Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 777

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 26.04.2024, 01:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Город Балашов » Предприятия и организации города

История Балашовского театра. Часть I.

От составителя:

17 октября 1988года Балашовскому драматическому театру Саратовской области исполнилось семьдесят лет. Его история подобна историям сотен театров страны, рожденных Великой Октябрьской Социалистической революцией.
Полувековой путь актера на сцене городского драматического театра -явление редкое. Надо быть преданным своей профессии, сыграть сотни ролей и не терять уважение зрителей. Я благодарен своей счастливой судьбе провинциального актера.
Выполняя наказ своих избирателей осветить пути становления и развития  Балашовского городского драматического театра, на сцене которого, в качестве актера, работал много лет, я с волнением приступил к составлению его истории.

Приношу сердечную благодарность работникам госархива: Полякову Юрию Владимировичу, Наумову Николаю Андреевичу, Астахову Василию Трофимовичу,  Танонину Валентину Васильевичу, Постновой Нине Павловне, Масленниковой Любови Николаевне и одному из  основателей Балашовского театра  Ахвледиани Капитолине Васильевне, а также всем друзьям,  оказавшим мне помощь в этой работе.
Особую благодарность выражаю моему консультанту и литературному наставнику Владимиру Серафимовичу Вахрушеву -  доктору филологических наук, профессору Балашовского пединститута.

Введение.

История не позволяет нам улучшать или ухудшать ее. Какие бы смутные времена не обрушивались на нас, она обязана отражать только объективную правду.  Так как я описываю историю  городского драматического театра, то надо знать, что жизнь его проходила и, как  могла, отражала жизнь своей страны. «Искусство принадлежит народу” — так сказал В.И.Ленин, а буревестник революции М.Горький определил, что наша литература и искусство «утверждают бытие, как деяние, как творчество, цель которого — непрерывное развитие индивидуальных способностей человека…”
Много театров в стране   хороших и разных, больших и малых — тех, о которых мало говорят и мало пишут.  Рабочей площадкой таких театров бывают не только стационары ( да и не каждый их имеет), а чаще —  далекие колхозные клубы и дома культуры, а иногда просто цех, гараж, ток, колхозная улица, поляна, красный уголок, школа, амбар….  Такие театры проникают во все забытые уголки огромной страны, обслуживают и просвещают народ.
Люди черпают духовное богатство от пьес современной и классической драматургии. И в мирные годы, и в годы войны эти театры выполняют  свой долг перед Родиной живым жгучим словом.
И если большие и академические театры — лицо советского искусства, то сотни городских — его плечи, поднимающие зрительскую целину.
Одним из таких театров и является наш Балашовский городской драматический театр Саратовской области.

Из прошлого.

По преданию, на землях, где раскинулся нынешний город, поселился беглый крестьянин Балаш. Именем этим стало называться и возникшее здесь поселение, а впоследствии село.
7 ноября 1780 года царским указом дворцовое село Балашово было преобразовано в уездный город Балашов.
Тогда в нем было 50-60 дворов. В 1838 году в городе насчитывалось уже 239 домов, более двух тысяч жителей, а в 1910 уже 22,5 тысячи.
В этот период начала развиваться промышленность города. Было построено: три  мельницы, два кирпичных завода, шесть хлебных и несколько других амбаров, склады для нефти, керосина и других товаров, железнодорожное хранилище и элеватор, а в 1914 году -  маслозавод с горчичным отделением.
До революции Балашов был типичным захолустьем царской России. Он был крайне отсталым, поражая бедностью и тяжелыми условиями жизни, так называемых, «низов» общества. Лишь дворянство и купечество вело беспечную жизнь. Любимым развлечением купечества были кулачные бои. Подпоив бедноту одного квартала, они натравливали её на бедноту другого и любовались побоищем.
Все просвещение города опиралось на духовное училище, мужскую и женскую гимназии да две церковно-приходские школы. Для медицинского обслуживания существовала лишь одна амбулатория с одним врачом, фельдшером и тремя санитарками. Культурным центром города были синематограф «Иллюзион» и, так называемый, Народный дом, построенный в 1905 году под коммерческий клуб, где проводились   собрания дворянства и купечества, спектакли и концерты гастролеров, балы  и танцевальные вечера. Народному дому принадлежал и городской сад с летним театром и специальными постройками для игр в лото, бильярд и других увеселений. Ныне это городской сад по ул. Володарского.
Благоустройство города проводилось, в основном, для привилегированной части жителей. В городе было семь церквей, одиннадцать трактиров, шесть питейных заведений.
Каторжные условия труда, болезни   и эпидемии приводили к большой смертности  населения. Такова была суть Балашовской дореволюционной  действительности.

Любительские  кружки.

На фоне жестокого социального гнета, удвоенного тяготами войны, в 1915 году в городе возникают любительские кружки: «Искусство»  и «Драматический». Организаторами их были: супруги Капитолина Васильевна и Николай Нестерович Ахвледиани, П.Н. Трапезников, Н.Н.Никольский, Н.Б. Кайсаров — представители демократической интеллигенции города. "Любители” ставили целые спектакли, такие как «Бедность не порок» А.Н. Островского, «Горькая судьбина» — А.Ф. Писемского, «Чародейка» — И.В. Шпажинского, «Ведьма» — В.О. Трахтенберга и другие. Они ставили и играли свои спектакли там, где придется, и даже в базарном пустующем амбаре, который  "любители” прозвали «Крысятником» — эти бесплатные постановки пользовались популярностью и хотя бы немного освещали тьму захолустной жизни.

Рождение театра.

