Категории раздела

Люди. Судьбы. Балашов.

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 777

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 25.04.2024, 22:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Люди и судьбы » Люди. Судьбы. Балашов.

Михаил Яковлевич Суслин

Суслин М.Я. один из первых и наиболее талантливых представителей московской математической школы теории функций и множеств, созданной в первой половине XX века в Московском университете академиком Н.Н. Лузиным. Михаил Яковлевич заложил основы теории открытых им аналитических (суслинских) множеств. Кроме того, он поставил одну из знаменитейших математических проблем XX века, носящую теперь его имя, - проблему характеризации действительной прямой как специально упорядоченного множества. Она оказала мощное стимулирующее воздействие на развитие современной математики. Ее полное решение было получено лишь в 1960-е годы. Созданные при этом методы и теории продолжают развиваться по настоящее время, а в огромном потоке современных публикаций по теории множеств во всем мире неизменно встречается имя М.Я. Суслина, которое присваивается все новым математическим понятиям и объектам.

Жизнь М.Я. Суслина оборвалась, когда ему не исполнилось и 25 лет, но ярок оставленный им в математике след и имя его навсегда вписано в историю этой науки.

15 ноября 1894 года в слободе Красавка Балашовского уезда у бедного крестьянина Якова Гавриловича Суслина и его жены Матрены Васильевны родился первый и единственный их ребенок - сын. Окрестили его Михаилом. Жили Суслины в небольшом домике в четыре окошка, на левом берегу Елани. Избенка эта до сих пор стоит на том же месте (дом №3 по ул. Ленина). Рядом с домиком был небольшой сарайчик, где Яков Гаврилович держал маленькую лавку. Торговали в ней разной мелочью: пуговицами, нитками, ложками, спичками, керосином, солью, конской сбруей. Эта лавочка не приносила богатств Якову Гавриловичу и даже разумного достатка, а лишь позволяла едва сводить концы с концами.

Здесь и пролетело детство Михаила, состоящее в том, чтобы помочь отцу в нехитром торговом деле, подергать сорняки на огороде, сбегать на речку - порыбачить и искупаться, выкопать по осени картошку, сходить с родителями в церковь.

В одном квартале от домика Якова Гавриловича размещалось Красавское 2-е земское училище. Осенью 1903 года в возрасте девяти лет Михаил Суслин переступил его порог.

Балашовская уездная земская управа начала заниматься вопросами народного просвещения еще до отмены крепостного права. В Красавской волости при 10 167 душ населения в 1901-1902 учебном году насчитывалось 6 начальных народных училищ Министерства Народного просвещения, в которых обучалось 413 учащихся (378 мальчиков и 35 девочек).

Начальное Красавское 2-е земское училище основано 11 октября 1899 года. С самого его основания, более двадцати лет проработала в нем учительницей Вера Андреевна Теплогорская-Смирнова, окончившая курс Епархиального училища и происходившая из потомственной учительской семьи. Попечителем училища являлся управляющий удельным имением Павел Сычев. Училище состояло из трех отделений (параллельных классов), в которых в 1901-1902 учебном году обучалось 34 мальчика и 4 девочки, а в следующем - 30 мальчиков и 6 девочек. В 1902 году его окончили 6 мальчиков, а в 1903 - 4 мальчика и одна девочка. Принимали учиться практически всех желающих детей. Но оканчивали училище далеко не все. В конце каждого учебного года из Балашова приезжала комиссия, который назначал уездный училищный совет, ведавший делами всех народных училищ уезда, и допущенные ученики перед комиссией держали строгий экзамен. В училище тогда учили закону божьему, славянскому и русскому чтению, письму и арифметике.

Осенью 1903 года Миша Суслин пришел в Красавское 2-е земское училище. Его первой учительницей стала Вера Андреевна Смирнова. Именно она заронила в него первую искру знания, пробудила его самобытный талант, который, казалось, только и ждал мудрого и внимательного наставника. Сельская учительница не просмотрела юный талант, не отнеслась к нему с безразличием, а приняла в судьбе Миши самое деятельное участие.

