Однако в этот раз общине не удалось получить статус монастыря. По
всей видимости, Св. Синод посчитал, что средств и недвижимого имущества у
общины ещё недостаточно, чтобы преобразовать её в монастырь, и рекомендовал настоятельнице
приобрести дополнительный земельный участок. В этой связи обратимся к
интересному во многих отношениях посланию саратовского губернатора епископу
Тихону и не менее интересной реакции архиерея на данное обращение.
Во время обозрения губернии в октябре 1877 г. Галкин-Враский посетил
Балашов, где, конечно же, побывал в городских церквах и Покровской женской
общине. «По подробном ознакомлении с настоящим положением этой общины, – писал
он Владыке, – я с особенным удовольствием убедился, что благодаря неусыпным
трудам и особой заботливости ныне состоящей начальницею общины матери Сарры,
управление общиной доведено во всех отношениях до блестящего порядка и при тех
средствах, какими община достигла за последнее время при разумном и заботливом
управлении, процветание её в будущем можно считать совершенно упроченным.
Помимо приобретения неоспоримо прочных основ в своей внутренней жизни,
Балашовская женская община успела проявить благотворные результаты и на пользу
местного края». И далее заключал: «Я считаю священною обязанностью засвидетельствовать
пред Вашим Преосвященством об особенно усердной и вполне полезной деятельности начальницы
сказанной общины, каковая, по всей справедливости, заслуживает особенного
внимания и вполне достойного поощрения – испрошением ей соответственной награды
– наперсным крестом».
При этом губернатор не преминул подчеркнуть, что в среде местных жителей
Балашовская женская община вызывает полнейшее сочувствие, и местные власти
заявили ему, что горожане искренне желали бы скорейшего утверждения её монастырем.
Как видим,
саратовский губернатор не только высоко оценил деятельность настоятельницы Сарры,
но и выступил перед правящим архиереем по существу ходатаем о возобновлении
вопроса относительно преобразования общины в монастырь. Именно таким образом
Преосвященный Тихон и воспринял ту часть его послания, где речь шла о желании
балашовцев видеть в своём городе монастырь. В резолюции, оставленной на
губернаторском письме, Владыка предписал Саратовской духовной консистории
довести до сведения Сарры, «чтобы о переименовании Балашовской общины в женский
монастырь она снова вошла прошением после предполагаемой ею покупки участка
земли».
Показательным в этом отношении является и ответ Сарры на консисторское
предписание. В рапорте на имя епископа от 26 ноября 1877 г. она сообщала, что
«земля в настоящее время для общины мною ещё не куплена, но как только совершится
покупка оной, то я не замедлю войти прошением к Вашему Преосвященству о переименовании
общины в монастырь». Следовательно,
основным камнем преткновения для преобразования общины в монастырь служило
опасение со стороны Св. Синода, что вновь учреждённый монастырь в силу недостаточно
имевшихся в его распоряжении средств может оказаться не в состоянии выполнять
возлагаемые на него, согласно существовавшим правилам, социальные обязательства.
Поэтому-то и было обращено особое внимание на необходимость приобретения
дополнительных земельных угодий, с которых можно получать стабильный доход.
Что же
касается предложения губернатора о представлении Сары к награде, то
Преосвященный Тихон охотно его поддержал и повелел Саратовской духовной
консистории подготовить всё необходимое для ходатайства пред Высочайшею властью
о награждении настоятельницы Балашовской общины наперсным крестом, которым её
вскоре и удостоили. Но это была не единственная награда матери Сары. В 1879 г. ей был вручен Знак Российского
общества Красного Креста. Им награждали лиц, которые во время военной кампании
1877-1878 гг. личным служением или материальным содействием принимали активное участие
в деятельности Общества попечения о раненых и больных воинах.
В годы
русско-турецкой войны насельницы Балашовской женской общины под руководством
настоятельницы занимались приготовлением белья, бинтов и корпии для раненных и
больных воинов, находившихся в лазаретах. По распоряжению епархиального
начальства матерью Сарой была сформирована группа сестёр милосердия, которую направили
в городскую земскую больницу для обучения азам медицинской помощи с тем, чтобы
затем командировать её в один из военных лазаретов, развернутых в это время в
Саратовской губернии. В группу входили 8 послушниц: Пелагея Воронова, Агафья
Горковченкова, Елена Калашникова, Дарья Касаткина, Маланья Малюкова, Евдокия
Прокофьева, Дарья Свинолупова и Мария Сгибова. Причём все они, желая оказать
максимальную пользу раненным и больным воинам, несколько раз обращались в
Саратовское отделение Российского общества Красного Креста с просьбой отправить
их в качестве сестёр милосердия в лазареты при действующей армии.
