Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 777

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Воскресенье, 28.04.2024, 00:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Город Балашов » Учебные заведения города

История Балашовского летного училища. Часть 1.

БАЛАШОВСКАЯ ШКОЛА ГВФ.

По материалам сайта: http://www.bvai.narod.ru

В конце 20-х годов определились основные направления укрепления обороноспособности нашей страны и строительства воздушного флота вообще и, в частности, гражданской авиации. Общее число гражданских самолетов предполагалось довести к концу первой пятилетки до четырех тысяч. Планировалось увеличить сеть воздушных линий, объемы перевозок, аэрофотосъемочных и авиахимических работ в сельском и лесном хозяйствах, широкое применение авиации на зверобойных и рыбных промыслах, обслуживание различных экспедиций.
Был разработан комплекс мероприятий по развитию гражданской авиации в первой пятилетке, предусмотрено достижение темпов роста ее до уровня капиталистических стран. Для обеспечения реализации пятилетнего плана выделялось более 500 млн. рублей, кроме того, предполагалось привлечь до 100 млн. рублей местных средств на наземное оборудование, строительство самолетов, моторов, мастерских, авиационных школ. В такой обстановке Всесоюзное общество ГВФ создает в 1930 году авиационные школы в г. Батайске, Тамбове, Балашове.
С 24 октября 1930 г. в г. Балашове начала формироваться 3-я Объединенная школа пилотов и авиатехников ГВФ.
К формированию школы приступили С.И. Трофимов – помощник начальника школы и Юрин – секретарь партколлектива школы.
Семен Иванович Трофимов, 1896 г. рождения, участник гражданской войны, летчик, командир 28-го разведотряда.
22 октября 1930г. приказом ВО ГВФ он назначен начальником учебно-летного отдела – помощником начальника 3-й Объединенной школы пилотов и авиатехников ГВФ. Начали формировать школу с подбора соответствующих помещении под управление, общежитие студентов, учебные аудитории, мастерские склады.
В результате огромной помощи Президиума Балашовского горсовета к концу 1930 года были выделены необходимые помещения, мебель, а также транспортные средства –лошадь. Начался набор рабочих для строительства школы.
Через месяц, 24 ноября 1930 г. строительство и формирование школы возглавил прибывший начальник школы Павел Александрович Блинов – опытный военный летчик и руководитель. С его прибытием ускорились темпы строительства, подготовка к приему студентов первого набора в количестве 300 человек.
В январе 1931 г. П. А. Блинов отстранен от занимаемой должности, а школу принял С.И. Трофимов. В феврале 1931 г. начали прибывать студенты из определенных Постановлением ВО ГВФ регионов страны, в основном с Поволжья, которые размещались в общежитии по ул. Советской в пятиэтажном здании, принадлежащем мельнице Арзамасцевой.
В школу принимались мужчины и женщины в возрасте о 18 до 23 лет. Студенты обеспечивались стипендией: на курсе пилотов – 100 руб., на курсе техников – 70 руб. Срок обучения пилотов – 1,5 года, авиатехников –2 года. За февраль – апрель было принято 450 человек, из них пилотов – 95.
1 мая 1931 года состоялось открытие школы, закладка строительства авиагородка и жилого дома в городе на углу улиц Саратовской и Московской, ныне улицы Володарского и Ленина. На митинге по поводу открытия школы Осоавиахим г. Балашова передал школе самолет, на котором Н.С.Потокин, начальник техснабжения школы, организовал показные полеты для ударников школы. 9 мая 1931 г. студенты приступили к учебе.
В числе первых строителей жилых домов и служебных помещений городка были Таисия Морозова, Мария Шамина, Александр Савченко, Таисия Кобякова, Николай Кримов, которые с 17 января по 10 апреля 1931 г. обучались на курсах каменщиков-кладчиков кирпича при акционерном обществе “Установка”.
К этому времени школа практически не была укомплектована преподавательским составом. Только В. Иванов, Н.И.Мелексов, Б.А.Уманский, Быстров, Бушуев, А.Ф. Гусев, А.И.Бауффал были профессионально подготовленными преподавателями. Для обеспечения учебного процесса приказом начальника школы остальной преподавательский состав был назначен из числа наиболее грамотных летчиков и техников, временно освобожденных от исполнения прямых обязанностей.
Своими силами в учебном отделе была составлена программа обучения и подготовлены учебные пособия по всем дисциплинам. В мае 1931 г. начали поступать самолеты У-2, Р-1, П-5, а также прибыли летчики и техники из резерва РККА в количестве 11 человек. Создается первая и пока единственная авиационная эскадрилья, командиром которой назначается В.А.Головицкий, а командирами отрядов Дмитриевский и Л.Г.Крузе, летчиками – инструкторами – Плавлинский и И.К. Мишура, звеньевыми техниками – В.С.Гольдин, С. М.Николаевский, В.Лизунов.
В начале лета в школу стали прибывать на курс пилотов студенты из Осоавиахима, авиамеханики ГВФ и бортовые механики, которые сразу же приступили к полетам. Вместе с тем продолжалось строительство авиагородка, жилого дома в городе и надстройка учебного и административного корпусов.
В августе 1931 г. состоялся первый выпуск подготовленных в авиашколе специалистов, который положил начало подготовке пилотов и авиатехников для ГВФ. К этому времени школа приобрела сложившиеся организационные формы. Сформировался коллектив, способный решать поставленные задачи.
Инструкторы Плавлинский и Мишура закончили обучение 12 студентов-пилотов: Ф. Ильченко, В. Пашкевича, П. Лондона, Тарасюка, С. Мороза, С. Любченко, А. Ирза, А. Кошкина, Валевича, Черницкого, А. Минакова, А. Какунина. Большинство из них осталось работать в школе.
В октябре бывшие авиамеханики Шемшурин, Немировский, Сосульников, Крюков и летчик И.П. Мазурук закончили обучение на самолете П-5 при самостоятельном обслуживании самолета и мотора и были направлены на линии ГВФ.
В ноябре 1931 г. начался второй массовый набор в школу. К этому времени была укомплектована личным составом 1-я авиационная эскадрилья и начала формироваться вторая. Состояла она из 2-х отрядов, в которые входило по три звена. В каждом звене по 4 группы, в группе – 8 – 9 студентов-пилотов. В группе девушек 5 – 6 студенток-пилотов. Командир звена, как и летчик-инструктор, тоже имел группу студентов.
Кроме центрального аэродрома готовились земельные участки под аэродромы на разъезде 217 км, Устиновка, Святославка, Родничок, М. Грязнуха. К этому времени школа получила два автомобиля для обеспечения учебного процесса.
В декабре 1931 года бывшие бортовые механики Б.П. Лунц, М.Ф. Винников, Л.В. Яницкий, Ф.П. Литвинов закончили школу и получили звание “Пилот второго класса”. Б. П. Лунц работал в Украинском Управлении ГВФ. С началом войны назначен в особую авиагруппу ГВФ при штабе Юго-западного фронта, а с мая 1942 г. – летчик авиации Дальнего действия. Наносил удары по фашистам на Сталинградском, Ленинградском, 1-м, 2-м, 3-м Белорусском фронтах. За годы войны совершил 403 боевых вылета, из них – 60 с посадкой к партизанам. Вывез много раненых партизан из Лепельско-Полотцкой партизанской зоны. Был удостоен звания Героя Советского Союза. После окончания войны работал испытателем. Заслуженный летчик-испытатель.
В начале февраля 1932 г. начальником школы назначается Скворцов И. Ф.
