Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 794

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 09.11.2024, 16:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Город Балашов » Учебные заведения города

История Балашовского летного училища. Часть 2.

УЧИЛИЩЕ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПОСЛЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1946-1958гг.)

По материалам сайта: http://www.bvai.narod.ru

Большое развитие в эти годы получает Авиация Дальнего Действия (АДД). Для укомплектования строевых частей, которые начали перевооружаться на новую современную технику, требовались высокоподготовленные летные кадры. А их могли подготовить только специальные авиационные училища.
С этой целью решением Генерального штаба Вооруженных Сил СССР от 10 октября 1947 года училище передано в состав Дальней авиации Вооруженных Сил СССР.
В этот период начала поступать новая для училища авиационная техника. На смену СБ и Пе-2 стали поступать самолеты Ил-4, Ут-2, Як-18, а позже Ли-2. В это же время происходит и структурная реорганизация. Училище перешло на штат 4-х полкового состава: 
1-й уап г. Балашов на самолетах Ил-4, командир полка Б.Б. Лозовский. 
2-й уап г. Ртищево на самолетах Ут-2 и Як-18, командир Т.Л. Минаков, а с октября 1949 г. подполковник В.Г. Салов. 
3-й уап г.Петровск, на самолетах Ил-4, командир полка И.Л. Лафазан. 
4-й уап г. Балашов, на самолетах Ут-2, командир полка Ф.П. Литвинов, Герой Советского Союза.
Позднее, в августе 1949 года был организован 5-й уап в г. Ртищево на самолетах Ли-2, командовал полком М.А. Прамошкин.
Работу по перестройке училища возглавили начальник училища генерал-майор авиации Алексей Николаевич Соколов, а с декабря 1949 г. гвардии полковник Николай Сергеевич Гусаров, начальник политотдела полковник Виктор Иванович Семенов, начальник штаба училища полковник Виталий Владимирович Возницкий, начальник УЛО полковник Павел Васильевич Тарасевич.
Сложность этого периода заключалась в том, что, обновляя учебную базу, изучая новую авиационную технику, училище продолжало готовить летчиков на самолетах Пе-2 по 1947 год включительно. К этому времени учебно-летный отдел был укомплектован хорошо подготовленными преподавателями с большим педагогическим стажем и методическим опытом. Значительное количество преподавателей были участниками Великой Отечественной войны: капитан А.Г. Котляров, капитан И.П. Михальчук, летчик-фронтовик командир эскадрильи майор Д.Л. Панкратов. Герой Советского Союза подполковник Галий Ахметович Мазитов и другие офицеры.
Создание и совершенствование учебной базы в то время было далеко нелегким делом. Страна только начала залечивать тяжелые раны Великой Отечественной войны. Планового снабжения учебно-наглядными пособиями, аппаратурой, тренажерами не было, и буквально все оборудование классов необходимо было создавать собственными руками.
Преподавательский состав широко развернул рационализаторскую деятельность, основной целью которой было создание действующих макетов, стендов и других учебно-наглядных пособий, ярко и доходчиво показывающих физическую сущность изучаемых явлений и процессов, устройство и принцип действия авиационной техники и вооружения.
Большой вклад в дело создания учебной базы внес коллектив цикла материальной части самолетов, возглавляемый инженером-майором Н.Ф. Юркевичем.
Рационализаторы цикла капитан т/с А.Н. Турбин-Дмитриенко, капитан А.А. Казанцев, инженер-капитан И.И. Ткаченко, капитан т/с В.Ю. Бабин, капитан П.К. Волков разработали и сами изготовили целый ряд ценных учебно-наглядных пособий и тренажеров.
Коллектив цикла радиосвязи своими силами радиофицировал все учебные классы УЛО и его филиалы, что позволило проводить радиотренаж со всеми классными отделениями на всех курсах обучения. Рационализаторы курса, возглавляемые майором А.М. Мажеруком, разработали и установили центральный пульт управления энергосилой установкой учебно-летного отдела, выполнили ряд действующих электрифицированных макетов и установок, необходимых для изучения курсантами вопросов радиотехнического оборудования самолетов.
Большую работу по созданию учебно-наглядных пособий для оборудования классов и лабораторий провел коллектив цикла навигации, который возглавлял подполковник А.М. Перов. Особенно хорошо был оборудован класс авиационной метеорологии под руководством старшего преподавателя майора т/с В.А. Смирнова. Была разработана и изготовлена силами преподавательского и лаборантского состава серия оригинальных учебно-наглядных пособий, что позволяло значительно повысить качество усвоения курсантами программы курса авиационной метеорологии.
Заново переоборудованы классы цикла воздушной подготовки. Программа воздушно-стрелковой подготовки была составлена применительно к системе артиллерийского вооружения новых самолетов, которая коренным образом отличалась от вооружения всех предшествовавших самолетов, изучающихся в училище. Этой работой руководил инженер-майор Макухин.
Коллектив цикла успешно справился со стоящими перед ним задачами и создал хорошую учебную базу и эффективную тренажную аппаратуру. За успехи в учебно-методической и воспитательной работе, за отличную учебную программу преподаватели цикла неоднократно поощрялись командованием.
