Категории раздела

Разное

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 774

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 29.03.2024, 14:44
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Разное » Разное

Город, знакомый до слез,или «Война» с провинциальными памятниками на Хопре?

Говорят, что есть несколько областей человеческой деятельности, в которых одинаково хорошо разбираются практически все. Это – медицина, литература, футбол и… архитектура. В самом деле, каждый скажет, что современные дома из стекла и бетона не очень — то комфортны. Летом в них более жарко, чем на улице, а зимой, — наоборот, холоднее. Зато никто не останется равнодушным, глядя на самобытные, старинные особняки и дома, красивые, прочные, практичные.

В Балашовском краеведческом музее (БКМ) хранится уникальный экспонат – копия плана города 1846 года. На нем можно прочитать историческую надпись о том, что «на подлинном плане собственною Его Императорского Величества рукою написано быть по сему. Николай С. Петербург 4 января 1846 г.» (орфография и пунктуация сохранена – Г.С.). На нем мы видим исторический центр старого города. Четкое геометрическое расположение улиц и кварталов уравновешивают две городские площади – Преображенская, что была устроена на месте нынешнего слюдокомбината, и Троицкая, которая ранее находилась в северной части современного парка им. Куйбышева. Для подобной регулярной планировки характерна симметричность в застройке улиц и кварталов.

Как известно, город Балашов был учрежден в 1780 году согласно указу императрицы Екатерины П. К середине ХIХ века в городе было 11 каменных и 613 деревянных домов. Прошло семь лет, и каменных строений стало на 13 больше, а деревянных, наоборот, — стало на 12 меньше. Возможно, некоторые из них пострадали во время пожаров.

К концу ХIХ века город на Хопре продолжал расти. Наиболее состоятельная часть населения, а среди них – купцы, мещане, зажиточные крестьяне могли позволить себе возводить добротные особняки. К 1888 году в Балашове насчитывалось 27 каменных и 950 деревянных домов.

К началу ХХ века город разросся. В центральной его части улицы мостились булыжником. Появилось много зелени. Для прогулок устраивались бульвары, работал знаменитый Ильинский сад.

На месте старых деревянных строений все чаще воздвигались новые каменные дома и особняки. Богато оформленные витрины купеческих магазинов братьев Дозоровых, Семеновых, Васильева, кондитерской «Жан», синематограф «Универсаль» и «Иллюзион», фотоателье С. Аронса, а также керосинокалильные фонари, оригинальные рекламные тумбы на перекрестках, добротные каменные и кирпичные здания – все это придавало городу приятный облик.

И, по сей день стоят многое видавшие постройки, которые сохраняют память о прошлом, о людях, которые были и жили до нас. Люди строят, и люди разрушают. Одни строят, другие разрушают.

II.

Среди тех, кто созидает, и сделал конкретный вклад в сохранение архитектурного облика Балашова, представьте себе, московский художник-монументалист, выпускник Московского Государственного художественного института имени В.И. Сурикова Владимир Бойцов. К концу восьмидесятых годов прошлого века авторские работы мастера можно было встретить в Берлине, Гаване, Самаре и в «белокаменной»- столице нашей родины.

Его активная и плодотворная работа в нашем городе началась в 1987-м году и выразилась в создании мозаичного панно площадью девяносто квадратных метров в фойе музея На нем представлена панорама старого купеческого Балашова. Панно, выполненное в стиле римской мозаики творческой бригадой Московского комбината монументально-декоративного искусства под руководством художника Владимира Бойцова, не оставляет равнодушным ни одного из посетителей. И это можно понять, если учесть, что оно содержит в себе уже утерянную сейчас реальную историческую панораму города. При его создании за основу были взяты подлинные исторические фотографии и видовые открытки.