С 23 февраля 1932 года в школе отменяется звание “студент” и вводится “курсант”, вводятся полностью дисциплины школ ВВС РККА, вводятся батальоны, роты, взводы, с расстановкой командно-строевого состава из резерва РККА.
В марте закончили школу летчики, прибывшие из Осоавиахима г. Ленинграда А.П. Лебедев, Н.В. Иванов, Я.Г. Жигалев, А.А. Шикин.
Александр Петрович Лебедев остался работать в школе инструктором, а в конце 1933 г. его переводят в Ленинград командиром звена Северного управления ГВФ. За мужество и отвагу, проявленные в финской войне, Александр Петрович награждается орденом Красного Знамени. Потом работает инспектором-пилотом в г. Риге, где и застала его война. С первых дней войны он командир корабля авиагруппы ГВФ особого назначения. 9 сентября 1941 г. А.П. Лебедев на самолете ПС – 84 перевозил из Москвы в блокадный Ленинград генералов Г.К. Жукова, М.С. Хозина, И.И. Федюненского. Трижды совершал перелеты с членами советской военной миссии через Ирак, Иран, Сирию в Алжир, перевозил лиц, обслуживающих Ялтинскую конференцию в 1945 г., неоднократно вылетал в Нюрнберг с советскими представителями, участвующими в Нюрнбергском процессе. После окончания войны продолжал летать в ГВФ, а с 1947 г. – летчик-испытатель. Награжден шестью орденами. В 1967 г. Л.П. Лебедев награждается орденом Красного Знамени как участник штурма Зимнего дворца в 1917 году.
В тот сложный период становления школы огромную работу проводит партколлектив с секретарем Юркиным и коллектив комсомола с секретарем Акафьевым.
7 августа 1931 г. выходит первый номер газеты “Взлет” – орган партийного, комсомольского и профсоюзного коллективов. Газета выходила один раз в пять дней, кроме того, издавалась газета в авиационных эскадрильях один раз в десять дней.
Многотиражка “Взлет” являлась острым оружием в борьбе за успешное освоение летного дела, изучение авиационной техники, успешное строительство школы. В ней рассказывалось о людях, которые в сложных ситуациях в полете принимали правильные решения по сохранению экипажа и самолета. Так, 26 мая 1935 г. газета “Взлет” писала: “Во время учебных полетов во втором отряде второй авиаэскадрильи при взлете самолета У-2 с инструктором Рудневым и курсантом Д. Эмм лопнул болт стаканчика стойки колеса из-за отсутствия предохранительного троса. Доложить о случившемся на старт экипаж не мог из-за отсутствия радиостанции и принял решение исправить данный дефект в воздухе. Приказав пилотировать самолет курсанту, инструктор вылез на крыло самолета, вправил стойку и привязал ее ремнем. Посадка произведена без поломок самолета. За проявленную храбрость инструктор был награжден суммой в 150 рублей, а курсант – суммой в 50 рублей”.
Для проведения повседневной партийной работы в учебных отделениях, цехах, бригадах вводится институт парторганизаторов, куда выбирались лучшие члены партии и, как исключение, кандидаты в члены ВКП(б), которые обеспечивали передовую роль коммунистов в летной и трудовой дисциплине, организации безаварийной летной работы.
В школе широко практиковалось, поощрение личного состава за отличную учебу, сохранение техники, экономию всех материальных ресурсов.
Так, за отличную учебу и примерную дисциплину из числа выпускников приказом по школе премированы А.И. Калинин, С.П. Владимиров, Б.А. Консулаки, М.Г. Рыбалко, а 26 курсантам-мотористам, показавшим за первый период обучения высокие знания авиационной техники, была повышена стипендия до 150 рублей.
Школа неоднократно проводила выставку-демонстрацию населению самолетов ГВФ. 2 мая 1932 г. 22 самолета во главе с командиром Л.Г. Крузе совершили перелет из г. Балашова в г. Саратов. В Саратове состоялся митинг, в котором приняли участие жители города, советское и партийное руководство Нижневолжского края.
Осенью 1932 г. проводится выпуск пилотов и готовится авиаэскадрилья для полетов с курсантами зимой в лагере. В декабре командир авиаэскадрильи Гаспарьян перебазировал самолеты на аэродром 217 км и начал полеты в зимних условиях. Личный состав перевозился на аэродром по железной дороге.
Зимой 1933 г проводится очередной набор курсантов, а весной – первый выпуск авиамехаников.
Наряду с напряженной учебой шло постоянное расширение школы, совершенствовалась материально-техническая база.
В сентябре 1933 г. формируется третья авиационная эскадрилья, командиром которой назначается М.П. Ключенко, командирами отрядов А.И. Калинин и Чулков, а командирами звеньев Б.А. Консулаки, Иванов, Волевич, Гусев, Рыбалко, Полонский, Монаков, Холодняк, Кузнецов, Ковалев, Людвичек, Бобнев, Педько, Прокопов, Яковлев.
Техниками были назначены Колычев, Медведев, Светличный, Волхонский, Терентьев, Чичинов, Радов, Марин.
В 1933 году в школе вводится штат политического отдела:
-начальник политотдела, он же зам. начальника школы;
-помощник начальника политотдела по комсомолу;
-ответственный редактор многотиражки;
-информатор.
С введением этого института политико-воспитательная работа стала проводиться более организованно и целенаправленно. Она обеспечивала постоянно возрастающую качественную подготовку специалистов, рост рядов партии. К 1937 году партийная организация школы значительно выросла и состояла из 11 первичных парторганизаций, имеющих в своем составе 262 коммуниста.
Осенью 1933 г. закончили школу пилоты второго набора. В числе выпускников были П.Г. Агеев, Б.С, Тихомолов,. А.Г. Широкова, которые остались работать инструкторами. В выпускной характеристике Анны Григорьевны Широковой было отмечено: “летать любит, техника пилотирования хорошая, устойчивая…, проявила склонность к учебно-методической работе. Целесообразно использовать в качестве инструктора”. Работая инструктором, Анна Григорьевна дала путевку в небо 140 юношам и девушкам. Ее труд был по достоинству оценен. Она первая в стране из женщин-летчиц награждена орденом “Знак Почета”. Орден вручал в Кремле М.И. Калинин.
Ей, девушке-удмуртке, довелось быть делегатом от города Балашова на Чрезвычайном съезде Советов СССР в 1936 году. В 1937 году Анна Григорьевна была направлена работать в Свердловское управление ГВФ. В годы войны выполняла особо важное задание Государственного Комитета Обороны на Урале – центре военной промышленности. За успешное выполнение этих заданий Широкова А.Г. награждена орденом Ленина.
Когда по инициативе городского комитета комсомола г. Балашова в 30-х годах было решено разбить зеленый сквер на бывшей Соборной площади, комитет комсомола школы поручил Анне Широковой возглавить участок учлетов. Курсантами школы был выполнен большой объем земельных работ и посадка зеленых насаждений. Сегодня парк имени Куйбышева – любимое место отдыха горожан.
Борис Ермилович Тихомолов в 1931 году осенью поступил в 3-ю Объединенную школу пилотов и авиатехников ГВФ г. Балашова, по окончании которой оставлен инструктором.
В 1937 году был направлен на линии ГВФ в Среднюю Азию, где на самолетах перевозил пассажиров, грузы, почту.