Среди рационализаторов цикла следует отметить капитана т/с Бусова и инженера-капитана Бахмота.
Большую работу по идейному воспитанию курсантов, повышению идейно-политического уровня всех занятий, проводимых с курсантами, преподавательским составом учебно-летного отдела проводил также коллектив социально-экономического цикла, возглавляемый подполковником Денисенко, а несколько позднее полковником Г.И. Титовым.
Личный состав цикла принимал активное участие в агитационно-пропатандистской работе в подразделениях училища. Преподаватель цикла подполковник В.С. Сидоров в течение ряда лет совмещал преподавательскую деятельность с исполнением обязанностей секретаря партийного бюро УЛО.
Цикл тактики, возглавляемой подполковником Я.Т. Пищенко, провел большую работу у по перестройке учебного процесса. Коллективом цикла тактики было создано большое количество учебно-наглядных пособий по тактике ВВС, по военной топографии, военной администрации и по ПХЗ. Особенно плодотворно работали преподаватели тактики майор А.Г. Котляров, капитан Г.И. Тюлькин, майор Н.А. Семенов, майор М.Ф. Мельников.
Преподаватели цикла тактики систематически принимали участие в летно-тактических учениях, проводимых в училище и войсках. Полученный опыт обобщался и использовался в учебном процессе.
В городах Ртищево и Петровске были развернуты филиалы, учебно-летного отдела. Филиалы УЛО были укомплектованы хорошо подготовленными офицерами-преподавателями, большинство из которых имели большой жизненный и практический опыт работы в строевых частях и в учебных заведениях. В Ртищевском филиале преподавателем тактики был назначен бывший командир авиационного полка подполковник В.М. Зелтабол. Преподавателями авиатехники были назначены опытные методисты, хорошо знающие свой предмет капитан т/с Е.Ю. Бабин, капитан т/с П.К. Волков и другие преподаватели.
В Петровском филиале УЛО теоретическую подготовку проводили майор А.Г. Котляров – бывший летчик-фронтовик, командир эскадрильи майор Д.А. Панкратов, инженер-капитан И.И. Ткаченко, инженер-капитан И.Б. Шабашкевич, майор Н.П. Свинцов.
Одновременно с перестройкой учебного процесса, в связи с новыми задачами, большая работа велась в авиационных полках и авиационно-технических батальонах.
Летно-технический состав изучал и практически осваивал новую авиационную технику, готовился к инструкторской работе на самолетах Ил-4, УТБ-2 и Як-18.
Уже к концу 1948 года основная масса летно-технического состава училища была готова эксплуатировать новые самолеты и обучать на них курсантов. В летний период полеты проводились как на основных, так и на полевых аэродромах.
Так, в Балашове помимо центрального аэродрома использовались полевые: 217 км, М. Грязнуха, Святославка, Устиновка, Родничок, Турки, в Ртищево – Песчанка, Екатериновка I и II, в Петровске – Дрямово, Грязнуха.
Благодаря правильной организации работы командиров партийных и комсомольских организаций личный состав большинства летных подразделений успешно справился с задачей подготовки летных кадров без летных происшествий.
В числе командиров передовых подразделений были офицеры: И.А. Попов, Г.Н. Брагин, В.Г. Пузанов, Н.А. Синельников, А.Ж. Ерманкулов.
В 1948 году училище дало Военно-Воздушным Силам новый отряд летчиков для самолетов Ил-4 и УТБ-2. Среди выпускников был и Михаил Бжезовский, окончивший училище с отличием и уже через год награжденный орденом Красной Звезды за мужество и профессиональное мастерство.
В одном из полетов создалась аварийная обстановка и такая ситуация, в которой не приходилось быть молодому летчику. Но он проявил максимум мужества и находчивости, хладнокровие и знание своего дела. М.В. Бжезовский был назначен правым летчиком на самолет Ту-16 и проходил программу по вводу в строй, но полностью пройти ее не успел. Ему ни разу еще не приходилось самостоятельно производить посадку данного самолета. Но когда в полете с командиром экипажа случился внезапный приступ острого заболевания и он потерял сознание, М.В. Бжезовский не растерялся, самостоятельно вывел самолет на свой аэродром и безукоризненно совершил посадку, сохранив тем самым жизнь экипажа и дорогостоящую технику.
С 1949 года училище начинает осваивать новый тип самолета Ли-2, продолжая готовить летчиков на самолетах Ил-4 и УТБ-2.
В этом году был проведен набор курсантов в январе, апреле, августе и ноябре в количестве более тысячи человек. В 1950 г. на должность начальника училища назначается полковник Н.С. Гусаров.
В январе 1950 года при училище были организованы курсы по подготовке командиров кораблей на самолете Ли-2 из состава летчиков Дальней авиации. В марте 1951 года эти курсы были расформированы.
По ходатайству командования училища приказом МО СССР № 00108 от 8 июня 1950 года был перенесен годовой праздник училища с 1 мая на 15 июля.
