Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 774

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 28.03.2024, 23:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Археология Прихопёрья » Прихоперские кочевья

Наш край и Золотая Орда
 
Наш край и Золотая Орда
 
По всему свету купцы и путешественники разносили правдивые рассказы и невероятные легенды о народах, населявших Золотую Орду, их своеобразных обычаях и кочевой жизни, о богатстве и мощи правящих здесь ханов, бесчисленных стадах скота и бескрайних степях, где можно было неделями не встретить ни одного человека.
Правдивые и вымышленные рассказы об огромном государстве кочевников продолжали свое существование и после его исчезновения. До сих пор в оценке истории и культуры Золотой Орды встречаются самые противоположные мнения. Это относиться к её территории и границам, наличию городов, соотношению понятий «монголы» и «татары», развитости культуры, отношений с Русью и т.д.
За тридцать лет до появления кочевнических орд, под стенами русских городов, в 1206 г. на берегу центральноазиатской реки Онон собрался курултай (съезд) степной аристократии, который выбрал верховным правителем Монголии Темуджина и присвоил ему титул - Чингисхана. 
 
Наш край и Золотая Орда
 
Чингис - хан. Китайская миниатюра


До своей смерти в августе 1227 г. Чингисхан сумел создать огромную империю. К 1223 г. монголы захватили Китай. Иран, Среднюю Азию, Азербайджан, Армению, Грузию и прорвались на степные пространства Волги и Дона. В Приазовье, на реке Калке, произошла жестокая битва между монгольскими отрядами и объединенными силами русских и половцев. Она закончилась полным поражением последних. Уверенные в своей силе монголы стали продвигаться вверх по Волге в Волжскую Болгарию. Но здесь их ждал полный разгром. Средневековый автор Ибн-ал-Асир писал: «Когда жители Булгара услышали о приближении их (монголов) к ним, они устроили в нескольких местах засады, выступили против них, встретились с ними и, заманивая их до тех пор, пока они зашли на Место засад, напали на них с тыла, так что они остались в середине; рубил их меч со всех сторон, перебито их множество и уцелели из них только немногие». Победа болгар над лучшими отрядами монголов имела большое значение: почти на 15 лет было задержано нашествие на Европу.
Положение круто изменилось в 1235 г., когда на курултае было решено оказать мощную поддержку внукам Чингисхана Орда-Ичену и Бату в завоевании Восточной Европы. Их войска были усиленны отрядами ещё нескольких монгольских принцев и лучшим полководцем Чингисхана, Субедеем, одержавшим победу над русско-половецкими силами ни реке Калке. Возглавим весь поход Бату, называвшийся в русских летописях Батыем.
С осени 1236 г. эта огромная армия опустошила и обескровила Волжскую Болгарию, Русь, половецкие кочевья, Таврику, Польшу, Чехию, Венгрию и весной 1242 г. ни шла к Адриатическому побережью, что вызвало панику при дворах римского папы и даже французского короля. Однако, здесь монголы неожиданно остановились и начали медлен но отходить на восток. К концу 1242 г. все их войска расположились на зимовку в причерноморских и прикаспийских степях, известных у восточных летописцев как Дешт-и Кыпчак. Именно эта территория стала ядром будущего государства, известного нам под названием Золотая Орла Выбор был не случайным. По словам ал-Джузджани, писавшего свой труд в середине XIII в. «Туши (Джучи ) старший сын Чингисхана, в свое время, увидев воздух и воду Кипчакской земли, нашел, что во всем мире не может быть земли Приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой и пастбищ, обширней этих». Монголов мало интересовали 1емли, покрытые лесами, но, несмотря на это, все мордовское население находилось под контролем Золотой Орды и составляло один из её северных улусов.
Свою империю монголы называли улусом того или иного хана (Джучи, Бату, Берке и т.д.), другие народы - землей татарской и кипчакской. Русские с конца XIII в. стали называть это государство Ордой, а в XVI, когда его уже не стало, появилось название «Золотая Орда» и «Великая Орда Зла¬тая». 
 