В апреле 1942 г. – командир самолета Ил-4 авиации Дальнего действия г. Серпухова. В короткое время овладел ночными полетами. За успешное нанесение бомбовых ударов ночью по аэродромам, ж.д. узлам, эшелонам, скоплениям войск противника в районах Смоленска, Орши, Витебска, Брянска, Харькова, Курска, Воронежа, промышленным объектам Берлина, Кенигсберга 31 декабря 1942 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
В ноябре – декабре 1943 г. Б.Е. Тихомилов вместе с другими экипажами обслуживал Тегеранскую конференцию. 16 апреля 1945 г. участвовал в знаменитой Берлинской операции.
За годы войны совершил 212 боевых вылетов. После демобилизации в 1945 г. – летчик ГВФ, писатель. Член Союза писателей СССР. Автор книг: “В небе”, “На крыльях АДД”, “Сапар-Батыр”, “Мужество”, “Сквозь ураганы”, “Кряка”, “Жаворонки”, “Небо в огне”.
Зимой 1934 г. летчики школы выполнили первые упражнения с парашютом. К этому времени школа получила 31 планер. Была поставлена задача: освоить полеты на планерах. Эскадрилья, командиром которой был И. К. Мишура, приступила к полетам на планерной станции у села Б. Мелик. Первым взлетел на планере начальник УЛО Бугров и пролетел по маршруту: аэр. Балашов – Родничок – Устиновка – аэр. Балашов.
Партия и правительство постоянно стимулировали и поощряли учебу в авиашколах страны. С 1 апреля 1934 г. была изменена система выплаты стипендий курсантам. Она теперь исчислялась по показателям успеваемости. При отличной успеваемости курсант-пилот получал 115 руб., а курсант-техник – 60 руб., при успеваемости на “хорошо” – соответственно 90 руб. и 55 руб., “удовлетворительно” – 60 руб. и 35, “слабо” – 40 руб. и 25 руб.
Летом 1934г. введена стипендия имени Героев Советского Союза. Первыми стипендиатами в школе стали В.Г. Корякин, Спихненко и В.П. Драгомерецкий. В годы войны В.П. Драгомерецкий был удостоен звания Героя Советского Союза.
Впервые в 1934г. в школу назначается Государственная комиссия для приема экзаменов. На эти экзамены выносятся дисциплины:
-Техника пилотирования на самолетах У-2 и П-5 по слепым и ночным полетам; 
-Знание матчасти и эксплуатация самолетов У-2, П-5 и моторов М-11 и М-17; 
-Аэронавигационная подготовка.
В июле 1934г. был произведен выпуск 3-го набора. За отличное окончание школы 19 выпускников-пилотов премированы начальником школы, ГУ ГВФ и ЦК Союза, в них числе Поляхов, Извесков, В.П. Драгомерецкий награждены наручными часами.
Определенное количество пилотов этого выпуска были оставлены в школе инструкторами. В их числе – Николай Гаврилович Порфиров. До 1939 г. назначен в г. Новосибирск, где летал на самолетах Р-5, ПС-40, в 1941 году – командир 73 отдельной авиаэскадрильи в г. Кургане. В 1943 г. назначен начальником Курганской авиашколы ГВФ. В конце 1943 года направлен в 1-ю Авиатранспортную дивизию ГВФ, летал командиром самолетов Ли-2, Си-47. Выполнил 271 полет на линию фронта и 10 полетов в тыл врага. В августе 1944 г. назначен командиром транспортного отряда Уральского управления ГВФ, с 1947 года – начальник Туркестанского управления ГВФ, с 1952 г. – заместитель Генерального директора советско-китайского общества г. Пекин, там же советник управления ГА КНР. С 1956г. – начальник Северного управления ГВФ. Потом начальник высшего авиационного училища ГВФ, представитель аэрофлота в Финляндии, заместитель директора института Ленаэропроект. В работал в том же институте инженером по охране труда. Освоил самолеты: По-2, Р-5, П-3ЕТ, ПС-9, Б-52, Ли-2, Си-47, Ил-14, Ил-18, Ту-104.
К концу 1934 г. в авиагородке были построены 5 корпусов общежитий (1-5 дома).
В 1935 г. возникло стахановское движение. Оно находило много последователей среди работников гражданской авиации. По инициативе выпускника, затем инструктора Балашовской школы пилотов Б.А. Консулаки, пилота Западно-Сибирского управления, зародилось движение под девизом “За наивыгоднейший режим полета!”. Сам Б.А. Консулаки, умело применив наивыгоднейший режим полета, совершил беспосадочный перелет но маршруту Новосибирск – Москва на пассажирском самолете ПС-9, пролетев расстояние 3033 км. Этот режим начали применять, и другие экипажи гражданской авиации.
Многие выпускники школы пилотов внесли определенный вклад в освоение сложных в климатическом отношении территориальных управлений таких, как Среднеазиатское, Казахское, Западно-Сибирское. В 3ападно-Сибирское управление в 1935 г. были направлены выпускники И. Холуев, В. Коваленко, Е. Ляхов, И. Бутенко, Н. Артеменко, М. Пыжин, Ф. Цветов. На самолетах Р-5 и У-2 им пришлось осваивать воздушные линии в отдаленные населенные пункты северной части региона. Пятеро из них эти полеты закончили трагически. Позже в этом управлении летали Пилипенко, П. Миханков, Н. Порфиров.
Один из замечательных летчиков-инструкторов Леонар Густович Крузе летал в Полярной авиации. В 1937 г. выполнял разведывательные полеты по обеспечению высадки на Северный полюс экспедиции О.Ю. Шмидта.
Осенью 1935 г. закончили обучение курсанты авиаэскадрильи Гусева, в которой был отряд из 21 девушки. В летной работе девушки не уступали ребятам. Восемь из них, в том числе О.М. Шолохова, учились только на “хорошо” и “отлично”. После окончания школы все они были направлены работать на линию ГВФ.
Ольга Митрофановна Шолохова работала в Азовско-Черноморском управлении. Трудолюбие, высокое мастерство пилота, доброта к людям снискали к ней уважение коллектива. Оля это очень ценила. В апреле 1941 г. О.М. Шолохова учится на курсах высшей подготовки в Минводах. Там она и услышала страшное слово “война”. В декабре 1941 г. О.М. Шолохова стала военной летчицей 125 женского бомбардировочного полка. Начала О.М. Шолохова воевать сначала на самолетах Су-2, затем на Пе-2. Наносила удары по врагу под Сталинградом, на Северном Кавказе, Орловско-Курском направлении, в боях за Ельню, Смоленск, Витебск, участвовала в разгроме врага в Восточной Пруссии. Летом 1943 г. девятку Пе-2, ведомою О.М. Шолоховой, над целью атаковали 8 фашистских истребителей. Ольга Митрофановна была ранена в голову, вышел из строя один из двух моторов, но самолеты не свернули с боевою пути, шли в плотном строю. Цель была поражена мощным ударом. О.М. Шолохова совершила 500 боевых вылетов. Участвовала в параде Победы 24 июня 1945 г.
Большое внимание в школе уделялось развитию спорта. Командование школы считало, что спорт формирует личность и помогает стать хорошим пилотом. Систематически проводились соревнования по конькобежному, стрелковому, парашютному, планерному, лыжному, велосипедному, охотничьему спорту, хоккею, легкой атлетике, футболу.
В приказе начальника школы П.М. Уркевича по созданию охотничьих команд говорилось, что охота прививает выносливость, умение маскироваться, определять расстояния, ориентироваться в любой обстановке, стрелять по подвижным целям, что летчик потом сможет использовать в обстановке военного времени. Охота дает возможность разумно использовать выходные дни.
В начале 1936 г. девушки 6, 7, 8, 9 наборов переводятся в Батайскую школу ГВФ для продолжения дальнейшей учебы.