Летом 1950 и 1951 гг. шла интенсивная летная работа пятью учебными полками. В 1951 г. был произведен выпуск большого отряда летчиков набора 1949 г. После окончания училища молодые летчики были направлены, в основном, в части Дальней авиации. Большой отряд выпускников оставлен в училище, они заменили опытных инструкторов, убывших во вновь формируемые Кировобадское и Уманское летные училища.
В 1952 г. выпускники 1951 года приступили к обучению курсантов на самолетах Як-18 и Ли-2. Многие из них долгие годы посвятили обучению курсантов, отдавая силы, умения и знания делу подготовки летных кадров.
Это Ю. Иванов, М. Иванов, А. Маркиянчик, А. Гришин, Д. Горшков, Я. Маринин, А. Красновский, А. Баданов, В. Нестеренко, Н. Нестеренко, Л. Корчагин, Н. Долгов, В. Слипченко, Е. Недвиженко, П. Диок, И. Ищенко, В. Мартынов, С. Герасимов и многие, многие другие.
В 1951 г. училище полностью перешло к обучению курсантов на самолете Ли-2.
В 1951, 1952 и 1953 годах училище производило выпуск по три раза в год. Общее количество подготовленных летчиков за эти годы составило 2200 человек.
Большое внимание в училище уделялось развитию спортивно-массовой работы как одного из важнейших видов боевой подготовки. Активную работу в организации спортивных выступлений курсантов проводили командиры рот, взводов при личном участии майора А. Левина, майора Зинчука, капитанов П. Потий, Н. Абова, Б.А. Смирнова, А. Табелева, Ф.И. Михальниченко, С.А. Смагина.
Все курсанты, сержанты, солдаты и многие офицеры успешно сдавали нормы ГТО. Много было спортсменов-разрядников по различным видам спорта.
Ежегодно проводились соревнования по парашютному спорту, футболу, баскетболу, легкой атлетике, пулевой стрельбе и другим видам спорта.
Команды училища успешно выступали на соревнованиях в округе, г. Балашове, Саратовской области и Дальней авиации. Например, в 1947 году команды училища по футболу и волейболу на соревнованиях в округе заняли первые места, а команды по легкой атлетике и плаванию – вторые места.
В 1951 году команда штангистов завоевала первенство Саратовской области, получила кубок области и установила 16 областных рекордов. Лейтенант А.В. Баданов на первенстве РСФСР завоевал 3-е место и установил рекорд РСФСР в жиме двумя руками для полусреднего веса. Команда боксеров завоевала 1-е место по Саратовской области и заняла пять первых и три вторых места. Футбольная команда выиграла первенство и кубок г. Балашова и 1-е место и кубок по Саратовской области.
В спартакиаде ПриВо легкоатлеты повторили рекорд округа в эстафете (800-400-200-100 м). Команда пловцов заняла пять призовых мест. На спартакиаде Дальней авиации лейтенант М.З. Бутыльский завоевал два вторых места в плавании на 100 и 200 м.
В 1952 году спортсмены училища на соревнованиях ПриВо завоевали 1-е место и кубок по поднятию тяжестей, 1-е место и приз по плаванию, 1-е место по военизированному бегу, вторые места по боксу и офицерскому многоборью.
В соревнованиях на первенство Саратовской области заняли первое место и кубок по футболу и волейболу и 2-е место по баскетболу.
В 1953 году спортсмены училища, участвуя в соревнованиях ПриВО, занимали призовые места по акробатике, боксу, поднятию тяжестей. Заняли 1-е место в городской спартакиаде. Спортсмены училища св. сл. Киселев, св. ел. Таксянов, офицер Бондаренко установили 7 рекордов округа по поднятию тяжестей, а старший лейтенант М.3. Бутыльский установил рекорд округа по плаванию на дистанции 1500 м.
В 1956 году спортсмены училища в соревнованиях на первенство ВоВО заняли 1-е место по ручному мячу, хоккею, баскетболу, борьбе и 2-е место по штанге.
Футбольная команда училища выиграла кубок города Балашова, кубок Балашовской области и заняла 4-е место розыгрыше кубков РСФСР по Сталинградской зоне.
Хорошо поставленная спортивно-массовая работа способствовала подготовке физически крепких летчиков.
В училище широко была развита художественная самодеятельность. Самодеятельные коллективы были в каждой части и при Доме офицеров. Концерты художественной самодеятельности пользовались большой популярностью среди личного состава училища и жителей г. Балашова. Начальник Дома офицеров подполковник М.С. Лейкин организовывал выездные бригады самодеятельности, которые выступали с концертами перед тружениками Балашовского района.
Наиболее популярными участниками самодеятельности были офицеры Д.С. Гацкозин. Л.С. Жак, В.Л. Рогов, А.Н. Сахаров, К.В. Кравец, Б.К. Пекер, офицерский хор оркестр народных инструментов, танцевальный коллектив и многие солисты.
Широким фронтом развернулась работа по благоустройству городка. Целый ряд учебных и казарменных помещений был капитально отремонтирован. Было восстановлено здание, где сейчас находится штаб училища, а занимаемая им площадь в здании УЛО отдана под учебные аудитории. Восстановлен и сдан в эксплуатацию жилой корпус № 4.
