Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 774

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 28.03.2024, 12:56
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Археология Прихопёрья » Древние славяне

По следам древних славян.
По следам древних славян
 

Сообщение о новом археологическом памятнике поступило поздней осенью 1985 года от Осаковского Эдуарда, бывшего члена археологического кружка станции юных туристов. В окрестностях села Инясево, где он проходил производственную практику, ему удалось обнаружить неизвестную стоянку древних людей. Несколько кремневых изделий и обломки глиняной посуды мало о чем говорили. Чтобы проверить, насколько интересна открытая стоянка, в мае 1986 года в село Инясево была организована небольшая экспедиция, состоящая из студентов Балашовского педагогического института. Пришлось брести по колено, а то и по пояс в холодной воде, пока взору открылась длинная песчаная дюна. Центр дюны был буквально усеян мелкими пережженными, как потом выяснилось, человеческими костями. Среди костей находились, побывавшие в огне, зеле¬новатые, синие, серые, с узорами, стеклянные бусины, бронзовые украшения, разрозненные фрагменты котла, миниатюрные пряжки, обрывки обугленных ремешков, гвоз¬дики, трубчатые пронизи, железные ножи и узколезвийный боевой топор. Для территории Саратовской области эти находки оказались не совсем обычными и даже загадочными. Поэтому с 1986 по 1990 гг. здесь постоянно работала археологическая экспедиция Балашовского краеведческого музея и станции юных туристов. Уже с первого года раскопок стало ясно, что на Хопре обнаружен грунтовой раннеславянский могильник
II-III вв.н.э. Собственно, в начале никто не знал, что представляли собой славянские трупосожжения. В самых общих чертах кое-что было известно из университетских лекций и учебников, но на практике всё оказалось гораздо сложнее. Первое погребение вообще приняли за кострище, при расчистке которого обнаружили обломки небольшого глиняного горшочка, бронзовые спиральные подвески и звенья сцепленных железных колечек (как потом выяснилось, фрагментов настоящей кольчуги). Это показалось странным. Почему в костре оказались эти вещи? Ответ был получен в последний день раскопок, когда экспедиция уже готовилась к отъезду. Всегда найдутся неутомимые энтузиасты, которым хочется найти что-нибудь необыкновенное и исключительное. Так случилось и в этот раз.

Краткое описание

Группе ребят было поручено провести разведочную шурфовку в разных частях могильника. Обычно это делается для исследования культурного слоя на вновь открытых памятниках. Буквально через час один из юных археологов, ныне военный летчик Кутепов Павел, с победным видом принес хорошо сохранившуюся бронзовую пластинчатую подвеску, украшенную системой знаков. Тщательная расчистка этого места позволила обнаружить остатки ещё трех под¬весок, пряжку и обожженные человеческие кости. Наконец сомнения рассеяны - открыто настоящее человеческое трупосожжения! Это стало настоящей сенсацией не только для саратовских историков и археологов, но и для ученых Москвы, Петербурга, Киева, Воронежа.
Как уже отмечалось, могильник находился на высокой песчаной дюне в широкой пойме Хопра. В древности это место было покрыто лесом и многочисленными старицами, надежно скрывающими могильник от враждебных племен. Во время раскопок удалось выявить ещё ряд хорошо сохранившихся погребений. Они представляли собой неглубокие овальные и прямоугольные ямки с мелкими пережженными костями человека и остатками погребального костра. Некоторые кости и отдельные предметы находились на краю ямок или даже на незначительном удалении от них. Видимо, устройство захоронений предполагало входную яму-площадку для совершения тризны. Сопровождающий инвентарь не отличался особым богатством. Изредка встречались обломки глиняной посуды, проволочные и пластинчатые украшения, пряжки, пряслица, обугленные зерна пшеницы. Правда, одно из погребений, видимо, принадлежало не рядовому соплеменнику. В нем были найдены уже упоминавшиеся трапециевидные подвески на витых стерженьках, украшенные не просто орнаментом, а целой системой чередующихся символов, имеющих магическое значение. Скорее всего, эти украшения были предназначены для головного убора и крепились парами с двух сторон. Поверхность подвесок разделена на вертикальные и горизонтальные зоны, где в определенной последовательности выбиты валики, дужки, закручивающийся спиральный орнамент, горошины, бегущая волна. Самое интересное, что аналогичные сюжеты встречаются на германских, кельтских, иллирийских, прибалтийских украшениях Средней и Восточной Европы.