В очередном выпуске 1936 г закончил школу Николай Григорьевич Пилипенко. Работал в школе инструктором, командиром звена. В 1939 г. переведен в Новосибирск, где работал в учебно-летной авиаэскадрилье. Потом он слушатель курсов высшей летной подготовки на самолете Ли-2, инструктор этих курсов, командир звена, командир отряда, заместитель начальника школы ВЛП в г. Ульяновске по методической работе. С 1975 г. начальник летно-методического кабинета Московского транспортного управления ГА.
Николай Григорьевич автор КУЛПа на самолетах Ли-2 и Ил-18. Освоил 14 типов самолетов: У-2, Р-5, Ут-2, Ут-1, П-3ЕТ, ПС-40, ПС-9, Ли-2, Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ту-104, Ту-124.
В марте 1936 г. школа проводит 9-й набор пилотов и продолжается напряженная учеба. За отличную и хорошую успеваемость по военным дисциплинам группе курсантов присваивается звание ударника учебы и устанавливается повышенная стипендия. В эту группу входит курсант А. П. Мамкин, а осенью 1938 г. его принимают кандидатом в члены ВКП(б). После окончания школы Александр Петрович Мамкин назначается работать в Таджикское управление ГВФ.
С началом Великой Отечественной войны А. П. Мамкин 105 авиационном полку. С 1942 г. летает на самолете Р-5 к партизанам Белоруссии. Весной 1944 гота пилотам 105-го авиаполка А. П. Мамкину и А. Кузнецову поручили от партизан вывезти около двухсот детей Полоцкого детского дома. В ночь с 11 на 12 апреля 1944 г. самолет Р-5, пилотируемый лейтенантом Мамкиным А., возвращался на Большую землю с последней группой детей. На борту самолета было 13 пассажиров, из них девять детей. Над линией фронта самолет А. П. Мамкина был подбит фашистским истребителем. Летчик был ранен. Возник пожар в кабине пилота, на летчике горел комбинезон. Усилием воли А. П. Мамкин перетянул через линию фронта и посадил самолет в расположение наших войск. Все пассажиры были спасены. Лейтенанта Мамкина доставили в госпиталь, где он 17 апреля скончался от ран и ожогов.
Прошли годы. Давно выросли ребята, которых в суровые военные годы спас выпускник Балашовской авиашколы ГВФ Александр Мамкин, но подвиг летчика, ставший вершиной его жизни, не забыт, потому что народ нашей страны не забывает героизма и мужества своих сыновей.
В 105 полку вместе с А. Мамкиным летал к белорусским партизанам выпускник Балашовской школы ГВФ летчик Евгений Михайлович Ширшов на самолете У-2.
“После выполнения третьего боевого полета в один из дней – вспоминает Евгений Михайлович, – попал под огонь фашистских зениток. Огонь был настолько сильным, что У-2 швыряло из стороны в сторону. Один из снарядов все же настиг меня. Глаза ослепила яркая вспышка. А когда их открыл, первое, что увидел, – самолет лезет вверх. Захотел выровнять его – не получилось. Руки были перебиты. Зажав коленями ручку управления, собрал последние силы, прижал У-2 к самой земле. Кое-как посадил самолет, с трудом вылез из кабины, упал на траву. И потерял сознание. В полк вернулся из госпиталя без левой руки. Войну закончил на Дальнем Востоке”.
В 1938 году количество курсантов в школе было увеличено до 1600 человек. В связи с этим формируются 5 и 6 авиаэскадрильи, командирами которых назначаются Кудряшов и Ломакин.
В июне – сентябре производится набор курсантов в количестве 751 человека. В июле и сентябре производится очередной выпуск из училища, 126 человек из которых оставлены инструкторами.
В целях дальнейшего совершенствования и улучшения организации политмассовой работы и укрепления дисциплины среди личного состава авиаучилища с 1 июля 1938 г. вводится штатная должность политруководителя авиаэскадрилий. На эти должности назначены коммунисты Ф.Н. Савичев, И.И. Шмальц, П.И. Савинов, П.М. Шеленков, И.Ф. Бричко, И.Д. Маурер.
Летом 1938 г. школа получила самолеты УТ-1, УТ-2, УТ-6, П-3ЕТ, СТ-3, на которых в ноябре вылетала самостоятельно первая группа летчиков-инструкторов.
В конце 1938 года ГУ ГВФ выделило школе деньги в сумме 68550 рублей для награждения технического состава за безаварийную работу, отличное и хорошее обслуживание матчасти в период второго полугодия. Систематически за период существования школы ГВФ летчики, техники, курсанты, рабочие и служащие награждались денежными премиями ценными подарками за отличную подготовку кадров для гражданской авиации.
В 1939 году школа работала в составе семи авиаэскадрилий. Так как самолетов в достаточном количестве не было, то на них летали по две смены. Это вызывало огромные трудности в подготовке самолетов и обеспечении их горючесмазочными материалами. Эти трудности стали предметом обсуждения на партийных и комсомольских собраниях, где каждый коммунист и комсомолец получил задание сделать все, чтобы обеспечить безопасность полетов и выполнить установленные планы по подготовке очередного выпуска летчиков и техников из училища. Эта задача была успешно выполнена.
16 июля 1939 г. 3-я авиашкола ГВФ была переименована в Балашовское летное училище ГВФ.
Выступая в газете “Взлет”, начальник училища А. И. Калинин отметил: “Командный, руководящий состав училища целиком состоит из воспитанников училища. Товарищи Чулков, Рыбалко, Холодняк, Броверман, Кудряшов, Ломакин, Ковалев, Яковлев, Полонский, Шишин, Гундарев, Гирко и другие воспитали не одну сотню пилотов, работающих на линиях ГВФ по всему Советскому Союзу в качестве пилотов I и II класса. Десятки наших воспитанников являются лучшими людьми ГВФ. Многие награждены правительственными наградами. Орденом “Знак Почета” награждена инструктор А. Г. Широкова, орденом Красной Звезды – Власов. Воспитанник училища Прокуроров награжден знаком “Отличник аэрофлота”.
В конце 30-х годов в сложившейся международной обстановке Коммунистическая партия и Советское правительство принимают целый ряд мер по укреплению обороноспособности страны. ВВС требовались хорошо подготовленные летчики.
В связи с этим в сентябре 1939 г. приказом НКО СССР №0134 от 17 августа 1939 г. Балашовское летное училище ГВФ было передано в состав ВВС РККА и на его базе формируется Балашовская военная авиашкола.
В последнем приказе по Балашовскому летному училищу ВФ 14 сентября 1939 года написано: “С сего числа командование училищем сдал командованию 27 авиашколы ВВС РККА”.
Начальник Балашовского училища ГВФ – А. И. КАЛИНИН.
Начальники авиационной школы (училища) ГВФ:
1. П. А. БЛИНОВ с 24.11.1930 г.
2. С. И. ТРОФИМОВ с 31.01.1931 г.
3. И. Ф. СКВОРЦОВ со 2.02.1932 г.
4. П. М. УРКЕВИЧ с 7.05.1932 г.
5. Н. С. БАЧКАРЕВ с 3.10.1935 г.
6. И. К. МИШУРА с 1.03.1937 г.
7. А. И. КАЛИНИН с 8.11.1937 г.