Одновременно приводилась в порядок вся территория военного городка. В городке было мало зеленых насаждений, потому было принято решение озеленить городок. В работах по благоустройству училища активное участие принимал весь личный состав и семьи военнослужащих. Руководил работами по озеленению городка начальник политотдела полковник В.И. Семенов, и начальник штаба училища полковник В.В. Возницкий.
Личным составом было высажено большое количество деревьев и кустарников, разбиты скверы и парки. В то же время был заложен фруктовый сад и создана цветочная оранжерея, построен стадион, вырыты два пруда. Все это в значительной мере способствовало улучшению быта личного состава училища.

УЧИЛИЩЕ В ГОДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВООРУЖЕНИЯ ВВС(1953 – 1958 гг.) 

1953 – 1958 гг. являются важным этапом в развитии ВС СССР и в частности ВВС. Этот период характеризуется качественным и количественным ростом транспортных самолетов и вертолетов, что позволило ставить все более широкие и сложные задачи перед транспортно-десантной авиацией, которая переименовывается в военно-транспортную авиацию. Расширяются задачи и ответственность ВТА за обеспечение необходимой маневренности всех видов Советских Вооруженных Сил. В этот период наше училище передается из состава ДА в состав ВВС ПриВО и приступает к подготовке летчиков, для транспортной авиации.
В командование училищем с марта 1953 года вступил гвардии полковник Н.Г. Афонин. Опытный летчик, участник Великой Отечественной войны. Начальником политотдела училища с октября 1953 года был полковник А.А. Крестинин. В августе 1957 года на должность начальника политотдела был назначен полковник Н.Г. Тарасенко. Начальником штаба в ноябре 1957 года был назначен полковник В.Р. Семеньков, опытный летчик-истребитель, участник Великой Отечественной войны.
В должности начальника учебно-летного отдела с августа 1953 года по сентябрь 1955 года был полковник Георгий Иванович Петрухин. Заместителем начальника училища по летной подготовке был полковник Николай Леонидович Иванов. Организационная структура училища в 1953 году сохраняла пять учебных частей, которыми командовали полковник Б.Б. Лозовский, Герой Советского Союза полковник Ф.П. Литвинов, полковник В.Г. Салов, полковник 3.П. Медведев, Герой Советского Союза полковник М.Ф. Костенко.
В январе 1954 года был расформирован полк в г. Петровске, а командир полка полковник В.Г. Салов назначен командиром полка в Балашов вместо убывшего Героя Советского Союза гвардии полковника Ф.П. Литвинова.
В июле 1954 года расформирован полк в Сердобске, а полк самолетов ЯК-18 в г. Балашове увеличен до пяти эскадрилий. Интенсивная летная работа начиналась, как правило в начале мая. Она проводилась на двух типах самолетов: на учебном и боевом. С раннего утра и до позднего вечера шла упорная работа по овладению летным мастерством. Умелыми летчиками - инструкторами зарекомендовали себя воспитанники училища офицеры - коммунисты А.С. Сахаров, П.С. Диок, В.А. Короткий, А.А. Климов, П.П. Алехин, Л.П. Рыбка другие. Многие из них выросли в мастеров своего дела, стали командирами отличных экипажей, были выдвинуты на высшие должности. В ходе решения задач учебно-боевой подготовки личный состав встречал мною трудностей, выявлялось много недостатков, но все они успешно преодолевались благодаря кропотливой работе преподавателей, летно - технического состава и стремлению воинов учиться еще лучше, еще упорнее, благодаря большой работе, проводимой партийными и комсомольскими организациями. Дружный и сплоченный коллектив училища воспитывал в своих питомцах не только умение владеть современной техникой, но и высокие морально-боевые качества. В ходе проведения полетов было не мало примеров мужества и находчивости, проявленных курсантами при выполнении полетных заданий.
6 июня 1953 года при выполнении курсантом Кострикиным самостоятельного полета в зоне на самолете ЯК-18 отказал двигатель по причине разрушения шатуна. Создалась сложная аварийная ситуация, но благодаря умелому руководству полетами командира эскадрильи Каберова и правильным действиям курсанта Кострикина удалось произвести посадку самолета на своем аэродроме. Руководителю полетов офицеру Каберову и курсанту Кострикину командующий ВВС округа объявил благодарность.
Правильная организация работы инженерно-техническою состава училища, возглавляемая в этот период офицерами М.С. Симкиным и Б.С. Мундингером, явилась важным фактором в проведении летной работы без летных происшествий.
Много труда для обеспечения бесперебойной летной работы на всех аэродромах училища проделали подразделения обслуживания, возглавляемые офицерами Я.Н. Симановским, Н.Г. Тихоновым, Н.А. Лиховым, Г. М. Новиковым.
По итогам работы лучших результатов добились части и подразделения, командирами которых были офицеры З.П. Медведев, Б.Б. Лозовский, В.Г. Салов, А.П. Чекулаев, Е.С. Лунин.
Результаты теоретического и летного обучения курсантов зависели и от хорошей подготовки учебной базы, поэтому в училище развернулась большая работа по оборудованию методических городков, методических классов. Творческую инициативу проявили офицеры учебно-летного отдела и подразделений по оборудованию учебных классов и созданию большого количества наглядных пособий.