19 ноября 1917 года в здании Нардома была провозглашена Советская власть в городе и уезде. Кануло в прошлое коммерческое назначение Нардома.  Он стал действительно Народным домом и поступил в ведение Школьного Отдела Исполнительного комитета Балашовского Совета Рабоче-крестьянских и солдатских депутатов. Октябрьская Социалистическая революция открыла народу пути к культуре и просвещению.
Любительским кружкам было предоставлено законное право выступать на сцене зимнего и летнего театров. 1918 год. Гражданская война. Ее фронт проходил по южной границе Балашовского уезда. Белоказаки генерала Краснова угрожали железной дороге Балашов — Камышин. Рабочие и крестьяне, только что рожденная Красная Армия, героически отражали натиск контрреволюции. И вот в эти грозные  дни Исполком Балашовского Совета и Политпросвет приступили к организации на базе любительских кружков общенародного театра с профессиональной труппой. Создание театра для народа — рабочих и крестьян, явилось одним из завоеваний Октября. В Балашовском Уезде развернулось движение масс за овладение грамотой и культурой. Множились и развивались очаги культуры как в городе, так и в деревне.
В суровую зиму 1918-1919 года, когда в город прибыл штаб Южного фронта во главе с членом реввоенсовета Н.И. Подвойским, в разгар гражданской войны, охватившей Балашовский уезд, в селах и деревнях уезда насчитывалось 69 активно действующих музыкально-драматических кружков. Их организаторами и наиболее активными участниками были партийные и советские руководители, активисты. Городу нужен был театр, как распространитель Знания, Культуры. Мало было книг, да к тому же большая часть населения была неграмотной. Кино, в первые годы Советской власти, стояло на низком уровне, фильмов было мало. В этих условиях театр, обладавший опытом, богатый традициями русского искусства, должен был играть особую роль.
После необходимого ремонта зимнего помещения Нардома, приобретения театральной литературы, парикмахерских принадлежностей   и оборудования сцены (к осени 1918года), была закончена организация профессиональной труппы из двадцати двух человек, из которых девятнадцать были платными. Для постановки дела на прочную основу была создана театральная коллегия из заведующих Подотделом Искусств  при Исполкоме театральной секции, режиссеров, рецензента и двух представителей Народного театра. Театральную коллегию, которая  выработала правила внутреннего распорядка, возглавил Н.Б. Кайсаров — человек, сыгравший большую роль в создании театра. Он писал: « Теперь театр является достоянием не избранных, теперь искусство не для богатых, а общее достояние населения. Если раньше праздная пресыщенная толпа снисходила к театру и говорила, что лучше какой-нибудь театр, чем никакой, то теперь другая публика скажет: «Дайте театр или не  давайте ничего».
Вот некоторые пункты из правил:
От артистов требуется знание роли на третий день (включая считку) репетиции.
1) Незнание роли на третий день репетиции влечет за собой штраф в размере трехдневного жалования.
2) Незнание роли на спектакле влечет за собой штраф в размере пятидневного жалования.
3) Необходима аккуратная явка на репетиции и спектакли.
4) Опоздание на репетиции сверх пятнадцати минут влечет за собою штраф в размере двухдневного жалования.
5) Неявка на репетицию без предупреждения и уважительных причин влечет за собою штраф в размере семидневного жалования.
6) До окончания спектакля участвующие в нем не могут присутствовать в зрительном зале. За нарушение сего взыскивается штраф в размере трехдневного жалования.
7) Участие в посторонних спектаклях, концертах и вечерах допускается только с разрешения Театральной коллегии.
8) Начало службы считается с первой репетиции.
После испытания в труппу приняли пятнадцать человек  статистов и начались репетиции.
17 октября 1918 года в зимнем помещении Нардома (драмтеатра) спектаклем «Власть тьмы» Л.Н.Толстого  в постановке режиссера   Н.Н. Никольского  в Балашове был открыт первый театральный сезон. Этот день и стал днем рождения Балашовского профессионального городского драматического театра.

Становление театра.

