Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 776

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 20.04.2024, 05:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » История населенных пунктов » Балашовский район

Село Михайловка

По преданию село Михайловка возникло во второй половине XVII века. Оно заселено выходцами из районов Украины. Было это в то время, когда в России царствовал Петр I. Казаки поселились в Поволжье, чтобы доставлять в Россию соль с озера Алтаннор-Элтон. Имея разрешение на заселение свободных земель, украинцы широким потоком устремились на Дон, Среднюю и Нижнюю Волгу и дальше до Урала и Сибири. Потом переселенцы с Украины прибывали сюда ежегодно. Однако, в те годы свободно переселяться с Украины могли только зарегистрированные в полках казаки. Они считались свободными людьми. Разумеется, крепостные крестьяне такой возможности не имели. Прихоперский край стал пристанищем беглых крестьян центральной России и казаков Хоперского округа войска Донского. Стрельцы тоже уходили на Хопер в необжитые места. Значительный наплыв беглецов усилился в 1697 - 1698 годах из Воронежа, где осуществлялась постройка морских судов, начатая по инициативе Петра I. Люди бежали, чтобы избавиться от "тягот стругового дела". Первых поселенцев привлекала в основном богатая земля. Степной нетронутый чернозем манил людей своим естественным плодородием. В связи с этим заметим, что она манила не только беглых крестьян и казаков, но и богатых людей царского двора. Обширные земельные площади Прихоперья за разные заслуги раздавались царским двором знатным дворянам , боярам,князьям, графам, а впоследствии помещикам.В лесостепном Прихоперье в разные годы владели землями Нарышкины, Чернышовы, Разумовские, Голицыны,Воронцовы, Волконские и др. Вольная раздача земель царским сановникам сказалась в дальнейшем на закрепощении беглых крестьян за счет развития крупного помещичьего производства. В Балашовском уезде до 18% плодороднейших земель находилось в руках помещиков и дельцов-перекупщиков. Заселение Балашовского уезда шло с северо-запада на юго-восток. Cреди первых поселенцев были русские, украинцы,мордва, чуваши, представители других народностей. Массовое переселение русских людей происходило в промежутке 1775-1800 годы.Украинцы (малороссы) появились в пределах Балашовского уезда в начале XVIII столетия. В 1747 году для перевозки соли с озера Эльтон были приглашены украинцы. Их называли чумаками. Они имели немалые льготы: им давалась земля для пастбищ, налоговые скидки, ссуды для обзаведения личным подворьем. Они не призывались на военную службу. В основном осели переселенцы из внутренних губерний России. Вот села, расположенные в Балашовском уезде вблизи города Балашова:

1. Село Ивановка - заселена выходцами из Московской, Тульской, Орловской областей.
2.Малиновка - из Калужской.
3.Рассказань-из Воронежской.
4.Тростянка- из Рязанской.
5.Алмазово- Тамбовской.
6.Терновка - Тульской.
7.Михайловка - переселенцы графа Семена Михайловича Воронцова из слободы Воронцовка Воронежской губернии. (Были выходцы из Черниговской губернии.Графу были жалованы земли-вот он и перевез своих крестьян. Деревня в Чернигове называлась Михайловка.?)*.

* Сведения из сборника статистических сведений Саратовской губернии. Издание 1893 года.

СЛОБОДА МИХАЙЛОВКА.