При учебно-летном отделе был оборудован методический кабинет, который являлся центром учебно-методической работы в училище. Большую помощь в создании учебной базы оказали рационализаторы училища. Их рационализаторские предложения представляли ценность не только для училища, но часть из них использовалась в других училищах и частях ВВС.
Лучшими рационализаторами училища были офицеры Цыкунов, Чурюмов, Бураков, Масленников, Фролов, Тугаров, Казанцев, Кудрицкий, Ильиных, Ляпин, рядовые Михайловский и Рыжкин, служащий С.А. Свиридов и многие другие.
Наряду с подготовкой летных кадров летно-технический состав училища неоднократно принимал участие в летно-тактических и командных учениях, проводимых командованием Училища и ВВС.
В рассматриваемый период большое внимание в училище уделялось развитию физической подготовки и спорта. Ежегодно в подразделениях училища курсанты и офицеры успешно сдавали нормы ГТО I и II ступени, становились разрядниками но многим видам спорта. Футбол,волейбол, бокс, ручной мяч, коньки, баскетбол, лыжный спорт, борьба стали наиболее популярными у личного состава. Большое распространение получил в училище и парашютный спорт. В 1956 году в училище было проведено по различным видам спорта 24 состязания. Количество спортсменов-разрядников с каждым годом росло. К концу 1958 года оно составило несколько сот человек. В их числе были и мастера спорта. По физической подготовке на выпускных экзаменах курсанты показывали высокие результаты. Так, например, в 1956 году курсанты-выпускники сдали госэкзамены по физподготовке со средним баллом 4,6.
В 1956 году училище получило задачу подготовить теоретически, научить летать и обслуживать самолеты Ил-14 и Ан-2 два экипажа военнослужащих Вьетнамской армии,которые закончили обучение в 1958 г. Начальником группы обучаемых был назначен подполковник К.В. Виноградов. Самолетовождению и знанию авиатехники обучали преподаватели этих циклов. Русский язык преподавала Л.А. Кузнецова.
Работая с переводчиком, слушатели в короткое время изучали самолет Як-18у, успешно выполнили вывозную программу и программу самостоятельной тренировки на этом самолете. Второй период обучения проводился на самолетах Ил-14 и Ан-2. На Ил-14 обучали экипаж: летчик-инструктор капитан В. Ушаков, штурман ст. лейтенант А. Абрамов, б/т капитан В. Ширнин и ст. лейтенант В. Пылев, б/р Ф. Папуша.
На Ан-2 обучали летчик-инструктор капитан В. Пономарев, штурман-лейтенант В. Чеклин; затем лейтенант Г.Л. Ляшук. Обслуживали самолеты техник звена капитан В. Масленников, механики В. Карпов и Г. Красильников. Руководил полетами командир звена майор П. Малеев. В 1958 г. эти экипажи были готовы к выполнению полетных заданий на самолетах Ил-14 и Ан-2.

БАЛАШОВСКОЕ ВЫСШЕЕ ВОЕННОЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ЛЕТЧИКОВ(1958-1995 гг.) 

В конце 50-х – начале 60-х годов училище вступило в новую фазу своей истории. Это было время перехода на учебный план и программы высшей школы, на подготовку специалистов с высшим образованием.
В 1958 – начале 1959 годов училище начало получать самолеты Ил-14, которыми укомплектовывался полк В.Г. Салова. Изучение самолета личным составом проводилось в УЛО. Лекции читали преподаватели подполковник Л. Турбин и подполковник Ткаченко. Практическое обучение инструкторского состава проводили подполковник Г. Брагин, капитан В. Ушаков, подполковник К. Иванченко, ст. лейтенант А. Абрамов, капитан В. Ширнин, ст.лейтенант В. Пылев.
В 1959 г. училище сделало выпуск летчиков-специалистов по самолету Ил-14. Это был первый выпуск по новому типу самолетов и последний по профилю средней школы.
Для подготовки высококвалифицированных летчиков-инженеров приказом Министра обороны СССР от 25 мая 1959 года училище преобразуется в высшее и получает наименование “Балашовское Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков”.
Переход училища на обучение курсантов по программам высшей школы был сопряжен с преодолением значительных трудностей. Необходимо было укомплектовать училище кадрами – преподавательским и летно-инструкторским составом, способным решать задачи обучения и воспитания курсантов в новых условиях.
Не менее трудной задачей было создание учебной базы, оборудование учебных аудиторий и лабораторий наглядными пособиями. В то же время требовалось построить аэродромы с БВПП, улучшить условия работы личного состава на лагерных аэродромах.
Всей работой но перестройке училища руководили начальник училища генерал-майор авиации Николай Григорьевич Афонин, начальник штаба училища полковник Виталий Романович Семеньков, начальник политического отдела училища Николай Максимович Муха.
Значительно обновился личный состав учебно-летного отдела. Начальником УЛО был назначен полковник Леонид Егорович Волков. На должности начальников военно - специальных кафедр прибыли офицеры И. Ф. Суковицин, М.В. Плетнев, Б.С. Власов, И.К. Кислый. Заведующими общенаучных кафедр были утверждены кандидат физико - математических наук В.С. Лощинин, кандидат педагогических наук доцент В.Г. Халяпин, опытный преподаватель Л. Г. Уварова, а несколько позже – Г.И. Белкин, А. А. Симонович, А.Ф. Белова.