Бурно развивалась творческая жизнь театра. Зрительный зал наполнили бывшие «низы» общества: рабочие, крестьяне, красноармейцы, служащие — трудовые люди. Значение театров, музыкально-драматических кружков, стало так велико и необходимо, что Саратовский Губотдел искусств обратился к населению губернии с воззванием, которое заканчивалось призывом: «…Организуйтесь в драматические кружки, устраивайте театры, и пусть они, как яркие костры ночью, озарят и разгонят тьму, в которой вы пребывали веками!». И люди, подхватывая этот призыв, организовывали театры, кружки, шли в Нардом. Одним из организаторов малых театров в городе был Георгий Михайлович Малашин, который в 1937 году был репрессирован.
Более двадцати премьер было показано в первом сезоне. Среди них: «Власть тьмы», «Плоды просвещения»- Л.Н. Толстого, «Ревизор»- Н.В. Гоголя, «Лес»- А.Н. Островского, » На дне» — М. Горького, «Горький цвет» – А. Толстого, «Разбойники»- Ф. Миллера, «Ткачи»-  Г. Гауптмана, «Каширская старина» — Д.В. Аверкиева, «Сатана»- В.Р. Гардина, «Жан и Мадлена» — О. Мирбо, «Отметка в поведении» — М. Дрейера, «Соколы и вороны» — А.И. Сумбатова, «Казнь» — Г.Г. Ге, «Весенний поток» — Д.И. Косоротова и пьесы Л. Андреева: «К звездам», «Савва», «Жизнь человека».
Многочисленность премьер объяснялась жадной потребностью нового зрителя в просвещении. Спектакли шли под суфлера, игрались четыре раза в неделю, а остальные дни отводились на подготовку нового спектакля, ведь каждую неделю давалась премьера.
Февраль 1919 года обрушился на город эпидемией сыпного тифа. Спектакли прекратились, но 23 февраля — в день первой годовщины Красной Армии все-таки был дан шефский спектакль и три шефских концерта. Остальные дни февраля режиссер Н.Н. Никольский готовил новые спектакли. Художник Л. Таиси и машинист сцены Михаил Иванович Лесовой восстанавливали старые и готовили новые декорации. 29 апреля 1919 года Саратовским Губисполкомом было предложено национализировать у буржуазии все музыкальные инструменты, театральные костюмы и передать их в распоряжение Местных Отделов Искусств для распределения по Рабоче-Крестьянским организациям уезда.
Балашовский театр пополнился реквизитом, мебелью, костюмами и другим театральным имуществом. Рамка спектакля приобрела культурный и достойный вид.
Но еще шла гражданская война. В июле 1919 года Балашов был захвачен белоказаками. Они стали бесчинствовать среди населения, расстреливать коммунистов. В селе Инясево они жестоко расправились с матросом-большевиком Михаилом Стоякиным, его женой и сыном. Но вскоре, под натиском наших войск, Балашов был возвращен в семью освобожденных городов Советской России.
Из села Инясево тела героев были перенесены в Балашов и похоронены в парке им. Куйбышева в братской могиле. На похоронах состоялся многолюдный митинг, на котором присутствовал и выступал с речью находившийся в Балашове председатель ВЦИК Михаил Иванович Калинин. Сегодня на стелле у вечного огня в парке им. Куйбышева установлена мемориальная доска с именами героев.
В те грозные дни гражданской войны коллектив театра   давал спектакли, сборы от которых часто шли в помощь голодающим   детям Петрограда и Москвы, красноармейцам, населению, разоренному антоновскими бандами.
С каждым годом театр приобретал все большее значение. В январе 1920 года в Балашове возник еще один театр — театр Горпотреба (на месте горпищкомбината, ул. Пугачевская). В это время потребительская кооперация играла в стране большую роль. Перед ней стояла задача не только удовлетворения материальных, но, в определенной степени, и культурных запросов трудящихся.
Новый театр возглавил талантливый режиссер Федор Куприянович Лазарев.
Наличие в городе двух театров, близко расположенных друг от друга, диктовало необходимость каждому из них иметь свой репертуар.
В то время, когда в театре Горпотреба шли такие спектакли, как: «Беспреданница», «Без вины виноватые»- А.Н. Островского, «Женитьба», «Ревизор» — Н.В. Гоголя, «Овод» — Э.Л. Войнич, в инсценировке Плюсина, «Свадьба Кречинского» — А.В. Сухово-Кобылина, «Огни Ивановой ночи» — Г. Зудермана, в театре Нардома:  «Гроза»- А.Н. Островского, «Власть тьмы» -Л.Н. Толстого, «Горе от ума» — А.С. Грибоедова,  «На дне» — М.Горького, «Мораль пани Дульской»- Г. 3апольской, «Иванов»- А.П. Чехова, «Сполохи» — В.А. Тихонова, «Дни нашей жизни»- Л. Андреева.
Тяга населения к театру была огромной. Несмотря на наличие уже двух театров, на железной дороге возник еще свой – Рязано — Уральский, а в клубе им. Свердлова — Красноармейский театр и концертно-оперный коллектив.
Профессиональные театры Нардома и Горпотреба организовали работу по подготовке театральных кадров и развитию художественной самодеятельности. В сентябре 1920 года при Нардоме работала театральная студия из сорока трех человек. Для оказания помощи художественной самодеятельности города и уезда при Политотделе был организован прокатный пункт. Он располагал небольшой парикмахерской, театральной библиотекой (в ней было триста семнадцать  пьес и небольшой  нотный отдел). Для пользования прокатным имуществом были выработаны строгие правила.
В зимний сезон 1921-1922 гг. театры Нардома и Горпотреба объединились в один Балашовский городской театр.  »Единственным крупным учреждением Политпросвета, говорится в докладе УОНО, остается Гортеатр, который сумел зарекомендовать себя вполне  приличной постановкой серьезных классических и современных пьес…» — и далее — «По своему репертуару Балашовский театр выгодно выделяется среди театров губернии, что нередко отмечалось, как на съездах, так и в прессе…” Пьесы таких авторов, как А.В. Луначарский, Бернард Шоу, О. Мирбо, Ф. Миллер, И.Я. Энгель, А.Н. Островский  и другие, требовавшие для своей постановки много энергии, проникновения и умелой игры артистов, не всегда ставились даже в Губернских городах.