Наличие народонаселения по переписи 1886-1887 годов. Число домохозяев 222 двора, работников от 18 до 60 лет - 805 человек, полуработников от 14 до 17 лет - 80 человек, младенцев - 30, работниц от 16 до 55 лет - 592 человека. 
Общего пола - 1507 человек.
Крестьяне на дарственном наделе, бывшие графа Воронцова, малороссы и православные. Селение построено в два порядка. Имеет 1,5 версты в длину, 300 сажень в ширину. Находится от Саратова в 280 верстах. Школа, церковь и волостное правление в самом селении. Крестьяне переселены в 1800 году графом Воронцовым из слободы Воронцовка Воронежской области. До 1861 года состояли в оброке, с души платили по 40 рублей ассигнациями в год. Вся земля при имении была во владении крестьян, на душу приходилось в двух полях до 5 десятин. В дар вышли по собственному желанию. На 865 душ числится по плану 973 десятины уборной царской земли. Оставшаяся за наделами крестьян земля была продана в 1871 году за 1,5 млн. руб.(Земля эта составляла три имения-Михайловку, Романовку, Малосеменовку). В конце 1860 года по предложению казны переселились в Кубанскую губернию 23 двора средней зажиточности. Там они были освобождены от от всяких налогов и повинностей. Земли сначала пахали, сколько хотели, но потом им нарезали по 7 десятин на душу. Проезд туда был за полцены. Все, выехавшие туда домохозяева, образовали отдельное поселение.От здешнего михайловского общества они были отчислены. Далее граф Воронцов проиграл в карты наших предков князю Волконскому, слободу Михайловку и землю, которая принадлежала крестьянам. Он нашел управляющего немца, который и управлял михайловской землей.
Из справочника статистических сведений 1926 года: с.Михайловка Тростянской волости, дворов - 335, население -1843 человека, женщин - 975, мужчин - 868.
Вся наделенная земля в одном участке, длина его 3 версты, а ширина 1 1/2 версты. Выгон окружает селение, а поля за выгоном сажень в 150 - 200 от селения. Наделенная земля пересекается глубоким оврагом, речки нет, вода запруживается в овраге. Вся почва - чернозем, глубиной до 1 аршина, подпочва желтая, глина. С выходом на волю разверстали землю по ревизским душам (так делали и при крепостном праве). Усадебная земля вычитается из количества пашни, приходящейся от домохозяина. Ежегодно делается паровое поле. Число разверсточных единиц ежегодно изменяется, так как упалые,выморочные и переселенные души перешли в рвзверстку на общество. Ревизских душ считается 863, но так как их них 70 душ ушли на новые места, а 164 души упалых и выморочных разложены на общество, то в 1885 году земля разверстывалась только на 631 душу. Упалые души идут в общую, а в противном случае остаются за домохозяевами. Вдовы с малолетними детьми, если пожелают, могут содержать землю. Дележ производили староста и писарь. На каждую душу намеряется один загон в поле, сколько придется по расчету. В 1885 году на 1 душу приходилось по 15 на 100 сажень. Полоса - 21 целая 1/4 десятины. Его не делят, а отдают пожарному стойщику. Леса в наделе нет. На постройки покупают в Балашове или в Воронежской губернии у частных владельцев по Хопру ( дуб, осину, липу). Топят кизяками и соломой. В 1885-1886 годах платили за воз соломы по 1 рублю. Последняя перемерка производилась в 1885 году. Новым домохозяевам отводят по 7 на 100 сажень на старой усадебной земле, пустых мест много. Обработка ее и уборка производится по найму, причем деньги раскладываются по душам. В 1883 - 1884 годах обработка и уборка стоили 62 рубля в год. Хлеб с общественной запашки ссыпается в магазин для пополнения недоимок. В слободе Михайловка хлебный магазин, крытый соломой. К 1 января 1885 года в магазине состояло на лицо озимого хлеба 503 четверти 2 меры, ярового - 284 четверти.

Достопримечательностью села является каменная церковь в одной связи с колокольней, однопристольная во имя Аристратига Михаила, построенная в 1817 году на средства прихожан, крытая железом, 410 кв. аршинов, на 300 человек, придел в честь благоверного Александра Невского был пристроен в 1889 году. На колокольне 5 колоколов, вокруг храма погост ,засаженный деревьями и кустами желтой акации, с деревянной оградой и железной решеткой. На 1907 год церковь имела 33 десятины земли. 


 

с. Михайловка


Церковь с. Михайловка.