В 1959 году в училище впервые проведены конкурс вступительные экзамены и первый курс был укомплектован юношами из гражданской молодежи и курсантами Каменской ВАУПОЛ.
Этих курсантов предстояло обучить по программе высшего училища, подготовить из них летчиков-инженеров.
Решение этой задачи зависело в первую очередь от подготовки постоянного состава.
В 1960 г. в связи с мероприятиями по сокращению вооруженных Сил СССР из училища было уволено большое количество подготовленных летчиков-инструкторов. Особенно это коснулось учебного полка на самолетах Ил-14, где летчики уже обучали курсантов на этом типе. Вместо подготовленных инструкторов прибыли летчики и техники из других училищ, которых нужно было научить летать на Ил-14. В течение лета 1960 г. вновь назначенные командиры звеньев капитаны А. Гришин, А. Маркиянчик, А. Баданов переучили прибывших летчиков на самолет Ил - 14 и подготовили их к обучению курсантов.
В этом же году формируется учебный полк на самолете Ил-12. Он укомплектовывается летным и техническим составом из Балашовского, Борисоглебского и Оренбургского училищ. Формирование и обучение проводилось на полевом аэродроме Родничок в лагерных условиях. Первыми переучивались на Ил-12 А. Синельников, Е. Серков, А. Ерманкулов, Д. Мискунов, В. Пузанов, Я. Маринин, В. Борцов, В. Щирский, М. Бутыльский, А. Бурнос, С. Борисов, С. Яркин. Потом эта группа переучила весь летный состав полка.
В августе полк из Родничка перебазировался в Борисоглебск. На новом месте базирования личный состав полка проделал большую работу по повышению летного мастерства инструкторского состава, по созданию филиала учебного отдела, что дало возможность обучать курсантов 3-го курса в зимний и летний период.
В 1968 г. командиром этого полка был назначен полковник Н.Ф. Вертель, а в 1971 г. полк поэтапно, на самолетах Ил-14 под командованием командира полка А. Мартынова, перебазировался на аэродром г. Петровска.
В 1960 г. учебный полк в г. Ртищево был укомплектован самолетами Як-18а вместо Ли-2. Личный состав под командованием подполковника Ю.А. Козвонина переучился и был готов к обучению курсантов на самолете Як-18а.
В короткие сроки подготовились к летной работе с курсантами командиры летных частей и подразделений, многие из которых были назначены на вышестоящие должности – это офицеры Б.Я. Кондратюк, Н.А. Синельников, Ю.А. Козвонин, А.П. Сафронов, П.Ф. Петрушин, И.В. Ушаков, В.Г. Пузанов, Д.А. Мискунов.
Непосредственно летной работой руководил заместитель начальника училища И.Ф. Лобарев.
Подготовка военных летчиков с высшим образованием потребовала от летно-инструкторского и преподавательского состава повышения теоретического уровня и летно-методического мастерства. Многие офицеры учились заочно в ВУЗах страны, а с 1961 года в училище открылось отделение заочного обучения, на которое поступило и успешно окончило его до 1967 года 85% всего летно-инструкторскою состава училища. Офицеры П.С. Диок, И.Т. Вдовенко, В.В. Салко окончили заочное отделение Балашовского ВВАУЛ с золотой медалью.
Для ведения качественного учебно-воспитательного процесса создавалась соответствующая учебная база. Аудитории и лаборатории оборудовались необходимыми учебно-наглядными пособиями: тренажерами, действующими стендами и макетами, новыми комплектами схем. Значительная часть оборудования была разработана и изготовлена силами личного состава кафедр.
В 1959 – 1960 учебном году перед постоянным составов училища была поставлена сложная задача: за 1,5 месяца подготовить курсантов 1 курса (набора 1959 г.) к полетам на учебном самолете Як-18У. За такой же короткий срок необходимо было переучить и летно-инструкторский состав с самолета Як-18 на Як 18У, имеющий переднюю стойку шасси и лучшие аэродинамические качества.
Командир учебного авиационного полка подполковник Ю.А. Козвонин вместе с командирами эскадрилий К.П. Федосеевым, А.П. Сафроновым, А.Ф. Петрушиным умело организовали переучивание всего постоянного состава и своевременно начали летную практику с курсантами.
В 1962 году впервые предстояло провести обучение курсантов полетами ночью на самолетах Як-18У. Благодаря тщательной подготовке летного состава обучения курсантов полетам в ночных условиях было выполнено успешно.