Наш край и Золотая Орда
 
Батый. Китайская миниатюра


Основателем империи был хан Батый, сын Джучи, внук Чингисхана, и потому она сначала подчинялась Каракоруму - столице Монголии. Столицей же Золотой Орды сначала был город Булгар в Поволжье, а с середины XIII веки - город Сарай-Бату в Нижнем Поволжье.
Основным населением государства стали жившие здесь племена и народы: кипчаки, болгары, буртасы, мордва, черкесы, русские, башкиры и др., но вскоре всех их стали называть общим именем - татары. Собственно, татары никогда не были союзниками монголов и никогда не участвовали в их завоевательных походах, наоборот, постоянно враждовали с ними.
Отец Чингисхана Есугей в XIII в. нанес татарам крупное поражение, за что через несколько лет они его отравили. Чингисхан, придя к власти, жестоко отомстил им за смерть отца, устроив кровавую резню. Результаты её так оцениваются в «Тайной истории монголов» устами самого Чингисхана: «Мы сокрушили ненавистных врагов - татар, этих убийц дедов и отцов наших, когда мы в справедливое возмездие за их злодеяние поголовно истребили татарский народ...» Однако, исторически сложилось так, что повсюду, где появлялись монгольские войска Чингисхана и его наследников, их называли татарами. Это связано исключительно с китайской традицией, упорно именовавшей всех монголов татарами. Оно-то и было принесено в Европу купеческими караванами задолго до появления здесь войск хана Бату. Постепенно сам термин «татары» приобрел боле широкое значение. Например, в Западной Европе татарами именовали иностранцев вообще или варваров и кочевников. Даже Русь на их картах обозначалась как Татария.
Ядром населения Золотой Орды стали жившие в степях задолго до прихода татар кипчаки - половцы. Уже в XIV и завоеватели стали растворяться в кипчакской среде, забывая свою культуру, язык, письменность. Этому способе тип вала и произошедшая в начале XIV в. смена религии. В первой половине XIV в. монгольский язык исчез и языком официальных документов становится тюркский. Одновременно, в связи с принятием мусульманства, начинает распространяться арабский язык и новое самоназвание жителей Золотой Орды - мусульмане.
Один из арабских историков, который своими глазами наблюдал этот процесс, так описывал его: «В древности это государство было страною кипчаков, но когда им за владели татары, то кипчаки сделались их подданными Потом они (татары) смешались и породнились с ними (кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (татар), и все они стали точно кипчаки, будто одного с ними рода...» Нарисованную средневековым историком картину подтверждают раскопки золотоордынских захоронений XIV в.. Антропологические исследования материалов из этих могильников, полностью подтверждают постепенное Территория лесостепного Прихоперья занимает важное место в изучении истории Золотой Орды XIII- XIV вв. Собственно, это была периферия, но исторические процессы, протекавшие здесь, отражают этнические, культурные и политические взаимоотношения народов (русских, половцев, монголов), входивших в состав Золотой Орды. Об этом свидетельствуют археологические и письменные источники.
Так, среди погребений курганного могильника у села Лесное, помимо половецких, известны захоронения с «монгольскими» признаками, или кочевников, тесно связанных с монголами. Выделение таких комплексов затруднено тем, что обряды и наборы вещей, характерные для половцев ХII начала ХIII вв. существовали и в золотоордынский период. Пришлые монголы, видимо, оставили погребения с северной ориентировкой, подбойные могилы, вырезанных из листовой бронзы идольчиков и головные уборы типа шапки-бокки, каркас, который делался из прутиков и обтягивался тканью. С принятием мусульманства в XIV в., золотоордынское население стало хоронить умерших соплеменников головой на запад.