Службу вел священник Сергей Иванович Сургучев. На 1912 год 1810 прихожан. жителей в селе 2104 человека. 
Священник Разумов Прокопий Васильевич, 66 лет. Окончил семинарию, оклад 104 рубля 84 коп. 
Псаломник Тихомиров Павел Иванович, 49 лет.Окончил духовную семинарию, оклад 35 рублей 28 коп. На 1922 год верующих в селе 1900 человек, священник Яков Иванович Кашинский, 24 лет, прибыл 12 октября 1922 года из Терновки, женат. 
Через год священником стал Дмитрий Георгиевич Сергиевский, 57 лет, жена - Любовь Андреевна, 55 лет. На 1 января 1926 года верующих в селе 593 человека. 
Священник Сластушинский Владимир Тихонович. С 1930 года служба не велась из-за отсутствия священника. 19 марта 1932 года церковь закрыли и передали под хлебное хранилище по ходатайству граждан, сельского совета и колхоза "Красный Октябрь".

Постановлением Балашовского уездного исполкома от 19 ноября 1918 года была создана комиссия по отделению церкви от государства и школы от церкви, в которую вошли от исполкома - Рыбаков, от отдела народного образования - Шишокин и от отдела юстиции - Соловьев. Они разослали в волостные Совдепы декрет Совнаркома от 23 января 1918 года и положение Саратовской губернской комиссии от 1 октября того же года. С середины декабря 1918 года началась организация волостных комиссий по отделению церкви от государства и школы от церкви и опись церковного имущества. Сразе же в губернский исполком и даже во ВЦИК стали поступать многочисленные жалобы верующих о самоуправстве местных властей: закрытие церквей, выселение священников, разворовывание имущества, препятствия верующим гражданам совершать свои религиозные обряды.

22 декабря 1918 года Саратовская губернская комиссия разослала в уездные комиссии разъяснения о том, что отделение церкви от государства и ее закрытие - это не одно и то же, что в декрете ясно сказано:"... каждый гражданин имеет право исповедовать всякую религию или же никакую". Никто не может запретить богослужение и, тем более, закрыть церковь без ведома центральной власти.

23 июля 1920 года всем уездным исполкомам была распространена просьба отдела юстиции губисполкома о том, чтобы с выселением священников из домов были осторожны, "дабы не давать повода изображать служителей церкви, как гонимых мучеников за идею и не делать церковь в глазах населения насильственно упраздненного властью института".

После проведенного анкетирования в селе, где предлагался выбор, кому будет принадлежать церковь - коллективу верующих или религиозномй обществу, было определено, что церковное имущество Михайло-Архангельского храма передано коллективу верующих.

Из священного писания известно, что Архангелов, начальствующих над остальными Ангелами, семь. Первый из верховных Ангелов - Поборник Славы Божией, Михаил, что означает "кто как Бог". Он Аристратиг - вождь всех Сил Небесных. Это он возглавил небесное Воинство в битве против сатаны и отпавших от Бога ангелов, поэтому его изображают в золотом воинском облачении с мечом или копьем, попирающим ногами дракона. Иногда копье Михаила украшено белой хоругвью с крестом, что символизирует нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. В трудные времена Аристратиг Михаил приходил на помощь России. Так, в 1608 году, когда польское войско самозванца Лжедмитрия осадило Свять-Троицкую Сергиеву Лавру, в день памяти Собора Архангела Михаила, во время вечери вражеское ядро ударило в колокол и, отскочив в окно Троицкого Собора, где нетленно почивают мощи преподобного Сергия Радонежского, пробило икону аристратига Михаила. Во время службы настоятелю лавры архимандриту Иосифу Михаил явился в славе, в сияющих доспехах и грозно сказал:"Вскоре всесильный Бог воздаст им отмщение". И через некоторое время неприятельское войско, безуспешно простояв под стенами обители 16 месяцев, с позором отступило. Из справочной книги Саратовской Епархии 1912 года: село Михайловка Терновской волости Балашовского уезда находится в 323 верстах от Саратова, от города Балашова в 30 верстах, от станции Родничок в 5 верстах. Домов в селе - 263, население - 1810 человек, женщин - 932, мужчин -878 .

