Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 777

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 27.04.2024, 20:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Город Балашов » Учебные заведения города

Создание земской школы в Балашовском уезде.
В положении о губернских и уездных земских учреждениях указывалось, что «К предметам ведомства земских учреждений... принадлежат попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведывании содержимыми на счет земства школами и другими учебными заведениями».
Необходимо подчеркнуть, что проблема народного образования стояла к середине 60-х годов XIX столетия чрезвычайно остро. Из­вестный исследователь истории отечественного народного образо­вания В.И. Чарнолуский указывает, что в 1856 году одно народное училище в России приходилось на восемь тысяч жителей, а один учащийся - на 142 жителя. По Саратовской губернии одно народ­ное училище приходилось на 10367 жителей, а один учащийся - на 353 жителя. На одну школу приходилось 1770 детей, один ученик на 34 мальчика школьного возраста и одна ученица - на 267 девочек школьного возраста.

Крепостной А.Никольский, автор интересного и глубокого «Хо­зяйственного описания Балашовского уезда», знавший о положении в деревне не понаслышке, в 1855 году заявлял: «Обращаясь же к классу крестьян, можно сказать, что из 1000 душ грамотных сыщет­ся не более 5, так как есть много селений, в которых не найдется ни одного человека, знающего грамоту».

Выше сказанное дает основание говорить о том, что система на­родного образования Саратовской губернии второй половины XIX века получила, по словам П.Г. Любомирова, «очень малое по коли­честву и действенности наследие».

Однако и земства далеко не сразу занялись сельскими школами. Как выразился земский деятель, балашовский врач В.Д. Ченыкаев, для земств «медицина выступает как бы в роли любимого детища, а школа - нелюбимой падчерицей».

В исторической литературе уже неоднократно отмечались сле­дующие причины подобного явления. Во-первых, сословный со­став земства существенно отдалил земские учреждения от массы крестьян, что тормозило их практическую деятельность. В этой свя­зи весьма справедливо замечание одного из активных деятелей Ба­лашовского уезда Н. Ракитникова: «Земство на первых порах было почти столь же чуждо массе крестьянского населения, как и чи­новники; и ему еще предстояло впереди трудная и долгая задача сближения с народом, ознакомления его со своей деятельностью, за­воевания его доверия и поддержки». Во-вторых, деятельность зем­ских органов самоуправления была ограничена разного рода запре­тительными инструкциями.

Однако уже в первые годы функционирования Балашовским зем­ством делались определенные шаги по пути развития народного образования. Начиная с 1866 года и по 1872 год, Балашовское земство еже­годно выделяет на нужды образования 3000 руб. При этом основными направлениями расходования были прибавки к жалованию наиболее квалифицированным учителям, ремонт школьных зданий, приобрете­ние учебников, пособий, писчебумажных принадлежностей.

Кроме того, на земскую управу возлагалась ответственность за состояние школы, качество преподавания, за организацию система­тических занятий. Уже первые проверки, проводимые управой, показали: «Во многих (т.е. школах - В.К) встречается большой недо­статок в учебных пособиях, как для первоначального чтения и пись­ма, так и для обучения катехизису, св. истории и арифметике. Долж­ности учителей в некоторых училищах исправляются малограмот­ными лицами... Со стороны волостных и сельских начальств не имеется никакого наблюдения затем, чтобы ученики как следует по­сещали училище и заявления учителей о нехождении учеников без уважительных причин оставляются без всякого внимания».

Земские деятели в своем большинстве полагали, что основную часть расходов по содержанию школ взяли на себя крестьянские об­щины. Это тормозили развитие школьного дела. Так, в ноябре 1867 года по инициативе священника А. Воронцова крестьяне с. Иванов­ки - 1-й на сельском сходе приняли решение построить за свой счет школьное здание. С этой целью ежегодно собиралось 5 коп. с ду­ши. Строительство было закончено лишь к июлю 1880 года. В це­лях экономии крестьяне отказывались оплачивать труд квалифици­рованных педагогов и предпочитали пользоваться услугами мест­ных грамотеев. Вот, например, в феврале 1868 года волостное прав­ление с. Ольшанки, ходатайствуя под давлением училищного совета при уездной земской управе об открытии школы, просило «допус­тить до обучения... нанятого нами села Ольшанка бессрочно от­ставного фейерверкера Никифора Савельева Белынского, каковому и определено жалование в год 60 рублей серебром на своем всем содержании».

Столкновение с подобными настроениями и реальными воз­можностями крестьян побудили местных земцев постепенно пере­смотреть представления о роли земства в народном образовании. Уже в 1873 году земская управа направила в качестве стипендиатов Балашовского уездного земства 8 человек. Необходимо подчеркнуть, что основная масса учителей сельских школ на рубеже 60-х-70-х годов XIX столетия была выходцами из духовной среды. Так, в 1874 году из 39 сельских педагогов 30 были детьми духовенства.

Перелом в деятельности Балашовского земства в сфере народ­ного образования начинается с середины 70-х годов XIX века. Во-первых, значительно выросли расходы Балашовского земства на на­родное образование. В 1872-73 учебном году они составили 5600 руб., в 1874-75 - 10250 руб., а в 1876-77 - 18586 руб. Во-вторых, выросло число школ и количество учащихся. В 1872-73 учебном го­ду в уезде существовало 40 сельских школ, а в 1876-77 уч. году уже 54. В 1872-73 уч. году в них занималось 2411 мальчиков и 257 дево­чек, а в 1876-77 уч. году - 3461 мальчик и 382 девочки.

Однако первые успехи еще не означали решения всех проблем. Выделяемых земским собранием средств продолжало не хватать. В 1874 году были открыты народные училища в селах Аркадак, Боцманово, Баклуши. На их содержание крестьяне доплачивали: в Аркадаке - 80 руб. в год, в Боцманове - 25 руб., в Баклушах - 40 руб. в год. Неудовлетворительным оставалось обеспечение школ учеб­никами и литературой для чтения. В 1875 году в Аркадакском учи­лище в фундаментальной библиотеке (предназначенной для чтения школьниками и крестьянами) имелось 15 экземпляров книг (14 на­званий) на сумму 8 руб., а в ученической - 43 экземпляра (6 назва­ний) на сумму 10 рублей. Неудовлетворительными были также и школьные здания. В 1874 году инспектор народных училищ по Балашовскому уезду констатировал, что «из сельских училищ только 15 (помещений - В.К.) можно считать удобными, ... остальные по своей тесноте для училищ совсем не пригодны. В классной мебели в большей части училищ тоже недостаток» .

Изучение опыта деятельности Балашовского уездного земства во второй половине 60-х - первой половине 70-х годов XIX в. сви­детельствует, что земства занялись решением проблемы народного образования с первых лет своего существования. Однако их начина­ния носили отрывочный характер, осуществлялись очень медленно и мало соответствовали реальным народным потребностям.
Категория: Учебные заведения города | Добавил: Алексей_Булгаков (05.11.2014)
Просмотров: 869 | Теги: история, образование, земство, балашов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...