За один только сезон 1921-1922 гг. театром было дано восемьдесят восемь постановок при общем количестве спектаклей около двухсот. Наиболее высокая посещаемость отмечалась в январе и апреле 1922 года, в среднем по 250 человек на каждом спектакле.
Следующий сезон 1922-1923 года был страшно тяжелым. Голод в Поволжье отразился на платежеспособности зрителя. Слабое отопление театра, плохое освещение (в городе не было света, приходилось работать, пользуясь движком) создавало невероятно тяжелые условия для театра, находившегося исключительно на хозрасчете. Только благодаря героическим усилиям руководителей и самих актеров, удалось благополучно закончить этот сезон.
Большую роль в популяризации театра играли профсоюзы. Для рабочего зрителя театром была разработана система абонементов по пониженным ценам.
Каждый год обновлялся репертуар, менялся и состав труппы.
В то время существовала договорная система, обуславливающая постоянную работу актера или актрисы только в течение одного сезона, после чего они должны были переезжать в другие города, искать новые театры и заключать договор. Однако нередко актеры, полюбившиеся зрителю, оставались надолго служить в Балашовcком театре. Такими были: режиссер и актер Н.Б. Кайсаров, актрисы: К. Ахвледиани, В.Г. Дозорова, В.М. Инсарова; актеры: Н.В. Самойлов, П.Н. Стрепетов, А.И. Трапезников, А.С. Музиль, Струмилов, В.А. Начинкин, Д.А. Багданов, актер-режиссер А.А. Алексеев, Д.Я. Патрин и другие.
Работа театра освещалась на страницах городской газеты, в двадцатые годы сменившей несколько названий: «Известия», «Красный пахарь», «Борьба». Рецензенты ярко отражали театральную жизнь города. Наряду с успехами указывались и недостатки в работе театра. Так автор Степной ругает Уполитпросвет за включение в репертуар театра сезона 1923-1924 гг. комедии «В горах Кавказа» и жалеет актеров, попавших в эту «грязную историю». Рецензент Старый хвалит пьесу В.И. Немеровича-Данченко  «Цена жизни», шедшую в бенефис артистки А.А. Ленской и бенефициантку в роли Демуриной, а с ней Н.Б. Кайсарова, В.Г. Дозорову и А.А. Алексеева.
Рецензент Фома Зыков хвалит юбиляра, артиста П.Н.Стрекалова, в роли Городничего и сообщает о ходатайстве общественности города перед Всероссийским союзом работников искусств о присвоении  ему звания Народного артиста Республики.
Одним из видных рецензентов 1924 года был Марк Савельевич Гельфанд. Из его рецензий на спектакли:  «Святые безумцы», «Мадам Сан-Жен», «Царь всея Руси» и другие, видно, что автор их наделен большой эрудицией. Это создает ему возможность писать интересные, глубокие и правдивые рецензии.
В начале двадцатых годов в репертуаре театра шла борьба тенденций: классика сталкивалась с дешевой дореволюционной мелодрамой. Советских пьес еще не было. Только пьеса Владимира Маяковского "Мистерия — Буфф», написанная и поставленная в Петрограде к первой годовщине Октября, стала поистине образцом классической советской пьесы, но она была не под силу нашему театру и шла только в столицах и больших городах. Эта пьеса положила начало советскому репертуару и оказала решающее воздействие на формирование массового агитационнно-политического театра.
Наряду с классикой шли такие пьесы, как: «Всех скорбящих»  М.Германа, «Прохожие» В.А. Рыжкого, «Иван Миронович» Е.Н. Чирикова, «Папенькина дочка»  Д.А. Мансфельда, «Лесные тайны»  Ильи Сургучева и другие, не отвечающие героическому духу времени. Поэтому ХП Съезд партии, проходивший в 1923году, записал: «Необходимо поставить в практической форме вопрос об использовании театра для систематической, массовой пропаганды идей борьбы за коммунизм. В этих целях необходимо, привлекая соответствующие силы, как в центре, так и на местах усилить работу по созданию соответствующего революционного репертуара, используя при этом в первую очередь, героические моменты борьбы рабочего класса.   Призыв партии нашел горячий отклик у художников слова. В 1924 году появляется «Виринея»  Л. Сейфулиной, в 1926 году — «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского, в 1927 — «Любовь Яровая»  К. Тренева, «Бронепоезд 14-69″  Вс. Иванова, «Огненный мост»  Б. Ромашова и другие. Это были пьесы, в которых личные судьбы героев отражали социальную суть целого класса, движение самой истории. И недаром спектакль «Любовь Яровая», шедший в 1927 году на нашей сцене, стал одним из этапных спектаклей Балашовского театра двадцатых годов. Вот что писала городская газета «Борьба» от 27 мая 1927 года: «Спектакль, собрал зрителей полон зал и, несомненно, имел успех. Пьеса хорошая, нужная, верно рисующая героическое прошлое революции, периода гражданской войны. Надо пожелать, чтобы ее посмотрели широкие рабочие массы. Для этого «Любовь Яровую» надо поставить еще и еще раз, сделав посещение театра доступным каждому…!» Горячий отклик у рабочего зрителя нашел и спектакль «Огненный мост»  Б.Ромашова. Новый репертуар требовал нового актера и режиссера, а театру еще не всегда удавалось верно воплотить на сцене новую пьесу. Газета «Борьба», от 7 июля 1928 года,  пишет, что, несмотря на высокую оценку пьесы Б. Лавренева «Разлом», театр ее «смазал». И все же эти творческие просчеты не могли заслонить тот подъем работы театра двадцатых годов, упрочения и повышения актерского мастерства. Добавим к этому, что в 1928 и 1929 году Балашовский театр имел в труппе смешанный музыкально — драматический состав, но этот двухлетний эксперимент не дал положительного результата, так как бюджет театра не мог выдержать дополнительного расхода на содержание музыкальных работников театра, хотя и ставили оперетты:  «Марицу», «Сильву» и другие.
В конце двадцатых годов театр уже включается в дело коллективизации сельского хозяйства, в дело культобслуживания спектаклями колхозного села.