Кирпич для постройки церкви изготавливали здесь же, глину добывали из Макашевского пруда и из пруда Кирпичовка, на берегу которого был заводик, где обжигали кирпич.Церковь клали на извести, смешанной с яичным белком. Для укрепления использовали гвозди "ухнали"( квадратные), обматывали их проволокой, сверху опять штукатурили известью. Окола 100 лет назад в селе жил звонарь, мастерски владевший искусством колокольного звона. Среди окрестных цеквей колокола нашей церкви славились особенным звоном. Для потехи сельчан он в праздники иногда звонил "Барыню".Церковный хор села считался одним из лучших в округе. Колесникова Ульяна Федоровна вспоминала,как однажды устроили соревнования в певческом мастерстве между михайловцами и жителями Старого Хопра. Старохоперцы, послушав наш хор, не стали выступать, признав этим превосходство михайловцев. Существовала церковно-приходская школа, где учили грамоте только мальчиков. Школа располагалась рядом с церковью. Здесь же она размещалась и после революции.

В 30-е годы церковь закрыли, и в последующие годы она служила зернохранилищем. Теперь церковь сильно разрушена, но по-прежнему восхищает добротностью постройки и красотой фресок, частично сохранившихся не смотря на все неблагоприятные условия. 

В селе родился и жил выдающийся человек - Тараканов Василий Прохорович, революционер, член КПСС с 1906 года, секретарь Укома партии. Тараканов Василий Прохорович родился 6 марта 1887 года в селе Михайловка Родничковской волости Балашовского уезда. Окончил Терновскую двуклассную школу и Мариинское земледельческое училище в Николаевском городке. В.П.Тараканов участвовал в революционных выступлениях учащихся, установил связь с Саратовской социал-демократической организацией. 18 июля 1906 года при обыске у него было найдено много нелегальной литературы, подтверждающей его принадлежность к социал- демократической организации и связь с ней. В августе этого года он был отдан под негласный надзор полиции. 2 июля 1907 года по приговору Саратовской судебной палаты осужден на двухмесячное заключение в крепость. Выйдя из тюрьмы, Тараканов В.П. перешел на нелегальное положение и работал в Балашовской организации РСДРП. В 1909 году арестован и направлен в Саратовскую тюрьму. Приговором Саратовской тюремной палаты 24 марта 1910 года за принадлежность к большевистской организации и революционную деятельность был выслан на поселение в Верхоленский уезд Иркутской губернии. В 1917 году в Балашов вернулся хороший оратор. Василий Прохорович просто и доходчиво разъяснял политическую обстановку. Пользовался большим уважением. 24 декабря 1917 года был избран председателем горсовета, позже был членом уисполкома и губисполкома, предселателем Балашовского совнархоза. 8 августа 1920 года был принят в РКПБ. Годы тюрьмы и ссылки сделали свое дело - он заболел туберкулезом легких, но не щадил себя, работал из последних сил, с винтовкой в руках сражался с белогвардейцами и "зелеными" бандами. Нелегкой была долгая поездка в товарном холодном вагоне на 9 съезд РКП(б) в марете 1920 года, куда он был избран как секретарь Балашовского укома партии. Умер Тараканов Василий Прохорович 3 апреля 1921 года, похоронен в братской могиле в парке имени Куйбышева у монумента Славы в городе Балашове. "Это был редкостный по своим душевным качествам человек, в самом высоком и прекрасном смысле этого слова, незаурядного ума, скромности и крестальной чистоты",- так вспоминает о нем доктор исторических наук, организатор Балашовского комсомола, член уездного бюро профсоюза Е.Степанова. Он прожил короткую, но яркую жизнь.Не щадя своей жизни, он боролся за наше светлое будущее. Именно потому, что жизнь Тараканова В.П. всегда была непосредственно связана с родиной, улица в родном селе носит его имя. С улицей Тараканова связана жизнь и многих балашовцев. Строительство в поселке "Япония" началось в полосе отчуждения Рязано-Уральской железной дороги по улице Большая Садовая, где земельные участки отводили только желехнодорожникам. В начале 20 века были построены первые дома. Раньше она называлась Петровской . В 1982 году она была переименована в улицу Тараканова.


Информация и фотографии предоставлены учителями СОШ с. Михайловка. http://michailowka5.ucoz.ru/

Категория: Балашовский район | Добавил: Алексей_Булгаков (16.09.2014)
Просмотров: 2742 | Теги: михайловка, история, село, балашов | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...