Герои Советского Союза – выпускники 3-й Объединенной школы пилотов и авиатехников ГВФ
1. Г. Г. АГАМИРОВ                              14. В. М. ОБУХОВ
2. П. Г. АГЕЕВ                                    15. В. С. ПАЛАГИН
3. Б. С. БЫСТРЫХ                             16. Ф. И. ПАРШИН
4. Н. И. ГАПЕЕНОК                             17. А. Д. ПЕРЕЛЕТ
5. В. П. ДРАГОМЕРЕЦКИЙ                   18. М. В. СИМОНОВ
6. И. В. ДУШКИН                                19. Н. И. СМОРЧКОВ
7. П. Ф. ЕРОМАСОВ                            20. М. А. ТИТЛОВ
8. А. В. ИВАНОВ                                21. Б. Е. ТИХОМОЛОВ
9. Б. Т. КАЛИНКИН                            22. Г. Г. УЛЬЯНОВСКИЙ
10. В. К. КУЛЕШОВ                           23. Н. И. ШАТАЕВ
11. Б. Г. ЛУНЦ                                  24. Я А. ШАШЛОВ
12. Е. А. МИХАЛЕНКОВ                      25. В. А. ШИПИЛОВ
13. В. А. НИКУЛИНА                          26. С. П. ДАНЬШИН
Совершили воздушные тараны: П. Г. АГЕЕВ, В. С. ПАЛАГИН.
В ВВС  происходят большие изменения. Было обращено внимание на подготовку летного состава, как в количественном, так и в качественном отношении. Для этого накануне войны был создан ряд военных авиационных школ. Одной из таких школ была Балашовская военная авиационная школа пилотов. Ее создание проводилось на базе Балашовского училища ГВФ. Приказом Народного Комиссара обороны СССР от 17 августа 1939 года № 0134 была назначена комиссия для приема от Гражданского Воздушного Флота вышеуказанного училища и 86-го завода. Комиссию в Балашове возглавил командующий ВВС Приволжскою военного округа полковник Скоблик.
Балашовская военная авиационная школа пилотов была сформирована на базе авиа училища ГВФ и 27-и Читинской военной школы пилотов, прибывшей к этому времени из г. Читы под командованием майора М.И. Тихомирова, полкового комиссара Ванюхина, начальника политотдела батальонного комиссара Дорохова.
В школе было сформировано 4 учебных авиационных эскадрильи (в авиаэскадрилье два отряда, в отряде 4 звена, в звене три учебных группы).
Майору М.И. Тихомирову было разрешено в Отделе ОВУЗ ВВС подобрать по личным делам в других авиашколах летчиков–инструкторов, командиров звеньев и отрядов. Летчики–инструкторы почти все были из бывшего училища ГВФ.
Согласно списку – расчету летный и технический состав был передан в Балашовскую летную школу ВВС и зачислен в кадры ВВС РККА в количестве 144 человек. Из них 74 человека летно-инструкторского состава и 70 человек технического состава. Приказом НКО СССР № 0234 от 28 декабря 1939 года 27–й авиационной школе пилотов и Балашовскому училищу ГВФ было присвоено наименование “Балашовская военная авиационная школа”.
После сформирования авиашкола сразу же приступила к подготовке летных кадров. Использовались аэродромы: центральный (Балашов), Родничок, Устиновка, лагерь Ковалевка, 217 км, М. Грязнуха, Командование школы и политический отдел проводили большую организаторскую и политическую работу по сплочению личного состава. В авангарде всех хороших начинаний были коммунисты и комсомольцы.
Участники тех событий тепло отзывались о начальнике школы майоре М. И. Тихомирове. Это бы глубоко военный человек. Он досконально изучал личный состав. Почти всех курсантов знал по фамилии, а многих по имени и отчеству.
В течение зимы 1939–1940 годов шли интенсивные теоретические занятия с курсантами, и к весне 1940 года курсанты были готовы приступить к полетам. В апреле школа приступила к летному обучению курсантов. Полеты начались и на лагерных аэродромах. Время уплотнялось до крайности. К августу полностью было закончено обучение курсантов на самолетах У- 2 и Р- 5 и перешли к обучению на выпускном самолете СБ (скоростной бомбардировщик). В октябре был произведен первый выпуск летчиков с присвоением звания “лейтенант” из Балашовской военной авиационной школы. Большинство из них было направлено в строевые части, а часть выпускников оставлена в школе на должности летчика-инструктора. Однако не все курсанты успели сдать экзамены по технике пилотирования и были выпущены из с присвоением воинского звания “сержант”. В конце 1940г. приказом Наркома обороны СССР введено в действие новое Положение о прохождении службы летно-технического состава ВВС КА. Соответственно летные и технические школы стали выпускать не офицеров, а сержантов.
Осенью 1940 года был сделан новый набор курсантов. Набрали больше, чем планировалось, и в феврале 1941 года часть курсантов была переведена во вновь организованную в гор. Поставы (БССР) летную школу. В школе были отличные методисты летного обучения. Это летчики-инструкторы М.С. Савицкий, В.М. Резаев, А.Д. Перелет, В.В. Елиферов, А.Я. Якимов, 3.П. Медведев, В. Н. Дмитриев, Я.Н. Шашлов.
Командиру звена, а потом и отряда, С.Ф. Залевскому приказом начальника школы было разрешено выпускать курсантов в первый самостоятельный полет без представления вышестоящим командирам. За время службы в Балашовской военной авиационной школе пилотов авиационный отряд под командованием тов. С.Ф. Залевского подготовил более 500 летчиков, из которых 16 человек стали Героями Советского Союза. Только в период войны в отряде было подготовлено 54 летчика-бомбардировщика и 333 летчика штурмовой авиации.
Однако в конце весны 1941 года произошло чрезвычайное происшествие (ЧП), которое сильно повлияло на повседневную жизнь и деятельность школы. На аэродроме сгорел ангар с находящимися в нем самолетами Р-5. Предположительно, это была совершена диверсия. Военным советом ПриВО начальник школы полковник М.И. Тихомиров и комиссар Ванюхин были Освобождены от занимаемых должностей. Начальником школы был назначен подполковник Троян.

В ГРОЗНЫЕ ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ.  

22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия, вероломно нарушив договор “о ненападении”, начала войну против Советского Союза. Начался очень трудный и в то же время героический период в истории СССР и его Вооруженных Сил – Великая Отечественная война.
Многие военнослужащие, рабочие и служащие школы изъявили желание отправиться в действующую армию.
В начале ноября 1941 г. начальником школы назначается подполковник Н. Ф. Пушкарев. Ему пришлось не только организовать подготовку летчиков, но и формировать авиационные полки для фронта на базе школы. В конце ноября ушел на фронт 621 авиационный полк на самолетах Р-5, а в конце декабря – 620 авиационный полк.
Личный состав школы испытывал большие трудности, особенно в первую военную зиму 1941 – 1942 гг. Эскадрильи, которые летом работали на лагерных аэродромах, были оставлены на них зимовать. Жили в палатках и землянках. Ухудшилось материально - техническое и продовольственное снабжение. Такое положение усугубилось еще тем, что, что вновь формирующиеся части в городе Балашове, забирали у курсантов школы часть обмундирования и снаряжения. В результате одетыми и обутыми осталось только 25% курсантов. А ведь надо было учиться, нести караульную службу, выполнять хозяйственные работы.
В 1942 году школа начала готовить летчиков-штурмовиков на самолетах Ил-2.
Фронт к этому времени приблизился к г. Воронежу. На территорию Балашовского и прилегающих районов фашисты начали забрасывать своих диверсантов, которых с помощью личного состава школы приходилось обезвреживать.