Спустя два года, когда работа над панно подошла к завершению, городские власти предложили художнику заняться и восстановлением архитектурной среды вокруг БКМ. Наступило долгожданное время, когда макет музейного комплекса начал воплощаться в реальность в умелых руках столичного каменщика-реставратора Дмитрия Горнейчука и его молодых помощников. Этот опытный специалист принимал участие в восстановлении знаменитого Симонова монастыря, что в Москве. Тогда, в самом конце восьмидесятых годов теперь уже прошлого века на многих исторических памятниках самозабвенно трудились энтузиасты. И для Дмитрия Горнейчука это занятие было, что называется, «не по службе, а по душе».

Итак, оригинальное здание музея, возведенное по проекту местных архитекторов Б. Бойко и А. Ерастова, в 1989 году начинают обносить кирпичным ограждением с ажурной калиткой, воротами и декоративными решетками. Владимиром Бойцовым оно было задумано без каких-либо изысков и новаций, а в традициях балашовской архитектуры. Лаконично и мастерски присутствуют в ограде колонны, пояски, и капители. Все это для того, чтобы сохранить память о старом, милом, провинциальном городке российской глубинки.

Для ограды использовался реставрационный кирпич, доставленный из Сергиева Посада и именуемый иногда среди строителей «кремлевским». Этот кирпич особой прочности был обожжен по старой технологии и хорошо подвергался механической обработке во время изготовления фигурных элементов ограды.

После реставрации получили вторую жизнь две кованые чугунные калитки и большие ворота. Сильно деформированные, поржавевшие, они были сняты с дома по Пугачевской улице и восстановлены в Москве специалистами комбината монументально-декоративного искусства.

По мнению столичного художника, подобная ограда была совершенно оправдана у здания БКМ, где в документах, предметах, фотографиях живет память о наших предках, об истории родного края. Владимир Бойцов до сих пор вспоминает что, несмотря на все существующие тогда проблемы и трудности, ни от кого из жителей он не услышал отрицательного мнения о подобном дорогом строительстве.

К слову сказать, художник успевал заниматься определенным образом и просветительством. Он не жалел времени на общение с краеведами, местными журналистами, просто любознательными обывателями, которые заинтересованно расспрашивали о ходе оформительских и строительных работ.

У нас сохранился один из номеров местной газеты с его публикацией, сценарий радиопередачи, подготовленной работниками музея для редакции местного радиовещания и проведенной под рубрикой «С заботой о малой родине». По нашей просьбе Владимир Эмильевич поделился в ней своими размышлениями о судьбе малых городов российской провинции, о замечательных балашовских памятниках промышленной архитектуры. Он также выражал озабоченность дальнейшей судьбой городской усадьбы начала ХХ века купца I гильдии Е. М. Дьякова. Тогда, кстати вся культурная общественность Балашова была озабочена тем, что этот дом — историческую и архитектурную достопримечательность — занимало очередное учреждение, а именно городской отдел образования… Судьба данного памятника сложилась более-менее нормально. Почти уже десять лет в нем находится филиал нашего БКМ. Хотя и неспешно, но здесь все-таки идут реставрационные работы в рамках Федеральной программы.

Краеведческий музей находится в самом центре города. Отрадно, что окружающие его учреждения – филиал сбербанка, госпиталь, кафе «Козырь»- использовали при строительстве и благоустройстве окружающей территории вслед за московским художником, архитектурные мотивы старого купеческого Балашова — кирпичные ограждения, арки, башенки.

Наше общение с художником-монументалистом продолжается, правда, теперь уже по телефону и электронной почте. Мы горды тем, что среди крупнейших деятелей отечественного искусства, на конкурсной основе получивших право росписи Храма Христа Спасителя,- имя опытного мастера- Владимира Бойцова. Творческая бригада, расписавшая Храм под его руководством, и мастерство художника получили право на жизнь и память в веках. «Шедевры искусства, созданные Владимиром Бойцовым и живописцами его бригады — росписи внутри Храма Христа Спасителя, зала Церковных соборов и трапезных. Прекрасные замыслы предшественников воплощены им за восемь месяцев и технически совершенны» — говорится в праздничном буклете.

Правительство Москвы и лично мэр столицы Ю. М. Лужков, правительство РФ и Президент России В. В. Путин, с начала восстановления Храма контролировавшие его строительство и отделку, поддержали кандидатуру художника, представленного Академией художеств России к званию «Заслуженный художник РФ».