Тогда же по
инициативе Сары в общинной богадельне было создано детское отделение для десяти
малолетних девочек, чьи отцы погибли на полях сражений в русско-турецкую войну.
Воспитание, обучение и содержание сирот осуществлялось исключительно на
средства обители.
На этот, сугубо социальный, вид деятельности общины губернатор
Галкин-Враский в своем письме к саратовскому архиерею обращал особое внимание:
«Полезное участие Балашовская женская община оказала в заботах об участи
больных и раненых воинов, выразившееся в изготовлении в достаточном количестве
разного рода госпитальных принадлежностей и в подготовлении из числа находящихся
в общине монахинь восьми сестёр милосердия, обучавшихся уходу за больными при
местной земской больнице. Ныне же начальница Балашовской женской общины в
поданном Вашему Преосвященству заявлении выразила готовность на принятие на воспитание
в вверенную ей обитель десяти девочек в возрасте от 6-7 лет, оставшихся
сиротами после павших в бою воинов».
Не менее важное значение
имели труды настоятельницы Сары по благоустройству общины, по укреплению и развитию
её хозяйственно-экономической базы: церковь была отремонтирована, снабжена
ризницей и церковной утварью весьма достаточно и прилично, вместо временной возвели
основательную каменную колокольню; построили несколько зданий из кирпича;
обширный сад полностью привели в порядок и расширили; огородничество улучшили,
особенно разведением лучшего качества и замечательно крупного картофеля, именовавшегося
«миндальным»; производительность кирпичного завода увеличилась – ежегодно вырабатывалось
до 300 тыс. кирпичей; до 200 голов выросло количество мелкого и крупного
рогатого скота. При общине была устроена специальная мастерская, в которой
сестры занимались шитьем золотом, шёлком и гладью, изготавливали ковровые
изделия, церковные облачения и церковные принадлежности, даже такие, как плащаницы
и хоругви.
В результате ежегодные доходы обители возросли до 7 тыс. рублей, движимого
и недвижимого имущества было приобретено на сумму до 40 тыс. рублей, около 10
тыс. рублей поступило в казну общины в качестве пожертвований от родных Сары и
лично от неё самой из полученного ею наследства.
Большими были планы матери Сары на будущее: предполагалась постройка
новой соборной церкви, для чего начали заготовлять необходимые строительные
материалы – бут, камень, известь, кирпич; для священника общинной церкви собирались
возвести на территории обители дом со всеми дворовыми постройками; с
увеличением числа сестёр и особенно с возросшим количеством местных жителей,
регулярно посещавших церковные службы в обители, намеревались пригласить на
службу второго священника.
Осенью 1882
г. настоятельнице Балашовской обители удалось решить
давнюю задачу – приобрести покупкою участок земли в 546 десятин 430 саженей,
находившийся близ Филоновской станицы Хоперского округа области Войска Донского. Весной
следующего года началось его освоение: пахотную землю засеяли пшеницей, а
луговую отвели под скотоводство. Теперь, казалось бы, уже ничто не
препятствовало преобразованию общины в общежительный монастырь.
Сарра вновь стала хлопотать перед епархиальным
начальством, и в январе 1884
г. получила архиерейское благословение на поездку в Санкт-Петербург.
Она решила немедленно отправиться в столицу, чтобы предстать пред Св. Синодом и
лично доложить о состоянии дел в вверенной ей обители. И хотя многие, зная о
подорванном здоровье Сары, пытались отговорить её от поездки в зимнее время
года, советовали дождаться весны и тёплой погоды, решение её было непреклонным,
обязанности свои по отношению к обители она ставила выше всяких предостережений
и личных интересов.
Отправившись в путь, Сарре удалось добраться лишь до
Аткарска, где 25 января (6 февраля) 1884 г. с нею приключился сердечный приступ, от
которого она вскоре, причастившись Св. Тайн, скончалась. Балашовская женская
община потеряла энергичную и мудрую управительницу, заботливую и любящую свою матерь.
Погребение совершилось на восьмой день её смерти при участии
11 священников, двух диаконов, представителей городской администрации и
многочисленного стечения народа. Пред отпеванием усопшей священник Прокопий
Разумов произнёс проникновенную и трогательную речь.
В память о настоятельнице Сарре, столь много сделавшей
для Балашовской Покровской женской общины, воспроизведем здесь её полностью.