Лагерный аэродром Родничок систематически подвергался налету фашистской авиации. Ежедневно в 22.40 с немецкой пунктуальностью прилетало 4-5 Ю-88 или Хенкель-111. По ракете непойманного диверсанта вражеские самолеты начинали бомбить наш аэродром. Правда, большого вреда они не наносили, так как самолеты после полетов с курсантами укрывались в капонирах или рассредоточивались на запасных площадках в радиусе 10-20 км от аэродрома по группам. Как правило, выводилось из строя летное поле, которое утром засыпалось, и снова начинались полеты с курсантами.
В связи с приближением фронта (а он уже был в Воронеже) Верховное Главнокомандование Красной Армии приняло решение перебазировать Балашовскую военную авиационную школу в г. Славгород Алтайского края. Перебазирование школы проходило под командованием полковника А.3. Орадовского, назначенного начальником в августе 1942 г., и бригадного комиссара Семенова.
На новом месте личный состав школы столкнулся с большими трудностями, т.к. пришлось начинать все сначала: строить аэродромы, жилье, создавать учебную базу. Обеспечивалась школа крайне неритмично, особенно горючим. Поэтому обучали лучших курсантов с минимальными затратами и отправляли их на фронт. Эта школа просуществовала недолго. В начале 1946 года она была объединена с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия (АДД), а в июле 1946 года – расформирована.
1 августа 1943 года в г. Балашове на базе Балашовской Высшей Авиационной Школы Пилотов, эвакуированной в сентябре 1942 года в г. Славгород, формируется 2-я РАШПО. Начальником школы был назначен полковник В.Г.Урус, заместителем начальника ВАШПО по политчасти майор В.А. Флеров.
Постоянный состав прибыл из других школ ВВС КА. Переменный состав в количестве 500 человек – офицеры, бывшие политработники, переданные на строевые должности согласно Постановлению ЦК ВКП(б) от 24.5.1942 г. Ими были укомплектованы две авиаэскадрильи, 3-я аэ укомплектована сержантами, прибывшими с курсов заместителей командиров рот по политчасти в связи с расформированием этих курсов.
В октябре 1943 г. при школе была сформирована запасная рота курсантов из бывших механиков Вольской школы авиамехаников.
С 1 сентября 1943 г. школа приступила к обучению курсантов на самолете УТ-2 со сроком обучения 7 месяцев.
В связи с Постановлением ГКО от 22.12.1943 г. о формировании 2-й Балашовской военной авиационной школы пилотов, 2-я ВАШПО к 15 апреля 1944 г. была передислоцирована из г. Балашова в город Ртищево, где продолжала работать до июля 1945 г., потом расформирована. Часть личного состава и авиатехники переданы во 2-ю Балашовскую ВАШП.
Большинство личного состава в тот период и особенно коммунисты были призваны в авиацию по специальному партийному набору (известное Постановление ЦК ВКП(б) и Совнаркома 1930 – 1932 гг.), мобилизация проходила, из институтов, техникумов с направлением в летные школы и авиационные части. Поэтому они всегда помнили о том, что выполняют партийное задание, а потому и старались сделать все как можно лучше. Один из участников тех событий тов. С. Ф. Залевский вспоминает: “Ни дня, ни ночи мы не знали в работе с нашими учениками.
Высокое чувство ответственности никогда не покидало нас. Партийный билет в левом кармане гимнастерки всегда подогревал патриотические чувства и напоминал о высокой ответственности перед партией” (из письма-воспоминания от 5.5.76 г.).
В 30-е годы, когда начала бурно развиваться авиация, методика летного обучения была развита очень слабо, можно сказать инструкторы начали создавать эту методику, в основу которой положили индивидуальный подход к каждому курсанту. Уже в период войны (1941 – 1945 гг.) были впервые организованы курсы усовершенствования летчиков-инструкторов. Все полеты тогда выполнялись без радиосвязи и контроля за полетами с земли. Это накладывало особую ответственность как на летчика-инструктора, так и на курсанта.
Учебно-материальная база в Балашовской школе пилотов была в стадии разработки, тренажеров никаких не было. Были попытки создать тренажеры своими силами. Один из преподавателей инженер Этингоф с группой курсантов сконструировал и построил действующий тренажер (с-та Ил-2), который давал достаточно полную картину пилотирования самолета с имитацией работы двигателя и приборов. Была попытка его серийного изготовления, но в авиационных частях он так и не появился.
В 1940 году группа инструкторов военной школы, бывших инструкторов школы ГВФ, выполняла правительственное задание по обучению полетам на самолете У-2 командиров корпусов, бригад, дивизий наземных войск в г. Серпухове. Группу инструкторов возглавлял старший лейтенант Антон Антонович Гирко. За успешное выполнение этого задания инструкторы были поощрены Наркомом обороны.
В годы Великой Отечественной войны усилиями СССР и США была создана гигантская воздушная трасса Аляска – Сибирь. Она протянулась от Фербенскса на Аляске через Берингов пролив до Красноярска в центре Сибири. По ней на советско-германский фронт перегонялась американская авиационная техника, переданная Советскому Союзу по Ленд-Лизу. Начальником этой трассы был Герой Советского Союза И.П. Мазурук.
Летчики Балашовской военной авиационной школы пилотов, бывшие выпускники школы ГВФ А.Г. Зотов, Новиков, Шуликов, Головков, Сафронов, Соловьевы (братья) принимали участие в перегонке самолетов для наших ВВС из США.
Балашовская военная авиационная школа пилотов за период своего существования благодаря самоотверженному труду всего личного состава внесла значительный вклад в дело подготовки авиационных кадров и борьбы с фашистским агрессором на фронтах Великой Отечественной войны.
НАЧАЛЬНИКИ ШКОЛЫ:
-полковник Михаил Иванович Тихомиров;
-подполковник Троян;
-подполковник Николай Федорович Пушкарев;
-полковник Аркадий Зиновьевич Орадовский;
-полковник Илья Петрович Пуцикин.

ВТОРАЯ БАЛАШОВСКАЯ ВОЕННАЯ (1944 – 1958 гг.) 

22 декабря 1943 года Государственный Комитет обороны принял постановление о формировании 2-й Балашовской военной авиационной школы пилотов. Этим постановлением было определено:
– закончить формирование школы к 1 мая 1944 года;
– годовым праздником школы считать 1 мая.
Перед школой была поставлена задача в короткие сроки подготовить беззаветно преданных делу Коммунистической партии и советского народа стойких, дисциплинированных летчиков-бомбардировщиков на пикирующем бомбардировщике Пе-2.
Фактически формирование школы началось с 13 марта 1944 года, а закончилось 1 мая 1944 года.
Первым к месту формирования в город Балашов прибыл назначенный начальником штаба школы подполковник Василий Иванович Цыбин. Подполковник В.И. Цыбин, 1902 г. рождения, участник гражданской войны, коммунист с 1924 года. В 1920 году нес службу в Кремле по охране В.И. Ленина. В 1924 году закончил школу ВЦИК, в 1930 году – Оренбургскую школу летчиков, в 1935 году – Качинскую школу пилотов, в 1936 году – Днепропетровскую школу командиров звеньев. В 1937 году проходил службу в Краснодарском авиаучилище. Подполковник В.И. Цыбин много сделал для формирования школы в самый трудный период ее становления.
Для формирования школы постоянный состав и курсанты прибывали, в основном, из авиашкол. Так, летный состав прибывал из Энгельсского летного училища, Пермской, Кировобадской авиашкол и Омских курсов командиров звеньев, технический состав – из Вольской, Кировобадской и Энгельсской технических авиашкол. Преподавательский состав – из Энгельсской, Ворошиловградской и Тамбовской авиашкол.