Краткое описание

Истоки погребального обряда, отмеченного в Прихоперье, уводят нас в бассейн Вислы, Одера и Правобережье Среднего Днепра. Здесь обнаружены так называемые «поля погребений» с остатками трупосожжений. Сожжения совершались на особых площадках, где устраивали костер и на него укладывали умершего. Иногда на одном костре с умершими сжигали жертвенное животное. После того, как кос¬тер прогорал, остатки кремации вместе с золой и углем собирали и ссыпали в небольшие ямки и засыпали землей. Сейчас такие могильники не имеют внешних признаков, оправдывая данное им когда-то название «полей погребения». Однако при раскопках удалось установить, что в древности здесь были надмогильные знаки, остатки которых в виде столбовых ямок замечены над некоторыми погребениями.
Обряд сожжения сохранялся на Руси вплоть до принятия христианства. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан, наблюдая в X веке похороны знатного руса, поинтересовался, почему они сжигают умерших, и один из русов ему ответил: «Право же, вы, арабы, глупы. Действительно, вы берете самого любимого вами из людей и самого уважаемого вами и оставляете его в прахе, и едят его насекомые и черви, а мы сжигаем его в мгновение ока, так что он немедленно и тотчас входит в рай». «И в самом деле, - пишет ибн Фадлан, - не прошло и часа, как всё превратилось в золу, по¬том в пепел. А потом был сооружен большой холм и в середине поставлен деревянный столб, с начертанным на нём именем похороненного». Так в течение многих столетий славяне сжигали своих умерших сородичей.
В религии славян, особенно на ранних этапах, огонь всегда занимал особое место. Он использовался при священнодействиях, следы его применения есть на всех известных святилищах. В индоевропейской традиции огонь служил посредником между людьми и богами, он пожирал жертвы и доставлял их богам. Огню - источнику тепла и жизни -придавалось значение очищающей силы, уничтожающей все вредное и злое на земле. Такой же магической силой обладали остатки костра, угли и пепел.
Ярко выраженный культ огня прослежен во время раскопок раннеславянского святилища у села Рассказань. Высокий холм, на котором расположен памятник, находится в широкой лесистой пойме левого берега реки Хопёр, среди озёр, болот и многочисленных стариц. 

Здесь находилось многослойное поселение древних обитателей нашего края. Особое внимание археологов привлекли много¬численные ямы (более 100), расположенные рядами и заполненные углями, золой, обломками посуды, костями рыб и животных. Изредка встречались ножи, шилья, бусины, пряслица. В одной из ям находился бегунок (верхняя часть) ручного жернова, а под ним скелеты двух рыб, челюсть животного, угольки и отдельные фрагменты керамики. Исследователи древних религий считают, что жернов мог символизировать связь с земледелием и плодородием, а рыбы - влагу или водную стихию. Заполнение другой ямы со¬стояло из семи сильно обожженных сосудов вперемешку с золой и угольками. Среди сосудов находились мелкие кальцинированные косточки и каменный пест. Особое значение, видимо, имели жертвенники, состоявшие из аккуратно уложенных костей животных. Такой набор признаков характерен для языческих святилищ, где в жертвенных ямах «кормили» огонь, бросая в него остатки пищи. Даже битьё посуды имело магическое значение и практиковалось при всевозможных жизненных событиях - на свадьбах, при рождении ребенка, на похоронах, в период посевных работ. Общий смысл этого обряда состоял в том, чтобы способствовать переходу в иное состояние, возрождению, защите от злых сил. Подобные комплексы некоторые археологи предлагают считать «поминальниками», то есть особого назначения культовыми объектами, связанными с обычаем почитания умерших предков. Вероятно, среди исследованных в Рассказани ям были и погребения, заполненные только мелкими пережженными косточками. Появление таких смешанных комплексов, видимо, связано с дальнейшим изменением мировоззрения, когда основной ритуал, сопровождающий умершего, переносится на погребальный костер.
