Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 774

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 29.03.2024, 01:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Археология Прихопёрья » Прихоперские кочевья

Половцы
 
Половцы
 
Половцы (в восточных источниках - кипчаки, а в западных - команы) в IX-X веках кочевали в степях Прииртышья и Восточного Казахстана. В начале XI они появились в Поволжье, а к середине этого столетия подкочевали уже к границам Руси. С этого времени древнерусские летописи пестрят записями о грабительских набегах и походах половцев на русские пограничные княжества. Они разоряли и уничтожали города и села, уводя в полон тысячи женщин, детей, ремесленников, земледельцев. Названия наиболее значимых половецких орд сохранили русские летописи. Это - Токсобочи, Оперлюеве, Ельтукове, Терьтробичи, Урчевичи и другие. По мнению известной исследовательницы кочевнических древностей, доктора исторических наук С.А. Плетневой, в междуречье Хопра и Дона кочевала орда Ельтукове. Именно отсюда предпринимали половцы набеги на Рязанское княжество и сюда были нацелены походы рязанских князей.
Пребывание половцев в бассейне Хопра подтверждают половецкие курганные могильники, которые устраивались ими в местах постоянных кочевий или там, где организовывались зимники. Один из крупных могильников расположен у села Лесное (Свинуха) на высоком плато левого берега реки Хопер. Могильник насчитывает свыше 50 насыпей. Более 30 из них раскопаны саратовскими и московскими археологами. Видимо, это был родовой могильник, «действовавший» не одно столетие в половецкое и золотоордынское время.
Курганы небольшие, диаметром 10-12 метров. Некоторые едва различимы на фоне окружающей местности. Половцы хоронили умерших в прямоугольных ямах в вытянутом положении. Головой на запад. Часто могилы перекрыты деревянными плахами или содержали дубовые колоды. Четко выделяются мужские, женские и детские погребения.
В большинстве мужских захоронений вместе с покойниками помещали коня со сбруей и оружие. Обычно до нас доходят только металлические части этих предметов: железные удила, подпружные пряжки, железные наконечники стрел и сабельные клинки, рыболовные крючки. Почти в каждом погребении находились небольшие железные ножи и огнива. Помимо железных вещей встречены остатки берестяных и кожаных колчанов, костяные накладки, петли для лука и конских пут, фрагменты шерстяной и шелковой ткани, кожаные сапожки.
В женских захоронениях попадаются - шарнирные ножницы, стеклянные позолоченные бусы, иголки, детали поясного набора, пряжки, металлические зеркала, серьги. По другим археологическим источникам известны своеобразные женские головные уборы. Основной частью такого убо¬ра были «рога», сделанные из серебряных выпуклых полуколец, нашитых на войлочные валики.
Особое место в погребальном ритуале занимал культ коня. Он характеризуется захоронением покойника с тушей боевого коня или с его чучелом: головой, ногами, хвостом и шкурой, набитой соломой. Конь обычно взнуздан и оседлан, умерший - вооружен и погребен с необходимыми знаками отличия. После исполнения всех ритуалов, связанных с сооружением могилы, её засыпали и над ней сооружали земляной или каменный курган. Европейский путешественник Гильом Рубрук так и пишет об этом: «Команы насыпают большой холм над усопшим... Я видел одного, недавно умершего, около которого они повесили на высоких жердях 16 шкур лошадей, по четыре с каждой стороны мира; и они поставили перед ним для питья кумыс, для еды мясо, хотя и говорили про него, что он окрещен...» Половцы верили, что у каждого человека есть душа, что эта душа нуждается после смерти в том же окружении, какое было у человека при жизни. Очевидно, потусторонний мир представлялся по¬ловцам простым продолжением настоящего. Но, переходя в иной мир, душа приобретала, по мнению половцев, особые возможности и силы для того, чтобы помочь людям (обычно родственникам), приносящим ей жертвы. Широкое распространение половецких каменных статуй, находки святилищ с ними свидетельствуют о том, что культ предков был главным их религиозных представлений. Долгое время скульптурные изображения половцев называли «каменными бабами», вероятно от тюркского «баба» - предок. Ещё в XVII веке тысячи каменных изваяний стояли на древних курганах, при слиянии рек, на перекрестках дорог и вообще на всяких возвышенностях, заметных издали участках степи. Как правило, изваяния стояли по двое, а то и по 5-10 штук на каждом кургане. В период освоения русскими степи, курганы начали распахивать, а «каменных баб» стали в массовом количестве уничтожать или, в лучшем случае, свозить в крестьянские усадьбы для практических нужд, а в помещичьи - для украшения парков. Уничтожение было столь активным, что русские ученые, обеспокоенные этим, сумели в конце XIX века добиться от правительства охраны этих замечательных произведений искусства. Однако, из десятков тысяч статуй, поставленных когда-то на степных курганах, сейчас осталось не более 1500. Только в районе Балашова обнаружено пять каменных изваяний, одно из которых находится и местном краеведческим музее.
Статуи, видимо, изображали конкретных лиц, которым воздвигали памятники после их смерти, и которые становились предметом почитания и поклонения. Мужские статуи принадлежали представителям половецкой военной аристократии: женские изваяния - женам военной знати, исполняющим в отсутствие мужей роль не только хозяек, но и реальных охранителей очага и дома, защищающих вежи (стойбища) от нападения врагов. Таким образом каменные изваяния, являются ярким свидетельством существования культа предков в религии половцев. Часто половцы превращали многие курганы в святилища, где совершали жертвоприношения животных, а иногда и людей. Рубрук писал об этом так: «Команы... воздвигают ему (умершему) статую, обращенную лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу...» Все обязаны были приносить им жертвы и поклоняться им. Об этом поклонении очень выразительно и поэтично рассказывал азербайджанский поэт XII века Низами, жена которого была половчанкой:


