрец, находился в скорченной позе на левом боку, руки согнуты перед лицом, головой на северо-восток, кости окрашены охрой.
Сопровождающий инвентарь представлен двумя сосудами. Один из них - небольшой, баночной формы, без орнамента, поставлен у живота. Другой - более крупный, горшковидный, с выделенным уступчиком в области шейки и округлым дном находился рядом с головой погребенного, горловиной к лицу. Верхняя часть сосуда украшена рядами горизонтальных линий и оттисков. На дне имеется сложная ком-позиция из расположенных по окружности пяти двойных крестов и двух свастик (5 2=7). Одна свастика находилась в центре. На весь рисунок наложена круговая серия вдавлений. (28-29).
Большинство исследователей связывают подобную смысловую орнаментацию с календарно-астрологическими явлениями, которыми в повседневной жизни руководствовались индоиранцы. Сформировавшись в Поволжье, срубные племена двинулись на восток и на запад. На востоке их привлекали рудные источники Урала, на западе - месторождение меди Донбасса. В этих районах располагаются целые поселения горняков, которые занимались добычей медной руды и выплавкой её на месте. На таких поселениях найдены литейные формы для отливки серпов, ножей, топоров, украшений. Изготовлением бронзовых изделий занимались ремесленники Алмазовского поселения. Об этом свидетельствуют найденные во время раскопок затвердевшие капли металла, глиняная льячка, шлаки, молоты для дробления руды, две бронзовые проколки, обожженные камни и кострища. Плавка руды обычно велась в очаге с использованием открытого огня и угольной засыпки в глиняном сосуде или чаше с применением искусственного дутья. Но, скорее всего, в Прихоперье для производства орудий использовался привозной, готовый к употреблению металл. На месте его плавили и разливали в литейные формы. Иногда на поселениях срубной культуры находят круглые, похожие на лепешки слитки бронзы, предназначенные для обмена.
Изготовление продукции на обмен в срубное время приняло довольно широкие масштабы. Об это свидетельствуют материалы специализированного поселения металлургов-литейщиков Мосоловка на реке Битюг Воронежской области (около 200 км от Балашова). На территории памятника раскопано несколько больших производственных помещений, в которых обнаружено огромное количество глиняных литейных форм - до 700 створок, несколько сотен плавильных чаш, каменные песты, молоты, медная руда, капли металла. Больше всего отливалось топоров, затем серпов, косарей, ножей, тесел, наконечников для копий. Формы для отливки были односторонними с плоскими крышками. На створке вырезался негатив изделия, а на крышке сохранились следы расплавленного металла, повторяющие форму орудий. В эпоху бронзы, когда металл ценился очень высоко, а Получение его было связано с большими трудностями, камень продолжал играть в жизни людей важную роль. Из не-го делали кремневые и кварцитовые наконечники стрел, скребки, дротики, песты, зернотерки, грузила для рыболовных сетей. Особой обработкой и изяществом выделяются топоры и молоты. 
На позднем этапе существования срубной культуры по-являются первые изделия из железа (ножи, шилья), полу-чившие распространения в последующую эпоху.
К концу II тыс. до н.э., по мнению современных исследователей, происходит отток основной массы срубников из нашего региона.
Переходная эпоха от бронзы к железному веку по времени совпала с довольно резким изменением климата.
Уменьшение поставок металла из-за нарушения стабильных связей с отдаленными горно-металлургическими центрами, отсутствие местной сырьевой базы привели к упадку производства бронзовых изделий. В этих условиях местные племена рано или поздно должны были начать широко использовать другой металл - железо, известный на Юге Восточной Европы с середины II тыс до н.э.

По книге Хреков А.А. "Древности Прихопёрья". Балашов, 2004



Источник: http://oldbalashov.ru/pages/epoha-metalla/epoxa-bronzi
Категория: Эпоха металла | Добавил: Алексей_Булгаков (19.08.2014)
Просмотров: 1662 | Теги: Эпоха бронзы, Прихоперье, Хреков, Археология | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...