Курсантский состав – из Энгельсской, Пермской, Оренбургской и Иссык-Кульской авиашкол из солдат и сержантов, прибывших из частей действующей армии, из запасных полков и аэроклубов. Кроме того, постоянный состав Формировался из числа офицеров – участников Великой Отечественной войны, а служащие – из числа служащих Балашовской ВАШПО.
Начальником школы был назначен участник Великой Отечественной войны полковник Николай Антонович Вевер.
Полковник Н.А. Вевер родился в 1906 году. В 1927 году окончил Военно-теоретическую школу ВВС в г. Ленинграде. В 1929 году – летное училище в г. Оренбурге. Служил в частях ВВС Ленинградского округа. С началом войны воевал на Ленинградском и Волховском фронтах.
Начальником политического отдела был назначен участник Великой Отечественной войны полковник И.Д. Козлов.
Старшим инженером училища был назначен инженер – капитан Михаил Соломонович Симкин. Учебно-летный отдел возглавил майор И.П. Конев. Медицинскую службу в училище возглавляла майор медицинской службы С.М. Тукачинская, инициативная, волевая, грамотная женщина-офицер.
Формирование школы происходило довольно быстро. Уже через две недели после начала формирования в школе было 750 человек.
В мае 1944 г. прибыло 38 летчиков-инструкторов, в числе которых были лейтенанты А. Егоров, А.С. Раков, В. Разгоняев, В. Жиров, К. Федосеев, В. Кузнецов, прослужившие в училище до увольнения в запас.
12 апреля 1944 г. созданы 6 учебных групп, которые 14 апреля приступили к занятиям. Классов не было. Помещения, которые отводились для занятий, были заняты танковой школой, а часть классов находилась в полуразрушенном состоянии. Учебные занятия проводились в холодных помещениях, стоя. Только к концу мая были оборудованы классы.
С первых дней формирования школы командование, политический отдел, коммунисты проделали большую организаторскую работу по боевому сколачиванию подразделений, размещению прибывающего летного, курсантского и технического состава, семей военнослужащих по организации всех служб, связанных с обслуживанием авиационной и наземной техники.
Школе была поставлена задача в мае 1944 г. приступить к полетам и подготовить 520 летчиков на самолете Пе-2. К этому времени начали поступать самолеты СБ и Пе-2. Самолеты частично получали непосредственно с заводов авиационной промышленности, а частично из строевых частей, принимавших участие в боевых действиях. Самолет СБ был переходным самолетом между самолетом первоначального обучения и Пе-2. Было организовано 4 авиаэскадрильи по 10 звеньев в каждой. В звене по 4 самолета.
1-я авиаэскадрилья на самолетах Пе-2 базировалась на аэродроме Родничок, командир А. И Кузнецов.
2-я авиаэскадрилья на самолетах Пе-2 базировалась на аэродроме М. Грязнуха, командир Борукаев, 
3 и 4 авиаэокадрильи на самолетах СБ базировались на аэродроме Балашов, командирами были соответственно С.М. Нефедов и В.М. Мазур.
Сложность заключалась в том, что необходимо было содержать всю прибывшую технику в боевой готовности, наладить учебу летного, курсантского и технического состава, подобрать и расставить кадры, которые могли бы обеспечить нормальную летную работу.
В первые летные дни ощущался острый недостаток в авиационных механиках и мотористах. Вскоре, в конце апреля 1944 года, на пополнение прибыл большой отряд авиационных механиков и авиационных мотористов, окончивших Вольскую школу авиамехаников, а также механики из других частей ВВС. Только немногие из них имели практический опыт по самостоятельному обслуживанию авиационной техники. Подавляющее большинство не имело практики, но под руководством опытных инженеров авиаэскадрилий, техников звеньев Масаева, Синицына, Кобякова, Цикунова, Масюнза, Дубинина, Гулеватого, Погорелова, Габайдуллина, Дементьева, Бирюкова, Шишнева, Ляпина, Барковского, Масленникова, Энштейна, Ткалича и многих других они быстро освоили авиатехнику.
Личный состав школы, не считаясь со временем и трудностями, весь жар своей энергии обратил на выполнение поставленных задач и сумел своевременно подготовиться и начать полеты как с постоянным, так и переменным составом.
Многие из механиков в стенах Балашовского училища выросли как в звании, так и по должности. Часть из них закончила высшие учебные заведения, академии Советской Армии. Среди них Бохуленко, Пронин. Механики Коротаев, Якименко, Потапов окончили военно-политическую академию им. В.И. Ленина. Бывшие техники звеньев В.В. Ширнин, В.Я. Масленников впоследствии возглавляли технические службы авиаэскадрилий.
На 1 мая 1944 года школа была укомплектована постоянным составом на 59%, а курсантами – на 26%.
В мае 1944 года началась летная работа на всех аэродромах школы. А 18 мая 1944 года Президиум Верховного Совета СССР постановил вручить Красное Знамя 2-й Балашовской военной авиационной школе пилотов, которое было вручено 4 февраля 1945 года. Это знамя до недавнего времени являлось Боевым Знаменем училища.
С началом летной работы возникло много трудностей. Ввиду отсутствия самолетов Пе-2 с двойным управлением перед инженерным составом училища стояла первоочередная задача – установить двойное управление на ряде боевых самолетов. Задача решалась так: рабочее место штурмана самолета было переоборудовано для инструктора. Установка двойного управления на самолетах позволила успешно обуздать курсантов и совершенствовать технику пилотирования постоянного состава.
Большую помощь школе по изготовлению двойного управления и монтажу его на боевые самолеты, а также в установке двигателей оказал коллектив авиационно-ремонтного предприятия, которое размещалось рядом с аэродромом.
Другой технической проблемой, которую необходимо решить в период развертывания летной работы в 1944-1945 годах, была установка на самолетах СБ двигателей ВК-105РА вместо двигателей М-103, которые в это время были сняты с производства.
На самолетах Пе-2 двигатели ВК-105РА нужно было заменить более мощными и надежными двигателями ВК-105ПФ. Указанные работы были выполнены инженерно-техническим составом в очень сжатые сроки. Установка двигателей ВК 105РА вместо двигателей М-103 вызвала потребность применения высокооктанового топлива Б-95, которого в то время было недостаточно, но был бензин Б-70. Поэтому, одновременно с установкой двигателей ВК-105РА на самолеты СБ надо было решить еще одну техническую задачу – обеспечить полную гарантию при эксплуатации этих двигателей на топливе Б-70. Эта задача была также успешно решена путем срезания днища поршня двигателя ВК-105РА на 1 мм, что приводило к уменьшению степени сжатия и позволило с высокой надежностью эксплуатировать указанные двигатели на низкооктановом топливе. Для выполнения этой работы требовалось разбирать каждый двигатель. Весь комплекс работ для технического состава школы был очень трудной задачей.
Благодаря совместным усилиям летного, преподавательского, инженерно-технического состава школы к августу 1944 года был подготовлен первый отряд летчиков на самолетах СБ и Пе-2 из числа наиболее дисциплинированных курсантов, имевших ранее налет на других типах самолетов (УТ-2, Р-5 порядка 30 часов).
Выпускные экзамены сдавали по:
– теории и технике пилотирования;
– матчасти самолета и мотора;
– политической подготовке;
– воздушно-стрелковой подготовке;
– военно-химической подготовке;
– строевой и физической подготовке;
– воздушной навигации.
