Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 778

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Понедельник, 29.04.2024, 23:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Балашов в военном мундире » Гражданская война

К вопросу о состоянии школьного образования в Балашовском уезде в годы Гражданской войны.

После прихода большевиков к власти произошли коренные изменения во многих сферах жизни страны. Не стала исключением и система образования.
Реорганизация школы началась после принятия положения "О единой трудовой школе" 5 сентября 1918 года. Уже 10 сентября в Балашове были упразднены училища и гимназии. Полностью прекратили свою работу духовные учебные заведения. Вместо них было объявлено о создании единой трудовой школы из двух ступеней. Первая ступень формировалась из начальных училищ, вторая ступень была создана на базе средних учебных заведений. Преобразование шло крайне поспешно: в Балашове не было планов реорганизации, не хватало педагогов, материальное обеспечение школ находилось на самом низком уровне. 
На IX съезде Советов в Балашове, было принято решение от открытии целой сети школ в уезде, с целью как можно более широкого охвата населения. В январе-марте 1919 года с мест поступают многочисленные просьбы об открытии школ в селах и деревнях, которые почти всегда удовлетворяются, не считаясь с материальными условиями и наличием педагогов. Например в Аркадакской волости было открыто 28 школ, 14 культурно-просветительских кружка и 3 школы для взрослых. Только в самом городе Балашове в дополнение к уже существующим учебным заведениям было организовано 14 школ. Фактически, открытие школ на данном этапе носило стихийный, плохо контролируемый характер. 
Подвели своеобразный итог подобного рода преобразованиям результаты 1918-1919 учебного года. В результате отвратительного снабжения школ на фоне топливного кризиса, с середины ноября по март занятия велись в зависимости от наличия дров и угля для отопления помещений, то есть с огромными перерывами. Здесь же следует заметить, что большинство учебных заведений, функционировавших в Балашове до революции, вынуждены были покинуть свои помещения, в спешном порядке передаваемые в ведение воинских частей. Показательным примером может служить здание бывшей мужской гимназии ( ныне корпус физмата БИ СГУ), в котором, с редкими перерывами, на протяжении 1918-1920 годов располагались всевозможные военные учреждения - от казарм и штабов до госпиталя. Таким образом, образовательным учреждениям приходилось переезжать в помещения с худшими условиями, зачастую вовсе не приспособленными для педагогической деятельности. Кроме того, проведение занятий в помещениях, не отвечающих минимальным санитарным требованиям, способствовало возникновению и распространению среди учащихся эпидемии тифа.
Посещаемость занятий была крайне низкой, так как крестьяне зачастую не отпускали детей в школы, ссылаясь на отсутствие обуви и зимней одежды. Балашовским Уездным Отделом Народного Образования принимается решение приравнять учащихся школ к мобилизованным в тех случаях, когда есть возможность обеспечить их одеждой и едой. Но выполнить данное решение не представлялось возможным. Потому, с целью улучшения посещаемости проводились беседы с родителями и самими учениками.
В свете всех вышеперечисленных обстоятельств ни о каком качественно новом переходе к концепции единой трудовой школы не приходилось и говорить.
С лета 1919 года по начало 1920 года в связи с развернувшимися на территории Балашовского уезда боевыми действиями, эвакуацией учреждений и их последующим возвращением, деятельность Уотнароба фактически прекращается. Насыщенность города и уезда воинскими частями, которые поголовно реквизировали школьное имущество и здания(в нарушение существующего декрета от 1918 года) способствовали закрытию целого ряда школ.
В связи с резким сокращением ассигнований на содержание школ в 1920 году использовались средства населения, школы прикреплялись к кооперативам, заключались договора с сельскими обществами, чтобы попытаться сохранить количественный состав образовательных учреждений.
К началу 1921 года в связи с катастрофическим состоянием школ уезда пришлось переступить одну из основополагающих черт советского образования- принцип бесплатности. Все чаще прибегали к самообложению родителей учащихся на содержание школ, с учащихся требовали средства на канцелярские принадлежности. Однако желаемых результатов добиться не удалось, так как количество учащихся стало резко снижаться. Происходит сокращение большого числа сельских школ и их укрупнение с целью сокращение затрат на их содержание, концентрации педагогических кадров и материальных ресурсов.
Поворотным пунктом в деле народного образования стал переход к Новой Экономической Политике. В соответствии с распоряжениями центральных органов власти осуществляется перевод наиболее обустроенных и укомплектованных школ на государственное снабжение. В Балашове к числу подобных было отнесено 7 школ I ступени и 1 школа II ступени, в уезде- 52 школы I ступени. На местном бюджете оставались 120 школ I ступени, еще 138 существовали на договорных началах с сельскими обществами.
Вскоре большинство школ, оставшихся без поддержки государства были закрыты. Показательным примером здесь является Родничковская школа I ступени. К началу 1922 года (то есть перед закрытием) в ней числилось 90 учащихся при всего лишь двух учителях. В общей сложности имелось всего 20 учебников по различным предметам и разных годов издания, одна чернильница приходилась на 30 человек, одно перо на 15 учащихся, здание школы требовало капитального ремонта.