Ряд известных археологов-славистов России, Украины, Белоруссии считают, что изменение погребального обряда у славян в первые века нашей эры произошло под воздействием славяно-германских племен так называемой пшеворской культуры, распространенной со II в. до н.э. по V в. н.э. от Одера на западе до верховьев Буга на востоке. У пшеворских племен довольно широко был распространен обычай помещать в могилу сожжение, перемешанное с остатками костра и ритуально разбитыми в момент захоронения об¬ломками глиняной посуды. Большинство таких комплексов принадлежит к безынвентарным, лишь в очень немногих встречены железные ножи, шилья, пряжки или глиняные пряслица. Автор многочисленных статей и книг о славянах член корреспондент Академии Наук В.В. Седов подобные погребения считает славянскими, сосуществовавшими с германскими племенами лугиев. Гипотезу о частичном переселении славяно-германских племен на восток от Днепра вплоть до Средней Волги поддерживает московский археолог, доктор исторических наук A.M. Обломский и самарский археолог Г.И. Матвеева.
Судя по известному археологическому материалу ранние славяне селились не только по берегам Хопра, но и на его притоках - реках Карае и Вороне. Поселения свои они устраивали в местах труднодоступных для степных кочевников - среди стариц, озер, между речками и ручьями в пойме или надпойменной террасе. При возведении нового поселка совершались особые жертвоприношения. Одно из них было обнаружено у с. Подгорное в Романовском районе, На небольшой площадке, выложенной мелкими камнями, на¬ходился глиняный сосуд с остатками костра и мелкими пережженными косточками, покрытый сверху обломками другого сосуда. То есть и здесь мы видим следы какого-то «огненного» ритуала.
В небольших поселках обычно проживало несколько семей, чтобы в момент опасности незаметно скрыться в лесу и камышах. Жить небольшими поселками отвечало и хозяйственным интересам: свои выпасы, участок земли, охот¬ничьи угодья. Возможно, существовали и более крупные поселения, где проживали жрецы, вожди, старейшины. Есть предположение, что такое крупное, укрепленное рвом и валом поселение-городище находится у поселка Турки. Жилища представляли собой полуземлянки срубной конструкции, размером где-то 4,6 х 4 м. У одной из стенок находился очаг. Обычно это была яма или небольшое углубление. Жилище отапливалось по-черному и дым выходил в дверь. Пол был земляной. Подобные сооружения на протяжении веков верой и правдой служили нашим далеким предкам. Рядом с жилищами находились многочисленные хозяйственные ямы, погреба для хранения продуктов и загон для скота. Археологам иногда везёт - в одной из ям на поселении Шапкино-2, на реке Вороне были обнаружены многочисленные зерна пшеницы, возраст которых превышал полторы тысячи лет.
Чем же занимались прихоперские славяне? Раскопки памятников дают ответ: главным образом выращивали хлеб, разводили домашних животных, ловили рыбу, охотились.

Одной из основ экономики, конечно, являлось земледелие. На это указывают находки некоторых земледельческих орудий (обломок серпа, зернотерки, бегунок ручного жернова) и зерна пшеницы. Серпы и их обломки известны во всех районах распространения раннеславянских памятников: на Днепре, Десне, в Припятском Полесье... На Хопре обнаружен пока единственный обломок такого серпа. Более многочисленны фрагменты зернотерок, при помощи которых растирали зерна злаков. Полной неожиданностью явилась находка бегунка (верхней части) ручного жернова в районе села Рассказань. Диаметр жернова 35 см, толщина около 6,5 см, изготовлен из песчаника. Чуть в стороне от центра - прямоугольное сквозное отверстие для засыпки зерна. На рабочей части хорошо заметны круговые борозды от вращения. Подобные жернова (с овальным или квадратным отверстием на бегунке) появляются в позднеримское время на территории Германии, Польши, Скандинавии и в Северном Причерноморье во II-III вв. н.э. На территории Саратовской области это один из самых ранних известных жерновов. Другие орудия для сельскохозяйственных работ пока не обнаружены. По-видимому, раннеславянское население Прихоперья обрабатывало почву деревянными, очень простыми по устройству ралами, которые у населения Восточной Европы известны с эпохи бронзы. Системой земле¬пользования был перелог, при котором плодородие почвы восстанавливалось через несколько лет естественным образом. Что касается пойменных участков, затапливаемых в половодье, то ими можно было пользоваться ежегодно. Перелоговая система земледелия существовала у соседей славян, в том числе у древних германцев, на что указывает в своем сочинении римский историк Тацит: «Они (германцы) ежегодно меняют пашню... и не прилагают усилий, чтобы умножить трудом плодородие почвы». Интересно, что большинство раннеславянских памятников, обнаруженных в бассейне Хопра, находится в пойме, что косвенно предполагает использование перелоговой системы землепользования. При такой системе поля давали небольшие урожаи, в пределах 3-5 центнеров с гектара. Судя по Днепровским аналогиям, ранние славяне нашего края культивировали просо, пшеницу-двузернянку и пленчатый ячмень. Зерно, видимо, шло на изготовление крупы, и основной хлебной пищей была каша. Для ритуальных и других особых случаев выпекались лепешки, для чего использовались глиняные диски-сковородки.