В 1903 году Вере Андреевне Смирновой было чуть больше тридцати лет. Это была высокая и стройная женщина с темно-русыми волосами. Всю свою жизнь она отдавала педагогической деятельности. Была умна, старательна и очень добросовестна. Ежедневно проверяла, кто из учеников не освоил материал, с отстававшими занималась дополнительно. Была строга и весьма требовательна, нерадивых и недисциплинированных учеников могла поставить "столбом" у доски на весь урок. Многие ее воспитанники вышли "в люди" и благодарили ее за науку.

Учился Михаил легко и в школе был первым учеником. Вера Андреевна любила его и ставила в пример другим. Часто можно было увидеть его в окружении одноклассников, которым он с охотой что-то объяснял, помогал решить задачу. Нередко и Вера Андреевна вызывала его к доске, когда требовалось точно и быстро сделать какие-то вычисления или решить другую трудную задачу. Не было случая, чтобы он разочаровал свою учительницу.

Весной 1904 года Михаил Суслин успешно выдерживает выпускные испытания и заканчивает начальное Красавское 2-е земское училище. Вера Андреевна Смирнова поняла, что ее ученику Михаилу Суслину нужно, во что бы то ни стало, продолжать учиться, ибо талант пробуждается в нем недюжинный. Немало приложила она усилий к тому, чтобы убедить в этом и своих состоятельных односельчан, и те помогли материально Якову Гавриловичу и Матрене Васильевне отправить Михаила для продолжения учебы в уездный город Балашов.

Уездный город Балашов был в начале XX века заштатным провинциальным городком с населением около 17 000 человек.

Михаил поступил в частное мужское учебное заведение 1-го разряда. Во время учебы он жил на квартире у купца Безбородова. Купец быстро оценил по достоинству ум своего юного постояльца и не раз предлагал ему жениться на своей дочке, обещая в приданное миллион рублей. Михаил улыбался и отвечал: "Я пока обожду, надо сперва с наукой справиться". Говорил он заметно окая, глухим бубнящим голосом. Учился в гимназии легко, а в свободное время, чтобы заработать деньги, сам давал уроки, готовил к экзаменам детей богатых. Постепенно Михаил сам встал на ноги, мог платить за учебу в гимназии. приезжал в Красавку с подарками родственникам и соседям и при деньгах. Учился Михаил в гимназии блестяще. При  переходе из 6-го класса в 7-й и из 7-го в 8-й удостаивался наград 1-й степени.

В 1913 году завершив курс Балашовской гимназии, Суслин на лето, отправился в родную Красавку. Там он занялся подготовкой к поступлению в Московский университет. На адрес ректора Московского университета, Суслиным было направлено прошение о зачислении на первый курс математического отделения физико-математического факультета Императорского Московского университета. 7 августа 1913 года прошение было одобрено: "Зачисляется студентом математического отделения".

В дореволюционных университетах России была принята трехбалльная система оценок: неудовлетворительно, удовлетворительно и весьма удовлетворительно. В зачетной книжке (тогда она называлась "записью студента") Михаила Суслина нет других оценок, кроме наивысшей - весьма удовлетворительно.

До начала XX века физико-математические факультеты российских университетов готовили в основном преподавателей для школ и гимназий. Некоторая часть оканчивающих шла на работу чиновниками в ведомственные канцелярии и лишь очень малая часть оставлялась при университете "для приготовления к профессорскому званию" с тем, чтобы затем заниматься научной деятельностью и преподавать в университете. Михаил Суслин твердо знал, для чего он поступил в Университет. Он не просто хотел лишь изучать математику, он хотел стать ее творцом.

