Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 776

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 19.04.2024, 08:42
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Город Балашов » Балашов в советскую эпоху

Свидетельство о рождении. Автобиография. Другие уроки Екатерины Федоровны (Часть 4)
За четыре учебных года было много уроков, которые я запомнила. Это были программные уроки, по содержанию такие же, как и в других классах начальной школы. В то время вся громадная страна -_СССР- занималась по одним учебным программам с первого по десятый классы. Это были уроки борьбы с незнанием: первоклассники, как правило, приходили в школу, не умея ни читать, ни считать. А за первые четыре года школы мы стали весьма образованными людьми: мы усвоили основные и главные правила русского языка, родной речи, естествознания, истории, географии, научились считать и решать задачи, рисовать и петь хором. Хуже всего было с физкультурой — ни специалистов, ни снаряжения, ни спортзалов в школе не было. И не было вины Екатерины Фёдоровны в том, что школа не смогла пробудить в нас любовь к физической культуре. Зато она дала нам то, что не получишь, изучая программный материал. Это были другие уроки нашей учительницы, бесценные по своей значительности для каждого из нас. Я глубоко убеждена, что, если есть во мне что- либо хорошее и полезное для общества: черты характера, правила поведения, многие знания и умения, которые пригодились даже в институте, когда работала на кафедре психологии и педагогики, отношение к делу – это у меня от Екатерины Фёдоровны. Не хочу умалять участия других людей в моём воспитании, но без родителей мы остались очень рано, другие же родственники чаще преподавали негативное отношение к жизни, или желание ни за что не быть похожей на них.
Равной Екатерине Фёдоровне по степени влияния на мой образ жизни была только бабушка наша, Анастасия Ивановна. Она прожила тяжёлую и несправедливую жизнь – что стоят арест дочери и зятя, которого считала лучшим человеком на свете, или годы, когда одна оберегала, спасала, как могла, воспитывала своих внучек, отвечала за них перед богом и людьми.
Была она бесконечно добра, терпелива, трудолюбива, милосердна, умела понять человека и простить. Обладала чувством юмора, владела образной и правильной (не «деревенской») речью. До сих пор время от времени вспоминаю, и повторяю, да и произношу её забавные, мудрые, яркие выражения, присказки, поговорки, которые слышала только от неё. Бабушка, я бы сказала, была стихийно религиозна. Это в том смысле, что она просто верила в Бога, в ангелов, но ничего не знала об истории Иисуса Христа, его апостолов, о Евангелии, о Библии, о православии как Религии. Да едва ли знала, что в мире существуют другие верования. Очень страдала, что не может ходить в церковь. Из своей донской станицы Тишанки она уехала в 20-х годах в Среднюю Азию, а в Балашове прямо на её глазах был разрушен собор. И так получилось, что в домах, в которых она жила, уехав с родины, не было икон. Всегда молилась небесам, глядя вверх, всей душой обращаясь к богу. Никогда не пыталась нас обратить к религии, но своим усердием и глубокой верой интерес к ней пробудила. И надолго вооружила меня одним суеверием, которое долго помогало мне на ранних порах моей жизни. Бабушка внушила мне, что у каждого человека есть свой ангел, он всегда с ним, где бы этот человек ни был, и даже тогда, когда он спит. Он всё видит, старается охранить своего подопечного, удержать его от дурных поступков. Я верила этому и, надо сказать, частенько удерживалась от желания сказать неправду, увильнуть от выполнения неприятного поручения. 
Бог услышал-таки бабушкины молитвы, потому что в самую тяжёлую пору нашей жизни с бабушкой нас приютили монахини и помогли, чем могли. А затем в нашу жизнь, вернее, мы вошли в жизнь одной прекрасной женщины – Татьяны Захаровны Лебедевой. Но это совсем другие истории, которые, как и многие другие, шли параллельно со школьной жизнью, в силу особых обстоятельств, не соприкасаясь с ней. Может быть, мне удастся вспомнить и об этом.
Театр "Лесная сказка". Я - вторая справа в последнем ряду. Все костюмы сделаны из бумаги
Моё раннее школьное детство выпало на нелёгкие предвоенные и военные годы. Я очень хорошо помню войну, о которой почему-то почти не вспоминают, – войну с Финляндией. Именно в это время у нас ввели так называемые заборные книжки, по которым мы покупали хлеб по одной буханке на человека, мыло, сахар. Потом уже, во время Отечественной войны, мы стали получать продовольственные карточки, и норма выдачи продуктов значительно уменьшилась. Все эти годы, хотя, впрочем, и все долгие другие, я вспоминаю о бесконечных изнурительных очередях. Причём, буквально за всем! За хлебом, керосином, на почте, в больницах, за железнодорожными билетами. С вечера, с раннего утра, с цифрами-метками химическими карандашами на ладонях, с бесконечными переписками. Особенно трудно было переносить это, стоя в очереди ночью. С вечера мы занимали очередь за керосином. Мы приносили три бидона (два потом несла бабушка, один поменьше – я), и мы с сестрёнкой спали прямо на пыльной земле, прислонившись к этим керосиновым посудинам, рядом с также лежащими, стоящими, сидящими. А наша дорогая бабушка оберегала наш сон и стерегла очередь, так как кому-нибудь время от времени взбредала мысль затеять переписку.