При раскопках всех славянских поселений в большом количестве встречаются кости животных. Попадаются они и в культурном слое, и в хозяйственных ямах, и часто в жилищах. Как правило, археологи собирают все кости, поскольку они очень важны для определения тех видов животных, которых разводили, на которых охотились, добывая мясо и меха. Оказывается, прихоперские славяне разводили преимущественно крупный рогатый скот: коров, быков, волов. В хозяйстве имелись овцы, козы, свиньи и, конечно, лошади, которые служили не только в качестве рабочих животных, конину употребляли в пищу.
Лесостепное Прихоперье отличалось разнообразием диких животных, поэтому важное место в жизни славян занимала охота. Охотились на лосей, кабанов, косуль, бобров и других животных.
Занятию рыболовством благоприятствовало расположение поселений по берегам рек и озер, богатых рыбой. Во время раскопок обнаружены чешуя и кости крупных рыб: судака, стерляди, сома, щуки, леща. Некоторые ямы были буквально забиты чешуей и костями рыб. А из крупных рыбьих позвонков делали даже амулеты.
Для ловли рыбы применяли сети, от которых до нас дошли лишь грузила: нити и деревянные части уничтожило время. Рыболовство являлось, наряду с земледелием, животноводством и охотой, важнейшей отраслью добычи и пропитания. Из более поздних летописей мы знаем о частых засухах, набегах кочевников, которые разоряли хозяйство славянских семей, ставя их на грань голода и вымирания. И тогда рыболовство, охота и соби¬рательство становились единственным средством существования.
Судя по находкам шлаков, жители поселков занимались металлургией. Железо получали из малонасыщенных болотных руд, широко распространенных в лесостепной зоне. В результате многочасовой плавки получали крицу-слиток губчатого железа весом до 3 кг, который надо было затем проковать для удаления шлаков. Получение железа было делом сложным и трудоемким. Металл получался невысокого качества, он представлял собой крупнозернистое железо с большой примесью шлака. Несмотря на то, что металлургией занимались практически в каждом поселке, железа не хватало. На это указывает немногочисленность находок. Обычно встречаются ножи, шилья, стамески, реже - серпы, топоры. Уникальной вещью является фрагмент кольчуги, обнаруженный на Инясевском могильнике. Правда, это могло быть и привозное изделие античных мастеров. По существу славянские металлурги постепенно становились ремесленниками, для которых главным было не сельское хозяйство и различные промыслы, а работа с металлом, дававшая средства к существованию.