Участники различных просветительских мероприятий и посетители нашего музея имеют замечательную возможность посмотреть красивый видеофильм о творчестве знаменитого теперь на всю Россию художника и об истории воссоздания Храма Христа Спасителя.

Он — один из тех, кто на практике своим творчеством убедительно подтверждает тезис знаменитого ученого, культуролога Дмитрия Лихачева о том, что «любовь к своей Родине — это не нечто отвлеченное; это — и любовь к своему городу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей».

III.

Всеобщее внимание посетителей нашего музея привлекает небольшой макет Свято- Троицкого собора, заботливо выполненный почти полвека тому назад мастером – любителем Б. Белобородовым. Трудно представить, что когда-то в Балашове стоял этот величественный храм. Он радовал не только местных жителей, но и многочисленных гостей города…

В упоминаемой нами радиопередаче Владимир Бойцов делился также своими впечатлениями о первом приезде в город на Хопре. Он сразу почувствовал в его архитектурной планировке отсутствие площади и храма на ней. Помнится, он был полон решимости в случае начала строительных работ по возведению Свято – Троицкого собора принять в этом самое непосредственное участие.

…В Балашове к переломному 1917 году действовало 6 православных храмов и церквей. 23 января 1918 года вышел Декрет Советского правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». В соответствии с новым законом все религии уравнивались. Ни одна не могла пользоваться поддержкой государства и какими-либо привилегиями. Все церковное имущество, собственность религиозных общин объявлялись достоянием народа. На местах, в том числе и при Балашовском уездном исполкоме, начали работать специальные комиссии по рассмотрению религиозных вопросов.

В конце 20-х годов прошлого века в нашей стране развернулась целая кампания по закрытию церквей. Она особенно активизировалась после выхода постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных обществах». Началось массовое расторжение договоров с коллективами верующих. Эти действия мотивировались по-разному: «несвоевременно сделанным ремонтом», «просьбами трудящихся» и т.д.

В Балашове в конце концов были закрыты, а затем разрушены все православные церкви и соборы. Особенно часто, с чувством сожаления и горечи вспоминают балашовцы о Свято-Троицком соборе. Многие рассказывают, что зеркальные кресты, венчавшие его, отсвечивали в округе на несколько километров. Прихожане, направлявшиеся в город из сел Лопатино, Мача, Репное, могли издалека любоваться ими с более высокого правого берега Хопра. В « Спутнике пассажира по Юго-Восточным железным дорогам», изданном в начале ХХ века, главной достопримечательностью Балашова назван Свято-Троицкий собор. Авторы путеводителя высказывают мнение, что крестообразный план его напоминал храм Христа Спасителя в Москве…

Еще в 1820 году в центре Балашова на главной торговой площади был возведен каменный Свято-Троицкий собор. Спустя несколько десятилетий он обветшал. Видимо, было задумано, не разрушая прежнюю постройку, возвести к главному престолу Святой Троицы дополнительные алтари.

Начатое в 1879 году строительство продвигалось медленно. Средств прихожан было явно недостаточно. Тогда соборный протоиерей Роман Левитский решил обратиться к гласным земской управы, «ко всем, кто по религиозно-нравственному и материальному состоянию своему могут оказать свое содействие общеполезному и богоугодному делу». В 1880 году в Московской типолитографии Д. Г. Гаврилова он отпечатал несколько экземпляров брошюры под названием «Слово о постройке соборного Свято-Троицкого храма в городе Балашове». В ней протоиерей убеждал ускорить строительство собора, согласно «Высочайше утвержденному плану». С большим тактом и уважением он призывал: «Возлюбим же, братья, с искренним усердием благолепие дома Божия, поревнуем о славе Божией. Если мы доселе откладывали построение своего соборного храма по разным неблагоприятным обстоятельствам, то по крайней мере теперь (при более удобном времени, когда благодаря Бога нет ни войны, ни эпидемии, ни больших пожаров) займемся в мире этим святым делом неотложно.…И благословит Господь град сей миром и изобилием всех благ земных, потребных для жизни, за вашу ревность к славе Святого имени Его…Добросовестно и дружно соедините свои силы и средства к неотложному и усердному построению храма своего».