«У гроба твоего, мать Сарра, собрались
священнослужители, сестры, тобою управляемые, и жители Богоспасаемого града и
весей, чтобы воздать праху твоему последнее должное!..
Ты отходишь в другой мир, оставляя в обители сей и
между нами памятники твоего просвещённого ума, благочестивой жизни, мудрого управления
обителью сей, забот успешных твоих по устроению обители; памятники добрых
отношений твоих ко всем, уменья расположить других в пользу обители твоей и
уважением к тебе лично; памятники дел милосердия и благотворения…
В трудах начала ты жизнь в обители сей, в трудах и заботах
о той же обители, на послушании, и покончила её – покончила так необычно!.. От
того-то у гроба твоего собрались в таком множестве почитатели твои, соболезнующие
и плачущие о кончине твоей; от того-то и сёстры обители сей неутешно плачут,
теряя в тебе мудрую начальницу и руководительницу в нелёгких подвигах
монастырской жизни; от того-то и плачет бедная слепая старушка, призреваемая в
устроенной тобою монастырской богадельне…
Несомненно, в бытописании обители сей, имя твоё поставится
в ряду первых тружениц по устроению обители сей; несомненно, и обитель сия
сохранит благоговейное предание об имени и деяниях твоих в поучение грядущим
поколениям, как духовное наследие прошедшего – в пример и образец иноческой
жизни, в пример начальственной предусмотрительности, дальновидности и благоразумия.
Ты отходишь в другой мир… Долголетний день твоей трудовой
жизни кончился; после трудов, совершивши всё, что тебе предназначено Богом, ты
возвращаешься домой, на покой, к Отцу Небесному; там встретят тебя родные и
знакомые твои, отошедшие прежде тебя в вечность; с радостью встретят они тебя,
подобно тому, как в обыкновенной жизни человеческой домашние и родные радостно
встречают появление на свет новорожденного дитяти. И ты сейчас для Неба есть
новорождённое дитя, новоявленное чадо, искупленное всемирною Голгофскою жертвою
Христа Спасителя!..
Ты, мать, переселяешься в другой мир, в мир и нами
желаемый. С ранних лет ты пожертвовала домашними и предстоявшими тебе удовольствиями
светской жизни, с ранних лет ты пожертвовала почётом твоего рода и избрала
скромный и тернистый путь монашеской жизни. Ты показала тем, что и во всех
слоях общества образованного, пользующегося житейскими преимуществами, есть
люди, которые ищут высших образцов христианской жизни, что и в монастыри
поступают не одни только неспособные и нерасположенные к тяжёлому домашнему и
семейному труду, как многие думают из мудрых века сего, но и люди по призванию,
с большими духовно-нравственными задатками.
В скромной монастырской жизни твоей ты прошла все
степени монашеского послушания. Дух твой находил пищу и утешение в молитве, в
чтении богодухновенных книг и церковной письменности. Любила ты с благоговением
освящать себя молитвами и священнодействиями святой Церкви, и в последние
минуты твоей жизни, вдали от родного и близкого сердцу твоему крова-обители
сей, ты сподобилась причаститься святых тайн – Тела и Крови Господних,
источника вечно блаженной жизни.
После сего веруем, что ты предстанешь пред лицо Божие
помилованною и оправданной; чего не успела восполнить по немощи человеческой,
то восполнится молитвами пастырей святой Церкви, молитвами сестёр обители сей,
молитвами родных и знакомых твоих. Если это сбудется – вспомни и нас всех,
когда придёшь пред лицо Божие, вспомни и не забудь, потому что и мы непрестанно
будем помнить тебя в своих молитвах.
Мир и покой вечный душе твоей в обителях Отца Небесного!».
С разрешения епархиального начальства тело Сарры было
погребено в левой стороне Покровского придельного храма под иконою Покрова
Пресвятой Богородицы, которой при жизни своей она любила осенять себя и сестёр
святой обители.
Общество попечения о раненных и больных воинах было учреждено в мае 1867 г., его главной целью
провозглашалось «содействие во время войны военной администрации в уходе за
раненными и больными воинами». Высочайшей покровительницей являлась императрица
Мария Александровна. Общество не получало государственных дотаций и
существовало исключительно на членские взносы и частные пожертвования. В мирное
время оно оказывало помощь инвалидам войны и людям, пострадавшим от разных
бедствий. Делами Общества ведало Главное управление, находившееся в Петербурге,
на местах – губернские управления, которым подчинялись комитеты Общества
уездных городов и крепостей. В 1879
г. переименовано в Российское общество Красного Креста
(РОКК).
|