Суммируя все вышесказанное, хочется отметить, что оправиться от последствий Гражданской войны и множественных ошибок в управлении, сфера школьного образования Балашовского уезда смогла лишь к 1927 году.
Одной из важнейших задач в области народного образования являлась ликвидация безграмотности. Всего по Саратовской губернии лишь 34% взрослого населения умело читать и писать. В соответствии с декретом от 26 декабря 1919 года "О ликвидации неграмотности среди населения" все население в возрасте от 8 до 50 лет подлежало обучению грамоте. С этой целью в Балашовском уезде(как и по всей губернии вцелом), проводится перепись населения. Первые школы грамотности в Балашовском уезде  начали функционировать уже в январе 1920 года на базе школ. К ноябрю 1920 года вцелом по уезду было открыто 380 школ грамотности, из них в Балашове-22.
Положение данных школ было крайне тяжелым. Из-за общей нехватки педагогических кадров, на ликвидацию безграмотности отправляли, как правило, самых низкоквалифицированных специалистов. Зачастую привлекали к работе служащих, военных и даже учащихся школ.
Резкий спад работы по борьбе с безграмотностью в Балашовском уезде наступает в 1921-1922 годах в связи с голодом и ликвидацией его последствий. Подводя итог, стоит отметить, что школы грамотности, зародившиеся в период Гражданской войны, пройдя через череду трансформаций продолжали дело ликвидации безграмотности вплоть до конца 30-х годов.
Отдельное внимание хотелось бы уделить сфере дошкольного образования. До революции ни в одной из волостей Балашовского уезда дошкольных образовательных учреждений не имелось. Однако, в Балашове функционировали детская площадка, расположенная в Ильинском саду и детский сад. В период революционных потрясений деятельность данных учреждений была приостановлена.
22 октября 1918 года при балашовском Уездном Отделе Народного Образования был организован Дошкольный Подотдел. Именно с этого момента начинается постепенное восстановление работы ранее существовавших и открытие новых детских садов (в количестве двух) и детских площадок ( в количестве шести). Предполагалось, что подобного рода учреждения будут работать в две смены, на одного воспитателя приходилось до 25 детей.
К 15 июня 1919 года удалось открыть дошкольные учреждения- 4 детские площадки и один детский сад. Однако во время неоднократного перехода города из рук в руки летом 1919 года, остался работоспособным лишь детский сад им. Луначарского. В течении 1920 года удалось открыть еще два детских сада в городе и несколько в пределах уезда: в Романовке, Турках, Аркадаке и т.д. В начале 1921 года детские площадки открываются во многих селах уезда, однако голод заставил не только закрыть сами учреждения, но и эвакуировать детей в более урожайные местности.
Считаю, что нельзя обойти вниманием положение самих работников сферы образования. Уже с начала 1919 года работники образования были приравнены к мобилизованным: ужесточались взыскания за служебные нарушения, устанавливался строгий идеологический контроль, все решения о переводе или увольнении рассматривались УОНО.
Снабжение учащих и выплаты жалования производились с громадными задержками. Результатом явилось массовое бегство работников образования в другие ведомства или вообще в другие губернии, не взирая на декреты о прикреплении к рабочим местам. К лету 1920 года общий некомплект педагогического состава в Балашовском уезде составил 38%.
С целью восполнения все увеличивающейся нехватки учащих, 18 ноября 1920 года в здании бывшего духовного училища были открыты курсы Саратовского Рабочего Университета по сельскохозяйственным и педагогическим направлениям. Стоит отметить, что попытки создания педагогических курсов предпринимались и ранее, но должным успехом не увенчались.
12 октября 1921 года была отменено мобилизованное положение работников образования, постепенно улучшалось снабжение пайками и жалованием.
Подводя итог выступления, хочется привести слова начальника УОНО Балашовского уезда, относящиеся к 1922 году : "Можно смело сказать, что прежней системы образования уже нет. Но и строительство единой трудовой школы откладывается на неопределенный срок. Сегодня на повестке дня стоит вопрос сохранения того немногого, что осталось"

Категория: Гражданская война | Добавил: Алексей_Булгаков (15.09.2014)
Просмотров: 653 | Комментарии: 1 | Теги: Гражданская Война, история, гимназия, балашов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
avatar
1 semir60 • 23:08, 05.04.2020
Уважаемый автор статьи (Вы - Алексей Булгаков?), мой дедушка Семенов Иван Кузьмич, 1905 года рождения, уроженец с. Грязнуха Репьевской волости Балашовского у., в годы гражданской войны (в частности, в 1920 году) учился в с. Макарово (тогда наз. Пугачево) "в педучилище", как говорили дети дедушки. После того он окончил еще и педвуз и всю жизнь проработал педагогом. В "Большой Саратовской Энциклопедии" я прочитала, что в Макарово была школа-семилетка, но не поняла, с какого года.  
Дедушка умер, когда мне было 9 лет, а я по образованию стала историком. Достигнув пенсионного возраста, заинтересовалась историей своего рода. Хотела бы узнать, располагаете ли Вы каким-либо материалом про то самое педагогическое образование, которое дедушка мог получить в Макарово?
 Буду благодарна за ответ.
С уважением, Семенова Ирина Викторовна
semir60@yandex.ru
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...