Колхозно-совхозный театр.

Тридцатые годы стали переходными в жизни Балашовского театра. В этот период по всей России проводилось стационирование театров. Сбылась давняя мечта актерства об оседлой жизни. Прекратились ежегодные переезды актеров из одного города в другой. Складывались постоянные труппы, что способствовало большей ансамблевости спектаклей, росту их художественного уровня, укрепления репертуара. До этого времени существовали другие правила работы театральных кадров.
Вот что говорит об этом режиссер нашего театра М.Любимова в своей статье «Жизнь актеров раньше и теперь» в городской газете «Борьба»: «В царское время громадное большинство актеров провинции вело безрадостную жизнь. Постоянно преследовала боязнь  — остаться без работы и куска хлеба. А сколько актер работал в году? Зимние «сезоны», смотря по городу, длились от 4,5 месяца до шести месяцев, летние от полутора до двух месяцев, а остальное время актер болтается без дела. А как жить, существовать? Надо раскладывать деньги, полученные за шесть-восемь месяцев работы, на целый год. Весь пост актеры не работали, съезжались в Москву для получения работы на следующий сезон. Тут их ждали хозяйчики – антрепренеры. Взяв сначала 5-6 ведущих актеров, с остальными не торопились. Выжидали, когда актеры проживутся в Москве и на 6-7 неделе поста, снеся вещи, поценнее, в ломбард,  в залог, будут куда уступчивее на жалование. А антрепренерам этого и надо. Особо страдали семейные. Тут уж хозяйчик обязательно наживается: «муж нужен, а жена нет», — заявляет хозяйчик. Или наоборот «Жена нужна, а муж не нужен». И будет давать грошовое жалование «ненужному» супругу, делая вид, что оказывает большое одолжение. А на работе этого «ненужного» использует, как нужного. Особенно было трудно актрисам: театральные костюмы съедали все. И если актерам антрепренер давал исторические костюмы, то актриса, получающая самое маленькое жалование, должна была иметь все свое. Много из-за театральных тряпок гибло молодых актрис, попадая в объятия проституции. Раньше в актерской среде редко встретишь настоящую семью, а дети встречались еще реже. Кому нужна беременная актриса, кто ей будет платить жалование? Дети актерские воспитывались, в большинстве случаев, где-нибудь у родственников, у знакомых, лишенные материнской заботы и ласки.
Молодые советские актрисы не знают, сколько лилось слез, сколько обид и унижений переносила женщина-актриса-мать!» Теперь она могла стать не только счастливой и хорошей актрисой, но и хорошим режиссером, каким и стала Маргарита Дмитриевна Любимова, ознакомившая нас с положением женщины-актрисы до 1917 года.
В нашем театре работали замечательные актеры, актрисы и режиссеры. Многие из них в других городах в разное время потом получили почетные звания. Среди них: Битюцкий В.С. — Народный артист РСФСР, Бадаев А.Г.- заслуженный артист РСФСР и Казахской ССР, Токмаков Е.А. — Народный артист ЧССР, Патрин Д.Я. — Заслуженный артист РСФСР и Удмурской АССР, Начинкин В.А.- Заслуженный артист РСФСР, Бурлаков — Заслуженный артист РСФСР, Спелов B.C. — Заслуженный артист РСФСР, Борисова А.Т. — Заслуженная артистка РСФСР, Попов И.С.- Народный артист БССР, Александров Л.Н. — Заслуженный деятель искусств Калмыцкой АССР, Хлебникова О.И. — Заслуженная артистка Бурятской ССР, Юхневич И.В. — Народный артист РСФСР, Круподерова И.Л. — Заслуженная артистка РСФСР, Фоменко В.Г. — Заслуженный артист БССР, Киселев А.Т. — Заслуженный артист РСФСР, Корнюков Л. -  Заслуженный артист РСФСР, Петрова С. — Заслуженная артистка РСФСР, Рудяков А. — Народный артист РСФСР, Колабаев — Народный артист РСФСР.
Работали такие замечательные мастера сцены, как актер и режиссер А.Ф. Каратаев — сподвижник известного русского трагика Павла Орленева, с которым он гастролировал по странам Европы и Америки.  Прекрасные артистки — М.А. Ровинская и А.И. Самарина, актер А.М. Степанов и другие, способные украсить сцену и столичного театра.  Рабочий сцены Николай Попов — ученик нашего машиниста сцены М.И. Лесового, стал впоследствии главным машинистом сцены во МХАТе им. М. Горького и орденоносцем.
Постановление ЦК партии о перестройке литературно-художественных организаций (1932 год) и решение Первого Всесоюзного съезда советских писателей (1934 год), обсудившего вопрос о советской драматургии, сыграли большую роль в перестройке всей деятельности театров. Наряду с русской и западной классикой в репертуаре театра в начале тридцатых годов появилось много современных пьес: «Приговор» — С.Левитиной, «Высоты» -Ю. Лебединского, «Хлеб»- В. Киршона, «Улица радости»- Н. Зархи, «Волчья тропа» — А. Афинагенова и другие.
Шли годы первой пятилетки. Театр жил интересами народа. Спектакли: «Темп» и «Мой друг» — Николая Погодина в постановке режиссера Константинова отражали героизм рабочего класса.
Коллективизация сельского хозяйства поставила перед театром новые задачи. Артисты выезжали в села, показывали там спектакли и агитировали за лучшее проведение весеннего сева, устраивали инструктаж местным культоргорганизациям и проводили политмассовую работу на селе. Все это свидетельствовало о идейно-политическом уровне  роста  театральных кадров.
Весной 1934 года Саратовское Краевое Управление Зрелищных предприятий (КрайУЗП) приступило к формированию колхозно-совхозных театров.
16 октября 1934 года, премьерой спектакля «Чудесный сплав» — В. Киршона, в постановке художественного руководителя М. Бурмистрова, Балашовский театр был преобразован в Первый Межрайонный колхозно-совхозный театр Саратовского края. Возглавили его директор С.А. Прибавочный, художественный руководитель М. Бурмистров, режиссеры А. Починовский и Е.А. Токмаков. В репертуар нового театра вошли спектакли: «Жизнь зовет» — В. Билль-Белоцерковского, «Егор Булычев»- М. Горького, «Мятеж» — по Фурманову. О спектакле «Мятеж» городская газета «Борьба» писала: «Надо эту пьесу пошире показать колхозникам района. Пьеса ярко показывает борьбу большевиков в период гражданской войны. Она вызывает смелость и уверенность, заставляет быть внимательным и всегда уметь правильно определить важнейшие дела впереди». Перед колхозно-совхозным театром стояла задача дальнейшего углубления работы на селе. Круглый год он обслуживал сельского зрителя. Актерам и обслуживающему персоналу выдавались тулупы, валенки, чтобы ни мороз, ни долгий путь не могли сорвать спектакль, все работники имели складные топчаны, ибо нередко после спектакля приходилось ночевать в клубе, чтобы на утро двинуться в путь в колхозы и совхозы обширного Саратовского края.