Несомненно, бытовало ткацкое и гончарное ремесло. Объективным доказательством существования ткачества служат находки грузиков для примитивного ткацкого станка и пряслиц. ля, овечья и козья шерсть. Все эти виды сырья были известны в Восточной Европе с глубокой древности. Сравнительно высокого уровня достигло керамическое производство. Глиняная посуда четко делится на два типа: на грубую - кухонную и столовую, отличающуюся лучшей выделкой и имеющую заглаженную подлощенную поверхность. Симметричность корпуса и четкость формовки отдельных деталей лощеных сосудов говорят о том, что местные гончары иногда пользовались гончарным кругом ручного типа. Орнаментированной посуды почти нет, за исключением редких косых насечек и вдавлений по верхнему срезу венчика. Кроме местной посуды, на славянских поселениях встречается и импортная посуда - обломки античных амфор. Редчайшей находкой является миска, украшенная прочерченной пиктограммой (рисунком) из свастик, ромбов, крестов, треугольников и крючков. Известные археологи и историки Б.А. Рыбаков и А.К. Амброз рассматривали подобные изображения как символически связанные с магией плодородия. Ромб известен как знак женского начала в природе. В древнерусской вышивке ромб часто передает голову Великой Богини-Матери и древо жизни. Известно значение креста с четырьмя свастиками на концах - это идея распространения блага на четыре стороны света. Треугольник, как магический символ, означает землю, земную твердь. Свастика - счастье, благопожелание, огонь, солнце. Видимо, обнаруженный сосуд применялся в ритуальных действиях. Издревле у славян существовал так называемый обряд всезрения. В чаше, украшенной знаками-символами, варили семена растений, имитируя созревание посевов. После ритуала чашу разбивали, а осколки разбрасывали по селению. В бассейне Днепра, Десны, Северского Донца, Вислы посуда с прочерченными ромбами, свастикой и крючками относится к I-III вв. н.э. Встречается она и в славяно-германской пшеворской культуре. Надо сказать, что раннеславянские памятники Прихоперья не балуют археологов обилием находок, особенно металлических. Бусы, подвески, пряжки, топор, серп обнаружены на Инясевском могильнике. А в ямах и жилищах, как правило, их совсем нет, кроме костей животных и фрагментов посуды. В лучшем случае приходится довольствоваться глиняным грузиком, железным ножом, даже не всегда целыми. И что характерно, такая закономерность прослеживается буквально на всех раннеславянских памятниках Восточной Европы. Находки предметов, особенно украшений, оружия, орудий труда в совокупности с керамикой, обрядом захоронений, приемами домостроительства помогают установить возраст памятников. Учитывая все названное, раннеславянские памятники нашего края отнесены ко II-III вв. н.э. и выделены в особую инясевскую культуру. Закономерно встает вопрос: каким образом славяне появились на берегах Хопра? Откуда они пришли, преодолев тысячекилометровое пространство? Обратимся к археологическим и письменным источникам.
У ученых существуют два варианта древнейшей прародины славян: одни полагают, что первичной областью обитания праславян является лесостепь и леса Среднего Поднепровья, другие считают, прародина размещалась западнее, на Висле и доходила до Одера. Именно на этой территории обнаружены так называемые поля погребений с остатками трупосожжений. По данным языка лингвисты установили, что соседями праславян из индоевропейских народов были германцы, балты, иранцы, даки, фракийцы и даже кельты. Судя по общим славянским народам обозначениям элементов ландшафта, праславяне проживали в зоне лиственных лесов и лесостепи, вдали от гор и морей, что и отразилось в их древних наречиях. Первые сообщения письменных источников о древних славянах относятся к I-II вв. н.э. Славяне фигурируют в них под этнонимом венеды (венеты). Впервые он встречается в «Естественной истории» Гая Плиния Старшего, погибшего при извержении Везувия в 79 г. н.э. Этот труд является своеобразной энциклопедией, где содержится описание Римской империи, ее истории, географии; приводятся сведения о народах, заселявших земли восточнее Вислы, и соседствующих с группой германских племен: «Некоторые передают, что она заселена вплоть до реки Вистулы сарматами, венедами, скирами и гиррами». К концу I в. н.э. относятся сведения о венедах римского историка Публия Корнелия Тацита (55-120 гг. н.э.). Одно из его сочинений «О происхождении и местах обитания германцев» целиком посвящено описанию жизни германских племен. Рассказывая о племенах, живших восточнее германцев, он называет венедов: «Здесь конец Свебии. Отнести ли певкинов, венетов и феннов к германцам или сарматам, право не знаю, хоть певкины, которых некоторые называют бастарнами, речью, образом жизни, оседлостью и жилищами повторяют германцев. Неопрятность у всех, праздность и косность среди знати. Из-за смешанных браков их облик становится все безобразнее, и они приобретают черты сарматов. Венеты переняли многое из их нравов, ибо ради грабежа рыщут по лесам и горам, какие только не существуют между певкинами и феннами. Однако их скорее можно причислить к германцам, потому что они сооружают себе дома, носят щиты и передвигаются пешими, и притом с большой быстротой; все это отмежевывает их от сарматов, проводящих всю жизнь в повозке и на коне. У феннов - поразительная дикость, жалкое убожество; у них нет ни оборонительного оружия, ни лошадей, все свои упования они возлагают на стрелы, на которые из-за недостатка в железе насаживают костяной наконечник...»