Интересные погребения золотоордынского времени обнаружены у села Ключи. Умерших сопровождали останки расчлененных лошадей, с удилами в зубах и стременами » ногах, бронзовые и глиняные сосуды и наконечники стрел. Аналогичные захоронения средневековых кочевников известны ниже по Хопру, в соседней Воронежской области. Кроме могильников в Прихоперье выявлен и кратковременные стоянки золотоордынского населения. Их следы зафиксированы у сел Никольевка, Алмазово, Подгорное, Инясево Шапкино, Котоврас Прекрасно сохранившиеся гончарные сосуды с линейно-волнистым орнаментом, обломки чугунных котлов, железные кресала, ножи пряслица, бусы, серебряные и бронзовые монеты хана Узбека характеризуют высокий уровень культуры и быта кочевников Золотой Орды. Таким образом, наличие как погребальных, так и поселенческих (кратковременных) комплексов не вызываем сомнения о постоянном пребывании различных групп золотоордынского населения на территории лесостепного Прихоперья. Более крупные поселения и города располагались на Волге. Столицей Золотой Орды вначале был город Сарай-ал-Махруса (Дворец Богохранимый), известный ещё как Са-рай-Бату или Старый Сарай. Он находился на месте села Селитренного Астраханской области. Позднее столица была перенесена в Сарай-ал-Джидид (Новый дворец) или Са-рай-Берке, развалины которого обнаружены около города Ленинска Волгоградской области. На территории нашей области находился довольно крупный золотоордынский город Укек (на окраине г. Саратова).
Основание Укека ученые относят к 50-м годам XIII века. В переводе с древ нетюркского «Укек» означает «башня». Укек, как и остальные золотоордынские города, возник сразу, «на пустом месте». Его строили пленные, согнанные из разных стран и превращенные в рабов. Город был не Только ремесленным и торговым центром, но и центром сельскохозяйственной округи (возможно, Прихоперье входило в эту округу). Первое упоминание об Укеке имеется в книге венецианского купца Марко Поло. Он рассказывает о посещении этого города венецианцами в 1262 г. В 1334 году здесь побывал арабский путешественник Ибн-Батута, который записал, что город «средней величины, но красивой по стройки, с обильными благами и сильной стужей». В Укеке чеканили свою собственную монету. Она хорошо известна по многочисленным находкам. На одной её стороне имела! т. надпись вроде: «Вечная слава и сопутствующая ей честь». На обороте указывалось место чеканки - Укек - и год выпуска. Почти все подписи выполнены по-арабски.
К середине 70-х годов XIV в. относятся последние монеты Укека, который из-за постоянных оползней Волги при ходит в сильный упадок. Окончательно он погиб в 1395 году от войск Тамерлана (Тимура), который, преследуя правиле-ля Золотой Орды, шел по его следам из Предкавказья.
Огромное значение в кочевом быту имело животноводство, снабжавшее кочевников пищей и одеждой, дававшее мате риал для постелей и надежного укрытия жилища. Основой питания монголов было молоко, кумыс, мясо. Последнее запасалось впрок, провяливаясь тонкими полосками на ветру. Из свежего мяса делались разнообразные колбасы. Особо были организовано снабжение кочевников крупой и мукой. Степная аристократия получала просо и муку из собственных поместий, располагавшихся в южных районах страны, а рядовки скотоводы - в обмен на баранов и кожи.
Еда в Золотой Орде представляла собой не просто удовлетворение естественной потребности, это был особо рас писанный ритуал, в котором самые мельчайшие детали имели важное значение. Скот нужно было не только по особому резать и разделывать, но и в строгом соответствии с традицией раздавать отдельные части сваренной туши Мясо в степи никогда не продавалось путникам, но их мог ли накормить бесплатно в соответствии с законами степного гостеприимства. Молоко и кумыс нельзя было выносить ночью из юрты, а прежде чем их пить, необходимо хоть каплю пролить на землю. Мясо разрешалось лишь варить и котлах, а не обжаривать на открытом огне, так как капающий сок и жир могли его затушить, что считалось величайшим грехом и несчастьем для дома. Кроме домашних припасов, заметную роль в рационе питания играли продукты охоты. Это было хорошо и заранее подготовленное широкомасштабное предприятие, в котором участвовали тысячи людей. Длилась такая охота от нескольких дней до двух-трех месяцев. По сути дела, это были военные игры или маневры, имевшие особое значение для тренировки, подготовки крупных и длительных армейских походов и создания для этого запасов продовольствия, как у половцев.
Кочевое хозяйство накладывало отпечаток и на одежду населения Золотой Орды. Все путешественники единодушно отмечали, что платье мужчин и женщин сшито одинаковым образом. Летом все население носило халаты. Зимой но две шубы: одна - мехом наружу, другая - внутрь.