В 1935 году Балашовский колхозно-совхозный театр, под художественным руководством Евгения Алексеевича Токмакова, достигает наивысшего расцвета в своей истории. Это подтверждает его участие в Республиканском смотре колхозно-совхозных театров проводимом в Москве, где наш Балашовский театр занял второе место среди всех Российских колхозно-совхозных театров. Вот что писала о нем газета «Вечерняя Москва»: «Каждый новый спектакль Всероссийского смотра совхозно-колхозных театров радует наглядным доказательством того, что на колхозную сцену внедряется высокая театральная культура. Печатью такой ответственности перед колхозным зрителем отмечен и, показанный вчера, спектакль первого колхозно-совхозного театра Саратовского края «Правда — хорошо, а счастье лучше». Режиссер МХАТа II-го, шефствующий над краем, Е.А. Токмаков, ставивший этот спектакль, правильно понял свою задачу — показать колхозникам подлинного Островского. Характерное обстоятельство: исполнитель центральной роли Силы Грозного заболел и в спектакль был введен актер Васильев, не готовившийся для показа, но зрительный зал не испытывал разочарования. Роль Грозного была развернута со всей той обычной живописностью, какая характеризует лучшие традиции реалистических истолкователей этой роли. Ровинская М.А. (Барабошева), Пискарева А. (Фелицата), Пустовойтов М.Ф. (Садовник Глеб), Олев (Платон Зыбкий) и другие составляют выразительный и вдумчивый ансамбль, убедительно раскрывающий образы Островского.
Оформление художника Никитина вызвало своей эффектностью даже некоторые сомнения: вместит ли декорации рядовая колхозная сценическая площадка. Но оказалось, что имеются и такие колхозные сцены, которым подобное оформление в самый раз.
Можно оспаривать частности спектакля, но не нужно забывать, что перед нами театр, который за год обслуживает  сто двадцать тысяч зрителей, а эту постановку он подготовил в течение месяца».
В это время было тяжело с транспортом и состоянием большинства колхозных клубов.
«Почти во всех клубах района разбиты окна, — писал режиссер М.Бурмистров — нет скамеек для публики, и во время постановок люди вынуждены стоять по два-два с половиной часа. Печи развалены, сценического оборудования нет. Но, несмотря на это, к культуре, к зрелищу у колхозников есть огромная тяга. Несмотря на усталость после дневной работы, люди, работавшие в поле за 6-7 километров, приходят пешком и в страшной духоте, и тесноте, терпеливо и с удовольствием достаивают до конца спектакля, заканчивающегося в 2-3 часа ночи». Передвижение приходилось делать и пешком, и на лошадях, изредка на машинах. Все эти трудности в жизни колхозно-совхозного театра не могли остановить его деятельность.
В своей работе на селе театр использовал и малые формы. Режиссер Л.Ф. Юренко готовил скетчи, концертные номера, куда входили и частушки на местные темы под названием «Карусели». Они писались самими актерами и исполнялись под аккомпанемент баяниста Ивана Ефремовича Лушникова. Открыто критикуя колхозные непорядки, театр боролся за ударный колхозный труд. Люди сердечно благодарили театр. Они вручили театру два Красных Знамени за высокое качество обслуживания, за систематическое руководство колхозной самодеятельностью. За практическую помощь в укреплении трудовой дисциплины. За успехи в Республиканском смотре театр был премирован новой грузовой машиной. Сельские зрители горячо благодарили театр, о чем красноречиво говорили заголовки из газетных статей: «Старой жизни возврата нет», «Держать связь с театром», «Растет культура колхозного села»,»Спектакль воспитывает».
В репертуар колхозно-совхозного театра вошли такие пьесы как: «Далекое» — А. Афиногенова, «Слава» — В. Гусева, «Продолжение следует» — А. Бруштейна, «Аристократы» — Н. Погодина, «Шестеро любимых» — А.Арбузова, «Васса Железнова» и «Последние» — М. Горького; для детей: «Клад» — А. Шварца, «Винтовка» — А. Крона и другие. Театр пользовался высоким уважением не только колхозного зрителя.
«…6 января 1935года мне с группой командиров удалось посмотреть пьесу М.Горького «Последние» в постановке Балашовского колхозно-совхозного театра, — пишет в городской газете командир Ф.И. Голиков (ставший впоследствии Маршалом Советского Союза) — наше мнение можно выразить короткими словами: «Очень хорошо». В результате просмотра остается большое удовлетворение за коллектив работников театра, выполнивших очень серьезную и ответственную задачу и перед зрителем и перед высоким именем автора. Постановка — яркое доказательство творческого роста театра, в чем большая роль принадлежит режиссеру-постановщику Е.А. Токмакову — артисту Московского Художественного театра (второго). Находимся в определенном затруднении при попытках сравнительной оценки работы артистов, так как каждый на своем месте. Каждый отчетливо ярко ведет свою роль. Однако наибольшее впечатление оставляют: Дворкина (мать), Пустовойтов М.В. (тюремный врач), Починовский А. (дядя) и Ж Горячий отклик у рабочего зрителя нашел и спектакль уковская Г.Н. (Люба) …B заключение надо сказать, что постановка пьесы «Последние», достигает нужной нам политико-воспитательной цели».
Не меньший успех выпал на долю спектакля «Платон Кречет»-   А.Корнейчука в постановке Е.А. Токмакова. Роль театра в культурной жизни города и села была огромной. Часто спектакли проходили на полевых станах, широких колхозных улицах. Бессменный машинист сцены, Михаил Иванович Лесовой, со своими помощниками, соорудил подмостки под открытым небом, чтобы спектакль могли увидеть сотни сельских тружеников. Многие актеры долгое время работали в Балашовском театре и цементировали состав его труппы.