В 1962 – 1964 гг. полеты ночью с курсантами второго курса производились на аэродромах Ртищево, Борисоглебск, Балашов, Сердобск. В 1963 году состоялся первый в истории училища, выпуск летчиков с высшим образованием. Все выпускники сдали госэкзамены, а курсант Е.К. Кулагин закончил училище с золотой медалью. Первыми госэкзамены сдавали курсанты авиационной эскадрильи подполковника Н.Н. Рудченко. Особенно успешно сдали экзамены курсанты летных групп летчиков-инструкторов капитанов И.Г. Мунтяна. В.Я. Кузьмина, Ю.Я. Мельникова, А.А. Худобенко. С высоким баллом сдали экзамен по летной подготовке курсанты других авиационных эскадрилий. Впервые за штурвал помощника и командира корабля в частях, инструктора в училище сели лейтенанты с высшей подготовкой. Это те выпускники, которые начали летать в училище на первом курсе, самостоятельно летали ночью в простых и днем в сложных метеоусловиях. Многие из них стали командирами авиационных частей а Ю. Липунцов, А. Полоник, В. Трапезников, И. Козий, К. Власинкевич, М. Комарчук, В. Тоцкий, А. Чирук, В. Чирков заняли должности командиров соединений и их заместителей. В. Коваленок и В. Зудов стали космонавтами.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР приказом Министра обороны СССР для училища были учреждены две именные стипендии – одна имени В.И. Ленина, а другая имени М.В. Фрунзе. Эти стипендии назначались лучшим курсантам – отличникам учебы, активно участвующим в общественной жизни и имеющим высокую воинскую дисциплину. В числе первых стипендиатов были курсанты Е.К. Кулагин. М.К. Лукманов, И.Р. Пухарт, Ю.С. Варламов, В.М. Фирстов, В.И. Доценко, В.К. Грязнов, В.И. Федорин.
В последующие годы стипендиатами были А.Н. Калмыков, Г.И. Черкасов, О.П. Жилин, Н.М. Подрез.
В 1961 – 1962 гг. в училище получила большой размах военно-научная работа. Значительное место в этой работе занимали военно-научные конференции, проводимые в масштабе училища.
Первая военно-научная конференция была проведена в феврале 1961 года. Она определила основные направления по организации исследовательской и рационализаторской работы в училище. Такие конференции проводились в училище ежегодно.
В феврале 1964 года была проведена VI-я военно-научная конференция по вопросу “Четырехлетний опыт обучения и воспитания курсантов”. В ее работе приняли участие представители Оренбургского, Тамбовского ВВАУЛ и строевых частей ВВС. Конференция выработала ряд рекомендаций по методике летного и теоретического обучения, направленных на обеспечение безаварийной летной работы и повышение качества обучения и воспитания курсантов.
Военно-научная работа на кафедрах направлялась на повышение научного уровня преподавательского состава, подготовку и защиту кандидатских и докторских диссертаций, написание учебников и учебно-методических пособий.
Многие преподаватели повышали свой уровень путем сдачи кандидатских экзаменов, другие работали над написанием диссертаций.
В 1964 году зав. кафедры физики и химии В.Г. Холяпин успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Старший преподаватель кафедры тактики подполковник Е.А. Корчак в 1966 году стал кандидатом военных наук, а заместитель начальника кафедры авиационной техники инженер-подполковннк Е.Ф. Лозовский в 1967 году – кандидатом технических наук. Несколько позже защитили диссертации и получили ученые степени кандидатов наук Л.А. Коротаев и И.А. Мазуров.
Преподавателями учебно-летного отдела было подготовлено и издано в типографии училища большое количество учебных и методических пособий, используемых при обучении и воспитании курсантов, а также для подготовки летно-технического состава училища.
Написанные кандидатом физико-математических наук доцентом В.С. Лощининым учебные пособия “Аналитическая геометрия” и “Курс дифференциальных уравнений” были изданы в 1963 –1964 гг. Управлением главнокомандующего ВВС.
Эти пособия используются не только в нашем училище, но и в других военных ВУЗах.
Большое развитие в училище получила военно-научная работа среди курсантов, способствующая повышению их успеваемости, развитию творческого мышления и привитию методических навыков в научном исследовании.
Военно-научные кружки были созданы при каждой кафедре, а в масштабе училища создано военно-научное общество курсантов.
Активное участие в работе этого общества принимали курсанты Зименков, Плотников, Морозов, Брянский, Фефелов, Сухоруков, Васильев, Федорин. Курсант Зименков провел исследование “Алгоритмы для вычисления корней чисел на вычислительных машинах ВММ-2 и ВМП-2. Курсант Плотиников написал работу “Графическое интегрирование дифференциальных уравнений второго порядка”. Курсант Сухоруков оформил реферат на тему “Защита от радиоэлектронных средств противника”.
Наиболее ценные работы вошли и сборники материалов по военно-научной работе курсантов, изданные типографией училища. В этих сборниках были опубликованы работы курсантов А.А. Дзыгало, А.М. Хмара, В.И. Чиркова, Н.3. Чеснокова, В.Н. Тарасова, В.П. Щербатюка.
Выполняя требования об улучшении подготовки специалистов в высшей школе, офицеры, преподаватели, служащие много сделали в совершенствовании учебного процесса. С каждым годом улучшалось качество обучения летчиков-инженеров.
В 1965 – 1966 учебном году перед преподавателями учебно-летного отдела с личным составом двух учебных полков была поставлена задача подготовить к полетам и научить летать курсантов второго курса на современном реактивном самолета Л-29, а курсантов 4-го курса – на новом типе транспортного самолета Ан-24.