Для исследования проблемы славянского этногенеза несомненный интерес представляют сведения, содержащиеся в сочинении готского епископа Иордана «Готика». Оно было закончено в 551 г., но автором была широко использована не дошедшая до нашего времени «История готов» Кассиодора, написанная между 526-533 гг. В произведении Иордана описаны не только исторические события, современные автору, но и более раннего времени (IV-V вв.). Иордан знал славян в период их активного расселения (середина VI в.), «которые по грехам нашим свирепствуют повсеместно». Он отмечает, что «происходят они от единого корня и известны под тремя именами: венетов, антов и склавенов». Причем термин венеты выступает у него как обобщающий для всех племен: « ...начиная от места рождения реки Вистулы, на безмерных пространствах расположилось многолюдное племя венетов. Хотя их наименования теперь меняются соответственно родам и местностям, все же преимущественно они называются антами и склавенами». Поразительно, что ни один из античных авторов не указывает, как далеко на восток простирались земли венедов-славян.
Для древних географов было большой проблемой сомкнуть данные о Скифии, полученные в Северном Причерноморье, со сведениями о Германии, Северном океане - Балтийском море и территориях на востоке. В их распоряжении не было положительно никаких сведений о промежуточных землях. Страбон откровенно признавался в этом. Всезнающий Плиний здесь тоже путается. О стране к северу от Скифии он приводит фантастические данные эллинских писателей об островах Океана, населенных коненогими людьми с огромными ушами и т.д., которым сам не верит.
На территории Восточной Европы многие исследователи с венедами отождествляют зарубинецкую культуру, которая сложилась в Припятском Полесье, Среднем и Верхнем Поднепровье в последней трети III в. до н.э.»К концу I в.н.э. Зарубинецкая культура как единое целое переживает период распада, который сопровождался массовыми миграциями (переселением), охватившими лесостепи и южную часть лесной зоны Восточной Европы. Одной из причин переселения, бегства или нашествия зарубинцев на восток и северо-восток явились набеги ираноязычных сарматских племен. К началу нашей эры сарматы свирепствовали на всём тысячеверстном пространстве от Волги до причерноморских степей. Они перерезали торговые пути, громили греческие города, нападали на славян-зарубинцев.
Одновременно с сарматами, в Поднепровье и Полесье под давлением германских племен готов, с северо-запада хлынули несметные силы лугиев, в которых археологи видят носителей уже упомянутых племён пшеворской культуры. Частично смешавшись с родственными племенами зарубинцев, они предприняли массовое переселение или нашествие на восток. Какую-то роль в этом процессе сыграли соседние балты.
После этих событий на территории Среднего Поднепровья прекращают функционировать все большие могильники, сожжены и покинуты славянские городища, на них найдены сарматские стрелы, появляются сарматские захоронения. Немногочисленное оставшееся население занимает низкие, затапливаемые места, труднодоступные для сарматских конников. Пробираться через заросшие кустарником широкие поймы, с неожиданно возникающими под ногами болотцами и старицами иногда бывает непросто. Небольшие поселения, укрытые в таких местах, были действительно трудно досягаемыми, если не знать проходов и тропинок. Та же топография расположения поселений наблюдается и в Прихоперье, где на открытых степных пространствах господствовали сарматы.
Авторы другой гипотезы полагают, что зарубинцы покинули свои земли в результате каких-то климатических катаклизмов (подъем грунтовых вод, выщелачивание земли).
Впоследствии западные переселенцы достигают Прихоперья, Примокшанья, Среднего и северной части Нижнего Поволжья, о чем свидетельствуют археологические памятники, сформировавшиеся на базе культур «полей погребений».
Видимо, в это время территория Волго-Донского лесостепного междуречья, раннее принадлежавшая финно-угорским племенам городецкой культуры, была заселена крайне неравномерно и редко. Это и позволило славянам занять пустующие земли. Отношения местных племен с переселенцами, скорее всего, носили мирный характер, что отразилось на изготовлении посуды. Постепенно исчезает финская керамика с рогожным орнаментом и на смену ей появляется гладкостенная, украшенная насечками по венчику посуда. Иногда оба типа керамики залегают совместно. А вот отношения с воинственными сарматскими племенами, кочевавшими в степном Правобережье Волги и в Подонье, на первом этапе были враждебными.