К обращению Романа Левитского прислушались. Значительную сумму на строительство нового собора внес именитый балашовский купец, член земской управы Василий Петрович Туркин. В краеведческом музее хранится старинное фото купца, привезенное из саратовской командировки научным сотрудником Т. М. Конновой.

Строительство нового храма в основном закончилось в 1886 году, а в 1895-м его при большом стечении народа освятили. Согласно «Справочной книге Саратовской Епархии», изданной в 1912 году, причт храма состоял из протоиерея, двух священников, дьякона и трех псаломщиков. В этой же книге находим сведения о том, что прихожан мужского пола было 1315, женского-1400 человек. Общее количество домов в приходе-408, капитал храма-200 рублей. При соборе действовала школа. В книге подробно описано количество иноверных, сектантов и раскольников, относившихся к данному приходу.

Судя по сохранившимся старинным открыткам, храм был очень просторным. По воспоминаниям очевидцев, находясь у входа, трудно было разглядеть лицо человека, стоявшего у Царских врат. Под высокими сводами располагались массивные многоярусные люстры для свечей. На открытке видны: высокий иконостас, характерный для православных церквей, роспись по потолку, живописные полотна на библейские сюжеты, многочисленная церковная утварь.

Новый собор возвели пятипрестольным. Главный престол — во имя Святой Троицы. Придельные — во имя Святого Николая Чудотворца, Святой великомученицы Екатерины, в трапезной — во имя Святого Архистратига Михаила и во имя Святого Митрофана Воронежского Чудотворца.

Площадь и одну из центральных, прилегающих к ней улиц, стали называть Троицкой (ныне им. К. Маркса). На ней происходили многие важные события в истории края и уездного Балашова. В послереволюционное время площадь переименовали в Советскую. Название никак не сочеталось с церковным храмом… 21 февраля 1930 года на заседании президиума горсовета впервые был поставлен вопрос о закрытии собора.

Балашовец Неудахин, 1910 года рождения, вспоминал, что дед и отец его, будучи каменщиками, участвовали в строительстве собора. Позже и он, продолжив семейные традиции, вступил в профсоюз строительных рабочих. В феврале 1930 года Неудахину довелось участвовать в работе собрания, на котором решался вопрос о судьбе Свято-Троицкого собора. Присутствовавшие на нем железнодорожники Кирилл Бессонов, Николай Шаронов и другие в своих выступлениях настаивали на разрушении собора и всех церквей в городе.

По словам Неудахина, коллектив Союза строительных рабочих после долгих споров вынес свое постановление – собор не ломать, а сохранить его как архитектурный памятник. Такое решение поддержали и другие профсоюзы. Возможно, это и сохранило собор еще на несколько лет.

7 января 1932 года на заседании президиума Нижнее – Волжского краевого исполкома был принят вердикт об изъятии колоколов из Свято-Троицкого собора и передачи их на нужды промышленности…Колокола сняли, но при этом серьезно повредили крышу храма. Вероятно, об этом факте сообщил в Москву кто-то из неравнодушных балашовцев…18 февраля 1932 года в город пришла правительственная телеграмма следующего содержания: «Немедленно приостановить ликвидацию Свято-Троицкого собора в Балашове. Вышлите обстоятельный доклад основания ликвидации. Выполнение телеграфируйте».

В столицу сообщили, что сняты не все колокола и что пролом в крыше будет заделан.16 июня и 9 августа 1935 года президиум горсовета принял два постановления – о здании и имуществе Свято – Троицкого собора и о его закрытии. Через полгода, 16 января, в горсовете в очередной раз слушался вопрос о соборе, но уже совершенно конкретно — о разборке здания. В принятом решении говорилось, что имеющееся строение по его техническому оформлению приспособить под учреждение культуры невозможно, и что коммунальному отделу следует закончить разборку собора к 1 апреля 1936 года.