Опыт обучения полетам курсантов 4-го курса на самолете Ан-24 уже был. В 1964 году летчики-инструкторы С.М. Черкасов и Ю.Г. Иванов посменно на одном самолете на центральном аэродроме училища обучили курсантов В.М. Байбакова, Д.Н. Антоняна, Е.К. Квитко, С.С. Андронова, Н.С. Демидова, Ю.М. Лунина, Ю.М. Евелина, Н.П. Никонорова.
А в 1965 году они обучили еще восемь курсантов И.М. Макарова, П.В. Чулочникова, Ю.А Ярова, В.И. Пермякова, В.И. Каберова, А.А. Питинского, Б.А. Золина, А.П. Груздеева.
К 1966 году две авиационные эскадрильи Балашовского учебного полка были подготовлены к обучению курсантов на самолетах Ан-24. Остальные эскадрильи этого полка обучали курсантов на самолетах Ил-14. К концу 1967 года весь личный состав этого полка переучился на самолет Ан-24 и был готов к обучению курсантов.
В 1965 году перед учебным полком первоначального обучения полковника Е.П. Елизарова была поставлена задача подготовить постоянный состав к обучению курсантов на реактивном самолете Л-29.
С этой целью была создана группа летного и технического состава для переучивания на этот самолет и перегонки его с аэродрома Ивано-Франковск на аэродром Ртищево. Группу возглавил заместитель командира полка подполковник Я.Г. Гузенко. В нее вошли летчики П.Ф. Петрушин, А.А. Климов, Н.М. Безгин, С.А. Дудкин, П.Ф. Терехин, И.Т. Пичугин, В.Е. Ефремов, П.Н. Дерябин; технический состав – А.И. Кривошеев, С.И. Кулинченко, Н.Н. Жемеров, Н.М. Потапов. Теоретическое и практическое освоение самолета Л-29 проходило в Оренбургском ВВЛУЛ.
Переучивание личного состава полка прошло в короткий срок без летных происшествий. В период весенней распутицы работа велась на аэродроме с ИВПП в Багай-Барановке.
В апреле 1966 года полк приступил к обучению курсантов. Первым начал самостоятельно летать на самолете Л-29 подполковник Я.Г. Гузенко. Это отличный летчик и грамотный методист, который любое явление, относящееся к обучению на самолете, мог всегда объяснить образно и доходчиво.
С получением задачи на переучивание личный состав полка, сразу приступил к изучению самолета и переоборудованию учебных классов, в которых были установлены заводские действующие стенды и макеты систем и агрегатов самолета и двигателя. Были оборудованы классы также и по аэродинамике, и самолетовождению. Полностью переоборудовали ТЭЧ полка. Активное участие в этой работе принимали преподаватели учебно- летного отдела Ф.Т. Шипиленко, В.Ф. Егоров, В.А. Давыдов, Е.Д. Пальчик, И.Д. Стешев, В.И. Кравченко, Н.И. Фролухин, П.Я. Мирошников, А.С. Ерохин, В.А. Кертиков. Заново были оформлены и классы на кафедрах учебно-летного отдела.
В полку эффективно использовался тренажер ТЛ-29, который позволял отрабатывать почти все элементы полета, что положительно сказывалось на качестве летного обучения курсантов.
Ежегодно проводились показательные катапультирования в воздухе с самолета Л-29 – это делали летчики В.И. Кудря и А.Ф. Нескин.
В 1969 – 1970 годах полк, которым командовал полковник П.И. Романовский, успешно освоил новые виды боевого применения самолета Л-29 – тактическое и практическое бомбометание и пуск ракет. Первым в училище освоил этот сложный вид боевого применения подполковник В.П. Акимов еще в декабре 1968 года. Обучение летного состава бомбометанию и пуску НУРС по наземным целям было успешно осуществлено на полигоне в районе г. Орска.
Аэродромный маневр применялся и для освоения других сложных видов летной подготовки. Так, из-за отсутствия достаточного количества аэродромов с искусственными ВПП в периоды осенней и весенней распутицы практически исключалась возможность полетов в сложных метеоусловиях. В этих целях в 1968 году в г. Орск была направлена группа самолетов и летного состава Балашовского полка с задачей подготовки летных экипажей ночью в сложных метеоусловиях. Эта задача была успешно решена под руководством командира полка подполковника И.П. Лапко и его заместителя подполковника Н.Ф. Вертеля.
Умелыми руководителями и организаторами всех видов учебно-боевой подготовки являлись в это время командиры авиационных эскадрилий М.Л. Кайков, П.Ф. Петрушин, А.П. Сафронов, К.П. Кондрациковский, заместители командиров эскадрилий А.П. Иванов, А.Е, Татарников, В.П. Беляев, В.В. Булдыгин, штурманы эскадрилий П.Ф. Терехин, Ю.А. Данилов, А.Б. Иванов.



Источник: http://www.bvai.narod.ru
Категория: Учебные заведения города | Добавил: Алексей_Булгаков (06.09.2014)
Просмотров: 1651 | Теги: история, летное училище, БВВАУЛ, балашов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...