Но я возвращаюсь в школу и хочу вспомнить то, что составляло особенное, непрограммное содержание нашей жизни с первого класса. Примерно, через месяц после начала учебного года, Екатерина Фёдоровна оставила нас после уроков и сказала, что в классе открывается театр «Лесная сказка», и все, кто хочет, найдет там дело по душе. Захотели все. И вот с тех пор у нас началась совершенно необычная жизнь. В первой половине дня мы учились грамотно писать, выразительно читать, усваивали другие обязательные школьные предметы, а во второй части дня, иногда, сбегав домой, когда ещё была в доме еда, мы возвращались в школу и до поздней ночи с большим интересом вместе сочиняли сценарий первого ( а потом и других) спектакля, готовили декорации, шили костюмы, разучивали роли. Оправдывая название «Лесная сказка», мы превратились в стрекоз, божьих коровок, шмелей, бабочек, лютиков, маков, ромашек и других персонажей, населяющих лес. Вместе с нами постоянно был кто-нибудь из родителей, они с таким же увлечением занимались в нашем «театре», угощали нас домашними пирожками и чаем.
Большой педагогической удачей Екатерины Фёдоровной считаю привлечение к работе с нами, малышами, своих прежних учеников, которым к тому времени было лет 16. Это были мальчики, которые нам казались взрослыми. Они многое умели делать, помогали нам во всём — и в театре, и в усвоении предметного материала, и наша дружба с ними продолжалась все четыре года. Вместе с ними мы готовились к вступлению в октябрята, затем в пионеры, сооружали макет грандиозного здания железнодорожного вокзала, выходили на субботники, принимали участие в тимуровском движении, меняли в школьной библиотеке учебники, переходя из класса в класс ( это была целая эпопея!). Они были нашими друзьями, старшими братьями. В войну бросили учиться в школе, пошли работать на военный завод и стали приходить к нам реже, но всё-таки приходили. И так же, как и мы, они относились к нашей общей Екатерине Фёдоровне ( ведь в своё время она была и их первой учительницей) с большой любовью и уважением. Это очень чувствовалось хотя бы по тому, что они добровольно взяли на себя обязанность её помощников. 
Рассказать обо всех делах, которые придумывала и в которые вовлекала нас Екатерина Фёдоровна, просто невозможно. Хочу вспомнить, может быть, самые важные, с моей точки зрения, педагогические подвиги, которые она совершала во имя своих учеников. Не боясь пафоса, уверяю, что, благодаря этим делам, мы постепенно понимали, что хорошо, что плохо, взрослели, становились людьми. И самое главное для меня лично было то, что учительница сумела помочь нам преодолевать эгоизм, внушала, что доброе отношение к людям, особенно к тем, кто нуждается в помощи, честность и ответственность за порученное дело — главные и лучшие черты человека. Не знаю, была ли Екатерина Фёдоровна верующей, мы вообще ничего не знали о её личной жизни, никогда не видели её в плохом настроении, больной, неаккуратно одетой, или непричёсанной. Она сумела, став для нас необходимой, остаться на определённой высоте и на расстоянии, у её учеников не было возможности обсуждать её недостатки, так как она их просто не показывала. Кстати, позднее кто-то из взрослых поведал нам то ли быль, то ли легенду о семье Елагиных. Их было трое: брат и две сестры — все учителя, и будто бы они решили, что учителя не могут иметь свои семьи, детей, а жизнь свою должны посвятить ученикам. Даже если это выдумка, то прекрасная, хотя и жестокая.
Ответственность она воспитывала в нас с первого класса. Мы все имели постоянные обязанности в классе — санитаров (проверяли каждый день вымыты ли шея, уши, руки), ответственных за растения, за помощь отстающим ученикам, вожатых октябрятских звёздочек, звеньевых пионерских звеньев, членов совета отряда, членов редколлегии классной стенгазеты ( да! мы выпускали стенгазету с третьего класса, как только началась война). Много было дел в «Лесной сказке», время прибавляло проблем и ответственных за них. И Екатерина Фёдоровна очень строго спрашивала с нас за те дела, которые нам поручались. 
Категория: Балашов в советскую эпоху | Добавил: Алексей_Булгаков (31.12.2014)
Просмотров: 607 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...