Снова городской.

В 1937году спектаклем «Дети солнца» — М. Горького подводится итог трехлетней работы первого колхозно-совхозного театра. И вновь спектакль М. Горького, в постановке Е.А. Токмакова,  получает высокую оценку зрителя и прессы: «Дети солнца» — хороший спектакль, — пишет городская газета «Большевик»,- он говорит о том, что артисты нашего театра серьезно работают над собой. Можно вновь  поздравить постановщика спектакля, неутомимого Евгения Алексеевича Токмакова с большой удачей… Зритель получил действительно полноценный горьковский спектакль»
Отчитываясь перед зрителем, театр сообщил, что за три года было дано 700 спектаклей, которые видели трудящиеся 15 районов — 250 тысяч зрителей. Артисты не ограничивались рамками сцены. Они помогали колхозным кружкам, выпускали стенгазеты, затейничали с детворой. Каждый приезд театра был праздником всего села. После спектакля зрители непременно требовали исполнения частушек на местные темы под названием «Карусели»:
Карусель, карусель — меткое оружие!
Покатаются не все, зато все послушают.
Здесь Прасковьюшка Задкова сена просит на корову,
А как в Поле всех зовут, так Прасковью не найдут.
Стан культурным называет сам Юрасов — зря ей, ей,
Ведь на стане лишь избушка без окошек и дверей.
Контарев Андрей Иваныч полюбил культуру в миг -
Сам теперь в избе-читальне поместился вместо книг.
За три года частушек было сложено около пяти тысяч, многие из них вошли в песенный фольклор колхозного села. Лучшие советские и классические пьесы нашли в артистах театра способных исполнителей. Этапы их творческого роста было легко проследить по отчетным работам театра:  «Правда хорошо, а счастье лучше» — А.Н. Островского, «Последние» — М. Горького, » Платон Кречет» — А. Корнейчука, «Слава» — В. Гусева, «Дети солнца» — М. Горького и другие. Честно выполнив свой долг перед колхозно-совхозным зрителем, осенью 1937года Балашовский театр вновь становится городским.
Новый сезон 1937-1938 года открылся 20 октября спектаклем Б. Ромашова «Огненный мост». Возглавили театр: директор Гранатов, режиссеры: А.Ф. Каратаев, М.Д. Любимова, и И.Д. Ротнов. Обновился состав труппы. В репертуар вошли современные и классические пьесы: «Год девятнадцатый» — И. Прута, «Беспокойная старость»- Л. Рахманова, «Очная ставка» — Е. Тур, «Земля»- по роману Е. Вирты, «Одиночество», «Простая девушка»- В.В. Шкваркина, «Как закалялась сталь» — по роману Н. Островского, «Гроза» — А.Н. Островского, «Коварство и любовь» — Ф Шиллера, «Васса Железнова» — М. Горького и другие.
Наряду с мастерами сцены, такими как: А.Ф. Каратаев, А.И. Самарина, Бурлаков, М.Д. Любимова, Г. Сальников, М.А. Равинская и другими в труппу вливались и выпускники Саратовского театрального училища им. И.А. Слонова.
Городская газета по-прежнему широко освещала работу театра. Так в рецензии на спектакль «Огненный мост»- Б.Ромашова, отмечалась проникновенная игра артистов: А.Ф.Каратаева (Хомутов), А.И.Самариной (Ирина), Бурлакова (белый адъютант), Ротнова (Штанге), С.И. Ионова (трамвайщик).
В спектакле «Очная ставка»- Бр. Тур, в постановке А.Ф. Каратаева, отмечается хорошее исполнение артистами: Бурлаковым — роли следователя Ларцева, Ротновым — резидента, Г. Салъниковым — портного Гуревича. Как правило, в газете освещалась перспективная работа театра, его творческие планы на будущее. Режиссер, М.Д. Любимова, писала о творчестве Мольера, в связи с постановкой его пьесы «Проделки Скалена», знакомила с планом постановки, «Как закалялась сталь», по роману Н. Островского.  Режиссер Ротнов — о пьесе А.Н. Островского «Лес», а 3 января 1938 года газета отводит большое место тридцатилетию сценической деятельности актрисы  М.А. Равинской. О ней писали почитатели ее таланта: художник Беньков,  врач Багрицкий, предгорсовета Богомолов и другие, сравнивая ее исполнительское мастерство с мастерством знаменитой Народной артистки М.М. Блюменталь-Тамариной.
Следующий сезон 1938-1339 года принес много нового: пришел новый директор театра И.И. Беневоленский, новый художественный руководитель И.Б. Каганов, художник П. Никифоров, прибыли актеры: А.В. Барский, А.Н. Барская, А.В. Семенов, Макарова, Н.В. Якон, М.Е. Регентов и другие. Прибыли выпускники театрального училища им. Слонова: В.А. Цебо, К.И. Денисенков, Р. Кондрашева, Г. Пахомов. В репертуар вошли пьесы: «Под ясным небом» — Левиной, «Гибель эскадры» — А. Корнейчука, «Генеральный консул» — Бр. Тур и Шейниной, «Галилей» — Дорбжинского, «Семья Овадис» — П. Маркиша, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» — А.Н. Островского и его «Поздняя любовь», «Слуга двух господ» — К.Гольдони, «Дети Ванюшина» — В.А. Найденова, «Мачеха» — О. Бальзака.
Для всего театрального мира 1938 год был годом великой утраты. 7 августа скончался гениальный актер, режиссер и педагог Константин Сергеевич Станиславский. Нам, тогда еще выпускникам-студентам, на гастролях в Москве Саратовского театра, где проходили практику, выпала траурная  и скорбная честь стоять в почетном карауле у гроба великого художника. Тысячи людей провожали Константина Сергеевича в последний путь. У свежей могилы мы — театральная молодежь, вместе с мастерами искусств дали клятву: высоко нести знамя Советского искусства, честно служить великому народу.
Для Балашовского театра этот год был годом нового творческого подъема. Система К.С. Станиславского находила в театре свое практическое воплощение. Режиссеры А.Ф. Каратаев и И.Б. Каганов проводили в коллективе уроки актерского мастерства, это воспитывало и поднимало коллектив на        решение новых творческих   задач, повышало качество спектаклей.     Восторженный отзыв зрителей получили спектакли: «Дети Ванюшина» — Е.И. Найденова и «Генеральный консул» — братьев Тур и Льва Шейнина в постановке А.Ф. Каратаева.
Но наряду с успехами у театра были и просчеты. На летних гастролях, в 1939 году, перед взыскательным зрителем города Саратова, наше руководство, в лице директора театра И.И. Беневоленского и художественного руководителя И.Б. Каганова, решило блеснуть помпезностью своих постановок и пригласило для музыкального сопровождения спектакля «Семья Овадис» — П. Маркиша, чуть ли не весь состав оперного оркестра. Гастроли проходили  в помещении театра оперы и балета им. Н.Г. Чернышевского.
И что же получилось? Начался спектакль. Только что прозвучала выразительная увертюра оркестра, — наши драматические голоса дрогнули, душа упала в пятки и вся наша музыкально-танцевальная подготовка оказалась в жестоком  противоречии с оперным оркестром. Глядя на смычки в оркестровой яме, мы прозевали свой такт начала нашего пения и танца. Мы стали догонять оркестр, выкидывая какие-то кренделя вместо танца, и пели врозь с оркестром. Глядя на наши муки, оркестр остановился, дал нам опомниться, так как мы двигались почему-то не вместе в одну сторону, а в разные, оркестр снова повторил вступление, но мы уже без него установили такую прыть, что теперь он не мог догнать нашу скачку и все-таки мы, как-то, дотянули до конца. Оркестр и весь зрительный зал облегченно вздохнул, кое-кто в зале вытирал слезы, захлебываясь от смеха. Словом, все наши песни и пляски в спектакле позорно провалились.
Известный театральный критик Саратова – Марко Брун (Архангельский) написал в областной газете: «Пьеса шла в медленном, тягучем темпе, без ясного режиссерского плана. Постановщик (И.Б.Каганов) не скупился на пляски, пение, на музыку, скрипки, гармошки и даже целого оркестра. Но все эти танцевально-музыкальные нагромождения не были связаны с драматическим действием и в таком виде обращались в обременяющий постановку эстрадный дивертисмент». Далее он пишет: «…Но совершенно иное впечатление оставила постановка режиссера А.Ф. Каратаева пьесы К.Финна — «Таланты»- остроумной комедии из жизни актеров. Пьеса хорошо поставлена и разыграна. Спектакль имел большой и вполне заслуженный успех».
В этот год гастроли проходили в  Саратове и  Ртищеве, и в летнем театре своего города. В это время началась реконструкция Балашовского зимнего театра, и спектакли проходили на сцене летнего театра.
Следующий сезон 1939-1940 года открылся спектаклем «Павел Греков» — Б.Войцехова и Л. Ленца в постановке режиссера В.В.Андреева — Бурлака.
Пьеса «Павел Греков» – о клевете нечестных работников, о чем говорил XVIII  съезд партии, поэтому спектакль "Павел Греков” звучал очень современно, остро и волнующе. Он был горячо принят и газета «Большевик» дала на него положительную рецензию. В этом спектакле были созданы яркие образы таких героев как Ковалев /артист В.В.Андреев-Бурлак/, Рыдай /артист Г.Сальников/, Нарзулаев /артист А.М.Степанов/, Сорокин /артист М.Решов/,  Павел Греков /артист С.А.Антропов/.
К лучшим спектаклям этого сезона можно отнести также «Стакан воды»- Э. Скриба, «Падь Серебряная» — Погодина Н., «Овод»- Э.Войнич. Из менее удачных — спектакль из одноактных пьес «Муха», «Молодые люди»,  «Сердце девушки».
В сезоне 1940-1941годов в театр пришли крупные руководители:
Директор И.М.Пригожий и художественный руководитель Д.П. Турек-Далин. Обновился состав труппы, в нее пришли: режиссер В.Н. Григорьев, художники Ф.Грибков, П.М. Кибирев и актеры. На открытие сезона давали спектакль «Разлом»- Б.Лавренева в постановке режиссера В.Н.Григорьева, художника Ф.Грибкова. В главных ролях были Н.Н.Матвеев — командир корабля, А.В. Семенов — Годун, З.Манина — Татьяна, П.Райская — Ксения.
«От первого до последнего акта, — писала городская газета «Большевик», -       «Разлом» смотрится с большим интересом. Зритель глубоко сочувствует и переживает те события, которые развертываются на сцене. Большое мастерство в создании остросоциальных образов проявили артисты Н.Н.Матвеев и А.В.Семенов».
В репертуар сезона были включены пьесы: «Последние» — М.Горького, «Без вины виноватые» — А.Н.Островского, «Гувернантка»- Деваля, «Чужой ребенок»- В.В.Шкваркина, «Обрыв»- по роману И.А.Гончарова, в инсценировке Браза, «Любовь Яровая» — К.Тренева, «Дама-невидимка» — П.Кальдерона, «Последняя жертва»- А.Н.Островского, «Кто смеется последним» –  К.К.Крапивы. Большим событием этого сезона была постановка  комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» — худрук Д.А.Турек-Далин, художник постановщик Грибов, где Д.А.Турек-Далин  исполнял роль городничего. Затем театр приступил к работе над пьесой «Кремлевские куранты»- Н.Погодина, уже были распределены главные роли: В.И.Ленин -Д.А.Турек-Далин, И.В. Сталин — Ф.Марцинковский, Ф,Э.Дзержинский — Г.Пахомов.
Уже было достигнуто портретное сходство вождей, в чем была большая заслуга художника-гримера, парикмахера Т.И.Григорьева. Уже были отосланы на утверждение руководящих органов фотографии вождей, но спектаклю не суждено было осуществиться. Враг вошел в наш дом.