Чтобы стать в математике творцом нужно освоить огромное количество понятий и методов из многочисленных и разнообразных математических дисциплин. и не просто усвоить - проанализировать и понять взаимосвязь между математическими дисциплинами, увидеть, как их понятия и методы взаимопроникают друг  в друга, понять главное: все эти математические дисциплины суть ветви единого могучего дерева математической науки. и еще, чтобы открыть в математике что-то новое нужно как можно раньше выбрать ту ее ветвь, которая наиболее соответствует вашим вкусам, складу ума, а затем упорно продвигаться вперед. Но чтобы найти что-то, нужно искать. Осознание такого пути и осознание своих больших возможностей на математическом поприще несомненно выделяло юного студента Михаила Суслина из полутора тысяч студентов физико-математического факультета.  Начав поиск своего пути в математике, несмотря на перегруженность лекциями и другими занятиями, "зеленым" первокурсником весной 1914 года пришел он в научный семинар Д.Ф. Егорова, на котором познакомился со студентами разных курсов: Павлом Александровым, Дмитрием Меньшовым, Александром Хичниным и др.

Семинар Д.Ф. Егорова занимал видное место в математической жизни Москвы, на его пленарные собрания приходили, как правило все математики Москвы, активно занимавшиеся или следившие за развитием науки и собрания эти в некотором роде конкурировали с собраниями Московского математического общества.

В такую атмосферу творческого поиска, обилия научных идей и попал Михаил Суслин. А на бедующий год он становится учеником Николая Николаевича Лузина.

Лузин создал группу молодых математиков-единомышленников, в которую вошел и Суслин. Свою группу они в шутку называли "Лузитанией". Ее отличительной чертой в науке было активное развитие нового раздела математики - теории множеств и функций действительного переменного, самостоятельность и традиционность мышления, поиски новых проблем и путей их решения.

В начале 1916 года Н.Н. Лузин  предложил Суслину изучить знаменитые мемуары Анри Лебега об аналитически представимых функциях. Внимательно изучив работу Лебега, Суслин обнаружил ошибку в рассуждения маститого всемирно признанного ученого. Михаил не верил своим глазам. М.Я. Суслин открыл новый большой класс множеств, которые впоследствии стали называться суслинскими.

Обо всех своих открытиях студент 4 курса доложил на заседании студенческого математического кружка 28 ноября 1916 года. Его доклад назывался "Множества, измерение В" Лузин проверил результат Суслина, высоко оценил его и предложил написать о нем статью, которая была опубликована в 164-м томе журнала "Доклады Парижской академии наук" 8 ноября 1917 года. Это была единственная научная работа, которую успел при жизни опубликовать М.Я. Суслин.

Весной 1917 года М.Я. Суслин блестяще завершает полный курс математического отделения физико-математического факультета Московского университета. Активная работа Михаила в научном кружке была замечена его наставниками, и по окончании университета он получил рекомендацию с самой лестной характеристикой: "Имею честь покорнейше просить физико-математический факультет оставить при университете на два года без содержания для подготовки к профессорскому званию окончившего курс с дипломом первой степени Михаила Яковлевича Суслина."

В 1918 году в Москве сложилась трудная обстановка. Продолжительная мировая война, сменившаяся войной гражданской, начавшаяся интервенция капиталистических держав резко подорвали положение молодой Советской республики. В Москве не хватает продовольствия, почти нет топлива. Все это не могло не сказаться и на жизни университета. Занятия в нем свертывались, студенты разъезжались. Трудное экономическое положение Москвы явилось, в частности, одной из причин того, что в 1918-1920 гг. в некоторых городах страны, где условия жизни были лучшими, чем в Москве и Петрограде, были открыты новые вузы и факультеты. Туда переехала на работу часть ученых обеих столиц. Это способствовало тому, что были спасены значительный научные силы страны.

Многие ученые Москвы стали работать в Иваново-Взнесенкском политехническом институте, организованном в 1918 году и ставшим первым высшим учебным заведением России, открытым после Революции.