Судя по сведениям Рубрука и Карпини, домашними делами обычно занимались женщины. «Обязанность женщин, - писал Рубрук, - состоит в том, чтобы править повозками, ставить на них жилища и снимать их, доить коров, делать масло и грут, приготовлять шкуры и сшивать их. Они шьют также сандалии, башмаки, другое платье. Они делают также войлок и покрывают дома. Овец и коз они караулят сообща, и доят иногда мужчины, иногда женщины». Карпини добавляет к этому: «Девушки и женщины ездят верхом и ловко скачут на конях, как мужчины. Мы также видели, что они носили колчаны и луки». О мужчинах Карпини писал так: «Мужчины ничего вовсе не делают, за исключением стрел, а также, отчасти, попечение о стадах, но они охотятся и упражняются в стрельбе». Более наблюдательный и писавший более подробно Рубрук сообщал о мужчинах несколько больше: «Мужчины делают луки и стрелы, приготовляют стремена и уздечки и делают седла, строят дома и повозки, караулят лошадей и доят кобылиц, трясут кумыс и делают мешки, в которых его хранят».
В течение примерно 70 лет в религиозной жизни Золотой Орды господствовало языческое многобожие в форме шаманизма. Подавляющее большинство населения поклонялось вечному синему небу, солнцу, луне, огню, воде и земле. В юртах и повозках развешивались идолы из войлока, тканей и металла. Каждому из идолов приносились ублажающие жертвы, чаще всего в виде воды и питья. Нужно отметить, что при общем господстве язычества, а позднее мусульманства, золотоордынцы чрезвычайно спокойно относились к другим религиям, хотя среди них встречались, фанатики. В качестве примера можно привести самих Джучидов. Хан Бату был язычником, его сын Сартак - христианином, а брат Берке - мусульманином.
Одной из важнейших культурных черт кочевников-монголов являлось наличие собственной письменности. Они была известна в их среде ещё в Центральной Азии при Чингисхане и основывалась на уйгурском алфавите. Достаточное распространение письменность получила и в Золотой Орде, как у кочевников-степняков, так и в монгольских слоях городского населения.
Летом 1930 года при исследовании одного из степных захоронений у села Подгорное Энгельского района Саратовской области, археологи натолкнулись на берестяную коробочку, в которой находилась рукопись, написанная на бересте. Тут же были обнаружены небольшая бронзовая чашечка с остатками туши и костяное перо.
Ленинградские ученые установили, что часть рукописи выполнена уйгурским шрифтом XIV века и содержала монгольский текст. В ней рассказывается о том, как мать провожала своего сына на военную службу. Она нежно называет его прекрасным кречетом, советует не огорчаться и выражает надежду, что сын не подвергнется страданиям, увечьям, действиям злых духов. К сожалению, ответная песнь сына полностью не сохранилась. 
Золотая орда, несмотря на свою мощь, не избежала той Же участи, что и Киевская Русь. В результате «великой замятии», или междоусобной войны в 60-х годах XIV в., она распалась на множество улусов, воевавших друг с другом. Окончательный удар Золотой Орде был нанесен в 1395-1396 годах ханом Кок-Орды Тимуром. В довершение этого в 1428 году Поволжье поразили эпидемия чумы и засуха, унесшие жизни половины населения Орды.
Через 200 лет после создания ханом Бату монгольского государства, располагавшегося на просторах Европы и Азии, оно распалось на следующие составные: Большая Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Сибирское ханство, Ногайская Орда. Все они существовали обособленно, враждуя и мирясь друг с другом и со своими соседями. Дольше других длилась история Крымского ханства, которое перестало существовать в 1783 году. Это был Последний осколок Золотой Орды.
Татарское наследие имеет принципиальное значение в Истории России. Как справедливо пишет Р.С. Хакимов: «Истоками России являются как православие, так и ислам, как славянское, так и тюркское начала. Это ее генетический Код, от которого не уйти и не избавиться. Он будет определять будущее страны. Иначе говоря, у России две опоры, две йоги - Киевская Русь и Золотая Орда».


По книге Хреков А.А. "Древности Прихопёрья". Балашов, 2004


Источник: http://balashovist.ru/index.php?newsid=91
Категория: Прихоперские кочевья | Добавил: Алексей_Булгаков (19.08.2014)
Просмотров: 1500 | Теги: Прихоперье, Хреков, Золотая Орда, Археология, балашов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...