Годы Великой Отечественной войны.

Добровольцами на фронт ушли актеры: Павел Зорин, Василий Ерофеев, Федор Марцинковский, художник И.М.Кибирев. Один за другим были призваны директора: И.М.Пригожий, И.П.Макаров, художник Ф.Данилов, работники цехов: Т.И.Григорьев, Д.Алексеев, И.Никулин, А.П.Хахулин, Д.Смолянинов, Б.Д. Кузнецов /актер/,  Ю.П. Воскресенский /электрик/, А.И.Коровин /электрик/.

Война повернула жизнь народа на военный лад: «Все для фронта, все для Победы!» Перестроил свою работу и наш театр. Военно-патриотическая тема в репертуаре стала решающей. Игрались спектакли: «Продолжение следует»- А. Бруштейн, «Слава»- В.Гусева. Для шефского обслуживания воинских частей, гарнизонов, госпиталей, воинских эшелонов, театр готовил специальные концертные программы и одноактные советские пьесы. Как в годы Гражданской войны, Балашов стал прифронтовым городом. Рядом шел Воронежский Юго-Западный фронт. Враг бомбил город. День и ночь зенитчицы на площади, где ныне стоит слюдокомбинат, охраняли небо Балашова от фашистских стервятников. Театр заполнял военный зритель, проходящих на Фронт подразделений и резервных частей. Трудно было достать билет на наши спектакли. Зритель черпал в искусстве театра, в его организованности, очень важные для себя: душевное равновесие, бодрость духа и уверенность в победе. Ведь ему, после спектакля, нужно было вернуться к станку оборонного завода или к своему оружию. Сезон военного времени открылся спектаклем по пьесе К.Симонова «Парень из нашего города», воплощавшем лучшие черты морального облика молодого советского человека. Но первое время Великой Отечественной войны иногда рождало и скороспелые пьесы, не отвечающие серьезному трудному времени. В пьесе «Фронт» -  Л.В. Соловьева один из ее героев говорит: «Психологией будем заниматься после войны». Напрасно мы будем искать в этой пьесе простого искреннего человеческого слова. Вот пьеса «Накануне»- А.Н.Афиногенова — это настоящая пьеса, здесь герои мужественные, сдержаны и уверенны, даже спокойны. Такие люди преодолевают все трудности. Это советские люди. Наряду с героическим репертуаром шли и комедийные советские пьесы: «Сады цветут»- Масс и Куличенко, «Простая девушка»- З.В.Шкваркина и серьезные:  «Доблесть» — Н.Сталького, «Платон Кречет»- А.Корнейчука. На одном из спектаклей «Платон Кречет» нам посчастливилось встретить самого автора этой пьесы — Александра Корнейчука и его жену, писательницу Ванду Василевскую. Они, как потом выяснилось, служили в Политотделе Юго-западного /Воронежского/ Фронта, который в 1942году продвигался вперед через наш город Балашов со всеми своими транспортными средствами. Мы знаем, какой огромный вклад в разгром фашизма внесли они своим творчеством: пьесой «Фронт» А.Корнейчука и повестью «Радуга»- Ванды Василевской. По этим произведениям были созданы кинокартины. Они пользовались особой популярностью вместе с произведениями М.Шолохова, К.Симонова, Б.Горбатова, Л.Леонова и другими и по праву заняли достойное место в советской и мировой литературе, крепили боеспособность, мужество советских людей, стали духовным оружием нашего народа.  И вдруг, такие люди у нас в театре!
Мы узнали об этом во время спектакля и, конечно, волновались, — как эти большие редкие люди примут наш спектакль? И вот наутро, по уговору с главным режиссером Д.А.Турек-Далиным, состоялась наша встреча с писателями. Она проходила в фойе театра. Мы уселись рядами, а они встали за столиком впереди нас. Они были в военной форме — в расстегнутых шинелях. Ванда воспринимала эту встречу, как отдых от работы, и смотрела на нас очень добрыми глазами. Мы, ввиду строгости военного времени, не могли расспрашивать их о том,  как они очутились в Балашове, где живут и т.д.-война. Ванда вместе с нами слушала Корнейчука. Он сказал, что видел свою пьесу много раз в разных городах, и наша постановка понравилась ему за исполнительский, режиссерский и актерский почерк. Это были плюсы, а о минусах он не говорил, вероятно, боясь обидеть нас. Но мы, тем не менее, поняли это и, все равно, были благодарны ему за доброту и за то, что они оторвались  ради нас от своих дел и уделили нам такое внимание. Пожав руку Данила Александровича Турек-Далина, он и она пожелали нам дальнейших успехов и вернулись к своим делам. После мы жалели, что не сфотографировались с ними, а, может, это было бы лишним, т.к. война не все позволяла. Очевидно, они пошли в наш городской сад на улице им. Володарского, где стояла вся подвижная транспортная служба Политотдела. Все это подтвердилось потом, когда я на другое утро, выйдя из квартиры, двери которой выходили в этот сад, вдруг услышал строгий оклик; «Вам что тут надо?» и я узнал Миколу Божана, так что можно смело полагать, что и наши дорогие гости остановились именно здесь.
В  сезон 1942-1943 гг. в репертуар вошли спектакли: «Честь» — Георгия Мдивани, «Егор Булычев» — М.Горького, «Тартюф» — Мольера, «Русские люди» -  К.Симонова, «Водевили»- А.П.Чехова. «Русские люди»- поставил и играл роль Глобы Д.А.Турек-Далин. Спектакль получил высокую оценку зрителя и местной прессы. Газета «Большевик» призывала всех жителей города посмотреть этот патриотический спектакль. Как лучший, он перешел на следующий сезон. Высокая ответственность коллектива театра перед зрителем и временем помогала ему переносить все тяготы военного времени. В городе не было надежного освещения. Часто во время спектакля гас свет, и военный зритель с пониманием принимал эти паузы и заполнял их фронтовой песней или довоенной «Катюшей». Так же он относился и к воздушной тревоге и даже к бомбежке города. Театру не хватало топлива, зритель не раздевался. Актеры репетировали в варежках и пальто. Сами уходили в верховье Хопра и плотами гнали топливо вниз к Балашову, чтобы как-то помочь театру и своему дому добыть тепло. Несмотря на все эти беды, трудно было достать на спектакль билетик. Репертуар на сезон 1942-1943года, кроме указанного, составляли пьесы: «Рузовский лес», «Петр Крымов»- К.Финна, «Нашествие» — Леонида Леонова. Об этой пьесе можно сказать, что она была главным богатством нашего репертуара. Пьеса полная психологического анализа, глубокая, написанная образным, сочным языком, стала крупным явлением литературной жизни. Драматург со всей страстностью и искренностью показывает в ней, как ненависть к заклятому врагу преображает и закаляет человека. Скромные русские люди, врач Таланов, его жена, дочь Ольга, сын Федор становятся героями. Об этом спектакле, поставленном художественным руководителем Д.А.Турек-Далиным, газета «Большевик» писала: «Театр удачно выполнил замыслы автора, доведя до предельной ясности и четкости идею спектакля. Зритель после просмотра уносит чувство священной ненависти к врагу».
Наряду с советскими пьесами мы не забывали и классику. Вместе с ними шли: «Слуга двух господ»- К.Гольдони, «Не было ни гроша, да вдруг алтын»- А.Н.Островского. Во время уборочной и посевной компаний театр постоянно обслуживал тружеников полей. Из-за недостатка транспорта, занятого нуждами фронта, актерам на летних гастролях нередко приходилось передвигаться пешком немалые километры, чтобы не пропустить ни одного спектакля для села. Театр непрерывно вел военно-шефскую работу, за что работники театра награждались почетными грамотами командования, ВЦСПС, Министерства обороны СССР. Отражая жизнь театра в подробностях его репертуара, главную суть нашей жизни и в мирное время и во время войны, мы заранее просим читателей не пренебречь нашей историей. В сезон 1943-1944 годов в наш репертуар вошли пьесы: «Инженер Сергеев»- Вс. Рокк, о событиях начала войны, где центральный образ воплощает нравственную силу советского человека. Чтобы врагу не досталась действующая электростанция, которая дорога инженеру, он вынужден ее взорвать. Затем, пьеса братьев Тур и Шейнина «Поединок»,  посвящена нашим славным разведчикам в дни Великой Отечественной войны. Спектакль был горячо одобрен прессой. «Площадь цветов» — трагедия В.П. Ильенкова. В этом спектакле, ярко выражено презрение к мещанству и презрение  к врагу. «Лодочница»- Н. Погодина, и опять же классика: «Мнимый больной» и «Жорж Данден»- Мольера. Настал 1945год. Наши войска шли вперед и мы в репертуаре отмечали это победное шествие советских войск пьесой К. Симонова «Так и будет» и снова «Без вины виноватые» — А.Н. Островского. В честь 75-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина театр поставил спектакль по пьесе Л.Рахманова «Беспокойная старость» -  режиссер В.Н. Григорьев.
Все также нам было трудно с постановочным материалом: фанерой, тканями, мешковиной, гвоздями, красками, электролампами и прочим.
Но, благодаря изворотливости администрации и авторитету нашего театра в городе, материалы удавалось достать в организациях, учреждениях, предприятиях. И вот, наконец, обслуживая весенне-посевную компанию, находясь в селе Святославка, размещенные на ночлег по избам, мы все вместе с сельчанами проснулись, как один, от необыкновенной вести: Кончилась война! Победа!!! Что тут началось! Люди бросили свои дома, выбежали, кто в чем, на улицу. Полуодетые, кричат, смеются, голосят и плачут по своим сыновьям, мужьям и близким, не дождавшимся этого дня Победы. По радио  разливалась русская песня ‘Коробейники». Ее, ликуя, пел, как я потом узнал, известный тенор Большого театра Дамаев. Свою радость он разливал, покоряя пространство и расстояния. Еще светало, хотя нет, еще не кончилась ночь. Ни погоды, ни неба, ни земли не помнилось — все поглотила эта радостная весть. Люди  обнимались, целовались, топали, кружились, говорили — этот людской гул был весенним гулом обновления всей нашей жизни, кончилась проклятая война! Победа! Были слезы радости и тяжелых утрат. Смертью храбрых пали актеры: Павел Зорин, Федор Марцинковский, Виктор Строев, Б.Д. Кузнецов, работники цехов: Д.Алексеев, Д. Смолянинов, А.Хахулин  и другие.
Вернулись с боевыми наградами директоры И.М.Пригожий  и Н.М.Макаров, парикмахер Т.И.Григорьев. Многие  работники театра были награждены медалями «3а доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг».

Категория: Предприятия и организации города | Добавил: Алексей_Булгаков (18.01.2015)
Просмотров: 1516 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...