Организаторы института предложили Н.Н. Лузину сформировать в институте кафедру чистой математики и возглавить ее. На первом же заседании Совета профессоров института, состоявшемся 1 октября 1918 года, Н.Н. Лузин был избран ординарным профессором на кафедре чистой математики по инженерно-механическому и сельскохозяйственному факультетам. В первом учебном году, 1918-1919, его коллегами по кафедре стали лишь два его ученика - Михаил Яковлевич Суслин и Владимир Семенович Федоров.

На первом заседании Совета профессоров Иваново-вознесенского политехнического института М.Я. Суслин единогласно избирается профессором экстраординарным по чистой математике. Суслин проводил занятия по высшей математике на химическом факультете. Он активно включился в преподавательскую работу. К сожалению, год работы в институте не был для него плодотворным в научном отношении. Возможно, в этот период наступает спад его творческой активности, последовавший за феноменальным  взлетом в его последние студенческие годы. Возможно, сказалась необустроеность жизни, переезды, разруха и голод.

Наступившее лото 1919 года не принесло Суслину облегчения. Наоборот, он чувствовал себя измотанным, уставшим, после двухлетней работы без отдыха, в условиях полуголодного существования. Он чувствовал, что здоровье его тает, и это не могло не угнетать. Суслин принимает решение оставить Иваново-Вознесенский институт и пишет заявление об увольнении.

Михаил Яковлевич начал готовиться к возвращению на родину, в Саратовскую губернию. Он напасал письмо отцу в Красавку, в котором спрашивал об остановке в селе, о болезнях (в стране свирепствовал тиф) - не разгулялись ли в их краях.

Александров так вспоминал о жизни Суслина в Иванове: " Суслин в Иванове не ужился и вскоре потерял там свою работу. Ввиду этого, по инициативе некоторых товарищей, возник план о предоставлении Суслину профессорского места в Саратовском университете. Ожидалась рекомендация Лузина. Лузин ее не дал и не поддержал предоставления Суслину преподавательского места в Саратовском университете. Не получив этого места, Суслин уехал к себе в деревню!" До сих пор остается загадкой, почему же Лузин не дал своему талантливому ученику рекомендацию для получения им профессорского места в Саратовском университете.

 Чем занимался Суслин в Красавке? Конечно, в раздумьях о том, как жить дальше. Несмотря на отказ Лузина в рекомендации, Михаил все же  надеялся связать свое будущее с этим университетом. Но надежды оказались тщетны. Михаил заболел сыпным тифом. Его слабый организм не мог побороть тифозную инфекцию. "1 октября 1919 года Михаил Яковлевич Суслин скончался.

Весть о трагической смерти быстро долетела от Москвы до Иваново-Вознесенска, и уже 11 декабря 1919 года в местной газете был помещен некролог "Памяти профессора М.Я. Суслина", подписанный Владимиром Семеновичем Федоровым.

10 декабря Совет профессоров Иваново-Вознесенского института обратился в Президиум Комитета по учреждению института с просьбой выдать родителям Суслина пособие в размере 10 000 руб. Просьба была удовлетворена. На следующий день бухгалтерия института получила распоряжение на выдачу этих денег.

Яков Гаврилович не мог пережить смерти сына: он помешался умом и вскоре умер. Безгранично было горе и Матрены Васильевны. Дожив до глубокой старости, она часто плакала и все время вспоминала своего Мишаню. После смерти мужа, чтобы как-то прокормиться во время страшного голода 1921 года, она вынуждена была продать богачу из соседнего села Мишины вещи: граммофон с пластинками, волчий тулуп, гимназическую форму. Продана была и Мишина золотая медаль, которой он был награжден по окончании Балашовской гимназии. Не стало Анны Васильевны в конце 1920-х годов.

Имя великого математика Михаила Яковлевича Суслина знают во всем мире. Мы должны гордиться свои талантливым земляком, рассказывать о нем своим детям и внукам. Мы живы своими корнями, и чем глубже они, тем сильнее человек.

Категория: Люди. Судьбы. Балашов. | Добавил: Алексей_Булгаков (17.10.2014)
Просмотров: 952 | Теги: Математик, Михаил Яковлевич Суслин, биография, балашов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...