5 августа 1944 года в школе произведен первый выпуск военных летчиков. Было выпущено 25 человек. Всем им приказом ВВС КА № 0327 от 30 июля 1944 года было присвоено воинское звание “Младший лейтенант”. Это товарищи: Н.С. Аверин, С.И. Афанаскин, В.Е. Балабриков, Ф.П. Бурыкин, Е.С. Григорьев, И.Г.Голованов, А Г.Давыдов, Н.Я.Кочетков, И.И. Кучин, И.А. Кочетов, Ф.К. Курамшин, Г.И. Коркунда, Г.И. Макаров, К.И.Малыгин, А.А. Николаев, А.Г. Панченко, М.Д. Похоруков, И.А. Реунов, А.Д. Самсонов, М.Г. Сидоров, П.А. Семеновский, Е.Н Чистопольский, И.Я. Черных, Г.А. Шабанов, И.А. Щербак.
Из 25 выпускников 16 человек, летавших на СБ, было оставлено инструкторами в училище. Вчерашние курсанты стали учителями и воспитателями своих товарищей. Это младшие лейтенанты Н.С. Аверин, В.Е Балабриков, Ф.П. Бурыкин, И.Г. Голованов, Ф.К. Курамшин, Г.И. Корунда, К.И. Малыгин, М.В. Похорук, И.А. Реунов, И.Я. Черных, М.П. Сидоров, Г.Л. Шабанов, И.А. Щербак, С.И. Афанаскин, А.Г. Давыдов, И.А. Кочетов. В этом же году в ноябре и декабре было произведено еще два выпуска в количестве 22 человек на Пе-2.
В дальнейшем офицеры Ф.П. Бурыкин, И.А. Реунов стали летчиками первого класса, командирами эскадрилий училища. Другие выпускники первого выпуска продолжали службу в частях ВВС, стали первоклассными летчиками, многие командовали подразделениями и частями.
Кроме выполнения основной задачи по организации летной работы командование, политический отдел училища и личный состав решали еще и хозяйственные вопросы, ремонт жилых и складских помещений, подготовку учебной базы для занятий с курсантами в предстоящий осенне-зимний период.
В учебно-летном отделе эта важная и сложная задача легла на плечи первого начальника УЛО майора И.П. Конева, начальника цикла тактики подполковника А.И. Алексеева, начальника цикла материальной части инженера-капитана Ф.П. Семченко, начальника цикла связи майора Коробейникова, начальника цикла ВСП капитана Б.В. Андреева, начальника цикла СЭЦ капитана Гака, начальника цикла воздушной навигации майора А.И. Перова, преподавателей: старшего лейтенанта Ф.И. Стечнева,. инженера-капитана И.С. Смирнова, инженера – капитана П.И. Олейника, старшего лейтенанта Л.Н. Бубело, капитана В.И. Требного, капитана М.А. Демина, старшего лейтенанта М.Д. Васильева, инженера-капитана С.Л. Осипова, лейтенанта Ю.Н. Брюнова, старшего лейтенанта М.И. Руденко, техника-лейтенанта Е.Г. Бабина, старшего лейтенанта И.С. Калинина, инженера-капитана Б.Я. Борисова, капитана А.П. Попова, капитана В.Л. Василенко, капитана И.И. Мельникова, старшего лейтенанта З.И. Друпера, инженера-капитана И. И. Михаленко, инженера-капитана В.Д. Устиновского, лейтенанта А.Е. Жесткова, старшего лейтенанта С.И. Барановского, старшего лейтенанта А.Я. Лукина, капитана И.Г. Клевера, капитана Г.Л. Мяло, старшего лейтенанта М.Ф. Мельникова, .старшего лейтенанта А.И. Бусо, инженера-капитана С.И. Кузнецова, лейтенанта В.С. Стеибуча, инженера-капитана А.Д. Гуревича, капитана Я.Г. Прищенко.
Зима 1944-1945 гг. в жизни школы была трудной. Приходилось иногда вести занятия в неотапливаемых помещениях, в недостаточно оборудованных аудиториях, но учебный процесс проходил организованно и без срывов. Курсанты жили на центральной базе в Балашове, в Родничке и в М. Грязнухе в землянках.
Для постоянного состава летчиков, техников, преподавателей жилищные условия тоже были трудными. Часть офицеров жила в городке в домах № 3, 4, 5, 6, часть в домах КЭЧ (улица Ленина, дома № 11, 24, 55, 8, 10 и Карла Маркса, дом № 5). Имеющегося жилого фонда на всех не хватало. Большая часть офицеров жила на частных квартирах в пределах всего города, а это значительно снижало боевую готовность, т.к. на сбор личного состава уходило много времени.
Распоряжением начальника управления кадров ВВС КА 29 ноября 1944 г. исполнять обязанности начальника школы был назначен подполковник С.И. Старичевский, заместитель начальника школы, а полковник Н.А. Вевер назначен начальником школы в резерве Военного Совета ВВС КА.
29 декабря 1944 г. в командование школы вступил полковник Ошурков Л.Я. , а подполковник С.И. Старичевский стал его заместителем по летной подготовке.
Выступая на 1-й партконференции школы 4 февраля 1945 года, начальник школы полковник Л.Я. Ошурков сказал: “Мы задачи 1944 года не выполнили. План по выпуску курсантов был выполнен на 9%. Как мы с такими показателями можем смотреть в глаза народа?”.
Безусловно, это было связано с неукомплектованностью школы постоянным и переменным составом, авиационной техникой, той разрухой, которую принесла нашей стране Великая Отечественная война.
К годовщине 1 мая 1945 года школа подготовила и отправила в части для фронта 50 своих выпускников на самолете Пе-2 и 21-го выпускника на самолете СБ работать инструкторами.
В 1945 году было произведено два выпуска летчиков на самолете Пе-2, значительно превышающих первый как по количеству, так и по качеству. Это стало результатом повышения летного и методического мастерства летчиков-инструкторов, преподавателей, возрастания качества учебного процесса.
С октября 1945 года школа получила наименование 2-е Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС КА.
В декабре 1945 г. в Балашовскую школу пилотов прибыли летчики из 3-й Чкаловской школы пилотов г. Ворошиловграда. Это Н. Турищев, Ю. Калинин, Н. Рудченко, И. Гончаренко, А. Цыпленко, Н. Александров, С. Дроздов, М. Егоров, Каберов и другие. Всего 22 человека.
В основном все они посвятили свою жизнь обучению и воспитанию курсантов в Балашовском летном.
И.И. Гончаренко после окончания ВВА летал в Дальней авиации. Закончил службу командиром корпуса.
В 1945 году непродолжительное время училищем командовал полковник П.И. Маслов, а с ноября 1946 года в командование училищем вступил генерал-майор авиации А.Н. Соколов. В эти годы училище продолжает выпуск летчиков на самолетах Пе-2, увеличивая количество выпускников и улучшая качество подготовки.
В конце1945 начале 1946 годов училище переходит на полковую систему. Было организовано три учебных полка: 
1 полк базировался в Балашове, командир полка Т.Л. Минаков. 
2 полк базировался в Сердобске, командир полка В.И. Зелтабол. 
3 полк базировался в Петровске, командир полка И.И. Пронюшкин.
19 сентября 1947 года изменено действительное наименование училища на Балашовское военное авиационное училище летчиков ВВС СА.

 

 



Источник: http://www.bvai.narod.ru
Категория: Учебные заведения города | Добавил: Алексей_Булгаков (06.09.2014)
Просмотров: 2411 | Теги: великая отечественная, история, летное училище, школа пилотов, БВВАУЛ, балашов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...