На разборку здания городской коммунальный отдел получил 108 тысяч рублей. Стоимость же собора, его богатые интерьеры и убранство, были оценены всего в 85 тысяч целковых. После реализации стройматериалов эти средства предполагалось внести в бюджет. Судя по приведенным цифрам, вся эта затея была убыточна для городской казны.

Непросто оказалось выполнить решение горсовета о «разборке» храма. Крепкий раствор превратил здание в монолит. Однако местные власти проявили завидное упорство и решили ускорить исход дела мощным взрывом. Жителей по улице Советской, Ленина, Степана Разина (бывшая Троицкая, ныне К. Маркса) предупредили, чтобы они были осторожны и закрыли окна.

Ветеран труда О.В. Иода рассказывал, что свидетели взрыва Свято-Троицкого собора были сильно потрясены увиденным. Многим сделалось плохо: в толпе находились верующие, недавние прихожане этого чуда-храма.

Значительную часть имущества собора растащили и уничтожили. Старожилы свидетельствовали о том, что иконы заставляли сжигать. Большие иконы погибли в огне. Малые же, хотя и под страхом наказания, удалось спрятать. И по сей день в некоторых семьях сохранились эти и иные православные реликвии. Инициаторы данного преступления надеялись навсегда вытравить из сознания балашовцев воспоминания об этой святыне. Оказалось, что память о Свято – Троицком соборе до сих пор, спустя много лет, живет в сердцах наших людей.

Осталось ли что-нибудь от знаменитого собора? Владимир Бойцов запечатлел Свято-Троицкий собор в камне. Более десяти лет в музее традиционно проводятся Рождественские встречи, пользующиеся вниманием балашовцев и гостей города. И в этом тоже память о храме…

«Вход закрыт,

На колокольне пусто,

Но маячат стены до сих пор…»

Действительно, Свято-Троицкий собор и по сей день возвышается в памяти и сердцах людей. Образ разрушенного храма является символом того трагического времени, когда невинно гибли сотни тысяч людей. Храм разделил их участь…

В день Покрова Пресвятой Богородицы 2003 года многие балашовцы стали свидетелями необычной многолюдной процессии. После праздничной литургии с хоругвями, иконами и церковными песнопениями она торжественно направилась от храма Преображения Господня, что в микрорайоне автовокзала по улице К. Маркса к историческому центру города.

Несколькими неделями раньше группа балашовцев, среди которых были прихожане местных церквей, обратилась в райсовет и администрацию ОМО с благородной миссией. Они ратовали об установлении в парке имени Куйбышева Покаянного Креста в память о Свято-Троицком соборном храме. Отрадно, что данное богоугодное дело было одобрено светскими властями ОМО.

Около парка имени Куйбышева два потока Крестного хода от церкви Михаила Архангела и Храма Преображения Господня слились в один. Объединившись, благочестивая процессия миновала Монумент Славы и направилась в глубину парка к Лобному месту, где возвышался внушительный деревянный Крест.

Благочинный Западного округа Саратовской Епархии, протоиерей отец Борис Ланчиков поведал присутствующим о столь торжественном событии – установлении Покаянного креста на месте разрушенного собора-сокровища церковного зодчества. Затем состоялось освящения Креста и торжественный молебен.

Секретарь райсовета В. Шалатов сообщил о том, как станичники Хоперского казачьего округа, подготавливая площадку, наткнулись инструментом на твердый каменный пласт. Вероятно, фундамент Троицкого собора? Он также предположил, что сюда к культовому объекту памяти, после обряда венчания в церкви станут приходить молодожены. О трагической истории балашовской православной святыни эмоционально и содержательно рассказал научный сотрудник местного краеведческого музея. Может, вера в Спасителя поможет нам в эти окаянные дни выжить и выстоять общими трудами и с Божьей помощью?

IV.