Какова дальнейшая судьба ранних славян Прихоперья, пока остается загадкой. Но в последние годы в саратовском лесостепном Правобережье Волги открыты памятники, проливающие свет на историю славянских переселенцев. Они имеют, судя по керамике, сармато-славяно-финский облик. Своеобразное Поволжское черняхово.
Основная территория расселения племен Черняховской культуры (II - IV вв.н.э.) располагалась от Дуная и Тисы на западе, до правобережья Днепра на востоке. Население, оставившее эту культуру, не было единым в этническом отношении. В его состав входили скифо-сарматские ирано-язычные, фракийские, германские и славянские племена. Они мирно уживались друг с другом. Возможно, появление смешанных памятников обусловлено новой волной миграции из южнорусских земель или результатом этнических и культурных контактов лесостепного населения - финнов, славян и сармат. Интересная коллекция «гибридной» посуды была обнаружена на I и II Чардымском, Алексеевском, Хлопковском городищах. Она представлена гладкостенными, иногда с бугристой поверхностью, горшками с защипами по венчику, сарматскими, Черняховскими мисками, кувшинами и бокалами. На II Чардымском городище найдены стеклянные и пастовые бусы причерноморского производства. Время существования подобных комплексов пока укладывается в рамках II-IV вв.н.э. К сожалению, другие факты, в том числе могильники с сожжениями или «чистые» в культурном плане поселения не известны.

На рубеже IV-V вв. н.э. в Восточной Европе происходят крупные изменения. Исчезает мощная культура кочевых сарматов, оседлая Черняховская, замирает жизнь на нижне-волжских городищах. Эти события тесно связаны с эпохой великого переселения народов или со временем гунов - кочевых племен, которые вторглись в Европу в 70-х годах IV в. н.э. Римский историк Аммиан Марцеллин так описывает вторгшихся в его страну безжалостных варваров: «...Невиданный дотоле род людей, поднявшихся как снег, из укромного угла, вырывает и уничтожает все, что попадается навстречу, подобно вихрю, несущемуся с высоких гор».
Следов славян во второй половине IV начала V вв. н.э. на Хопре и Волге нет. Зато на Верхнем Дону во второй половине III-V и даже VI вв. появляется масса поселений и городищ, по своему происхождению определенно связанных с культурами «полей погребений». С поволжскими их роднит типологически близкая керамика. Возможно, на Верхнем Дону жители нашего края укрылись от кровожадных гунов. Это частично подтверждается позднеантичными источниками. Так у Прокопия Кесарийского мы находим свидетельство о пребывании многочисленного народа антов где-то в верховьях Дона. При описании племен выше озера Меотиды этот историк вначале упоминает одно из гунских племен -кочевников - утигуров: «А за ними ещё выше к северу, сидят бесчисленные племена антов». В наиболее вероятном переводе с иранского «анты» могло означать «окраинные», «живущие на краю».
Более поздним отголоском пребывания славянского населения в Подонье является сообщение Захария Ритора, дополненное в 555 году географическим очерком земель и народов, расположенных на север от Кавказа. Перечислив 13 народов, кочевавших на Кавказе и на Нижнем Дону, автор отмечает: «...что в глубь от них живет народ амазраты и люди-псы: на запад и на север от них - амазонки...Соседний с ними народ рос или рус, люди, наделенные огромными членами тела; оружия нет у них, и кони не могут их носить из-за их размеров. Дальше на восток, у северных краев есть ещё три черных народа».
К середине VIII в. относится ещё один арабский источник, где сообщается о разгроме и пленении полководцем Мерваном каких-то сакалибов (славян), живших между Доном и Волгой.
Принадлежность населения II-IV вв. Правобережья Волги и Прихоперья одной из раннеславянских группировок подтверждается наличием здесь ахраических славянских гидронимов, открытых известным этнолингвистом О.Н. Трубачевым.
Таким образом, ранние славяне на территории Волго-Донского междуречья - это ещё малоисследованная, новая страничка в истории нашего края, которая ждет новых открытий.

По книге Хреков А.А. "Древности Прихопёрья". Балашов, 2004.



Источник: http://oldbalashov.ru/pages/drevnie-slavyane/po-sledam-drevnih-slavian
Категория: Древние славяне | Добавил: Алексей_Булгаков (19.08.2014)
Просмотров: 2973 | Теги: славяне, погребение, протославяне, Прихоперье, Хреков, Археология, балашов | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...