Изваяньем таинственным, в годах былых,
Был опущен покров на красавиц степных,
И теперь в тех степях, за их сизым туманом,
С неповерженным встретишься ты талисманом.
Вкруг него твой увидит дивящийся азор
Древки стрел, словно травы у сонных озер.
Но хоть стрелам, разящим орлов, нет и счета –
Здесь увидишь орлов, шум услышишь их взлета.
И приходят кыпчаков сюда племена,
И пред идолом гнется кыпчаков спина.
Пеший путник придет или явится конный, -
Покоряет любого кумир их исконный
Всадник медлит пред ним и, коня придержав,
Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав.
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо.
Что оставить овцу перед идолом надо.


Следует сказать, что не всегда жертвоприношения были столь «невинны». Археологи обнаружили у подножия одной из статуй скелетик убитой девочки. Видимо, у половцев действительно существовал жестокий обычай окроплять изваяния предков детской кровью.
Степные скульптуры интересны нам и потому, что на них изображено большое количество предметов костюма, украшений, оружия и разного бытового инвентаря. Многие из деталей костюма и украшения не были бы известны, если бы не изображения на статуях. Таковы, например, сложные мужские и женские прически, покрой кафтанов, головные уборы, фасоны сапог, вышивки на одежде - все это мы знаем только благодаря древним скульптурам. Изучая антропологические особенности погребенных и статуи, ученые установили, что это были представители как монголоидного, так и европеоидного типа.
Вторая половина XII века в истории половцев богата событиями. Успешные походы на Русь чередовались с неудачами. Порой половцы принимали активное участие в княжеских междоусобицах. Князья обращались к половецким ханам за военной помощью в борьбе друг с другом, а союзы скреплялись браком. Постоянное тесное общение кочевников с Русью постепенно привело к заметным изменениям жизни и культуры половцев. Все более стабилизировалась экономика. Кочевые орды переходили к полуоседлости, их языческие боги мирно соседствовали с христианством, частые браки приводили к значительным антропологическим изменениям как половцев, так и жителей русских пограничных княжеств.
В то же время на Руси распространяется типичная всадническая культура, и уже с середины XII века в степях появились первые отряды русичей, перешедших на вольный полувоенный-полукочевой образ жизни. Летописи сохранили сведения о русских (половецких) городах на Среднем Донце - Шарукане, Балине, Сугрове. Однако поиски их пока ничего не дали.
В XIII веке половцы попадают под власть золотоордынских ханов. Уцелевшие их остатки позже смешиваются с чувашами, башкирами, татарами, казахами и другими.


Источник: http://balashovist.ru/index.php?newsid=113
Категория: Прихоперские кочевья | Добавил: Алексей_Булгаков (19.08.2014)
Просмотров: 1448 | Теги: Прихоперье, Половцы, Хреков, Археология, балашов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...