Сколько сожаления, а порой и гневных слов было произнесено в адрес варваров, безжалостно взорвавших памятник православного зодчества в 1936 году! А чем же мы лучше наших неграмотных, невежественных дедов и прадедов, совершивших подобное святотатство?! По сути дела, последние полтора-два десятка лет объявлена чуть ли не настоящая «война» памятникам и архитектурным достопримечательностям нашего города. Взять хотя бы несколько примеров.

Безжалостно разрушено старое здание железнодорожного вокзала и взорвана находившаяся неподалеку от него «древняя» водонапорная башня. Говорили, что из-за производственной необходимости. Бывшие купеческие особняки и исторические объекты патриархального Балашова азартно облачаются в разноцветный пластик и дешевую «вагонку». Безудержно уродуются фасады старинных зданий в историческом центре Балашова самыми немыслимыми тамбурами, навесами, пристройками. Центр детского творчества – бывший купеческий особняк А. Ф. Семенова, в котором, по воспоминаниям старожилов, размещалось представительство по продаже швейных машин компании «Зингер», а до недавнего времени Дом пионеров и школьников, — в одночасье лишился аварийного просторного балкона с обрамлявшей его оригинальной решеткой чугунного литья. Тридцать-сорок лет назад ажурные кружева из металла еще можно было увидеть на большинстве купеческих особняков города на Хопре.

Мягко говоря, вызывает недоумение современная, модная и дорогая входная дверь на здании администрации Балашовского ОМО, которое, кстати, признано памятником архитектуры. Напомню, что в начале XX века здесь чинно располагалась уездная земская управа, а входом ей служила массивная дверь с красивой ручкой…

Но поборники разрушения старинных памятников никак не могут угомонится! Недавно в одном из муниципальных средств массовой информации прошел материал, в котором автор активно ратует за снос очередной местной достопримечательности – водонапорной башни на перекрестке улиц Луначарского и Гагарина. Причина — мнимая опасность движению.

Да что же такое с нами происходит? Почему мы так не любим свой город, не бережем и не ценим то редкое, самобытное, индивидуальное, что имеем? Зато бесконечно восторгаемся европейскими и заокеанскими «красотами». И ничему хорошему не учимся. Уверена, что в каком-нибудь заштатном европейском городке к исторической башне, построенной в начале века прошлого века, туристов бы водили, «бизнес» делали…

И при желании нашей исполнительной власти, депутатов райсовета, архитекторов пресловутую башню можно не просто сохранить, но и рачительно использовать. Безопасность же движения можно обеспечить с помощью ДПС, светофоров и элементарного соблюдения правил дорожного движения.

Зуд разрушения страшен и чреват невосполнимыми потерями! Кто теперь скажет, когда будет построен драмтеатр, исчезнувший с лица земли за считанные дни в конце прошлого века. А ведь это тоже был памятник. Да еще какой! Немного действовало в Саратовской губернии подобных Народных домов, возведенных в начале XX века.

В последнее время были широко разрекламированы 2-ой областной и 1-ый межмуниципальный конкурсы социальных и культурных проектов. Возможно, полезные идеи уже витают в умах его энергичных участников. И некоторые, хочется надеяться, адресованы в защиту уходящей деревянной и каменной «натуры» нашего края. Нельзя не вспомнить и тезис Дмитрия Лихачева о том, что мы не вправе распоряжаться доставшимся нам наследством, как своей собственностью. Мы должны сохранить его и передать последующим поколениям.

Возможно, кто-то скажет, что «башня раздора» — не бог весть какое наследство. Но, согласитесь, для нашего города она уникальна и другой такой нет. И уже не будет. В последнее время в Балашове мало что строится, разве только местные олигархи возводят свои хоромы и дворцы.

Жили бы мы несколько богаче, и в башне можно было и музей организовать, как это, например, сделали в старом русском городе Владимире. А возможно, и какой-либо клуб по интересам открыть… Да мало ли существует перспективных идей. Очевидно, что архитектурно-исторический беспредел на нашей хоперской земле надо прекращать! Ломать — не строить!

Категория: Разное | Добавил: Алексей_Булгаков (17.10.2014)
Просмотров: 862 | Теги: Троицкий собор, Самородова, Архитектура, балашов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...