Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 774

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 29.03.2024, 17:58
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » История населенных пунктов » Турковский район

История села Рязанка

Существуют самые различные версии о возникновении села. Конечно, они не совсем достоверны и нуждаются в дополнительных изысканиях исследователей, но представляют интерес как свидетельство исторического знания народа.

Образовалось наше село много лет назад, ещё в те времена, когда людьми распоряжались как своей собственностью. Первоначально наше село называлось Волжанка. В конце XIX века село переименовали, и оно стало называться Рязанкой. Сюда завезли крепостных из Рязанской губернии, выменяв их там (семь семей) на борзых собак. Подтверждением этой истории может служить, сохранившейся до сей поры «якающий» рязанский говор: «тялок», «мяшок». 

Помещицей в Рязанке была барыня Кожевникова Анисья Николаевна. Люди говорили, что она была барыня справедливая, на Рождество дарила подарки: «вынесет по узлу конфет, орехов, пряников да баранок – добрая была».

Про помещицу нашу старики рассказывали, что она не из дворянок, а из разбогатевших тамбовских мещан. Мирно жила помещица с общиной. Даже когда в революцию 1905 года, крестьяне, воспользовавшись тем, что она уехала в Тамбов, разорили её скотные дворы, разобрав коров по домам, растащили инвентарь и всякий мелкий скарб, барыня, вернувшись с отрядом казаков, выслушала одного блюдолиза – про всех рассказывал, подлец – поблагодарила крестьян за сохраненное добро, а доносчику приказала всыпать плетей, что и сделали приунывшие казаки.

Была у неё богатейшая библиотека – русские книги да иноземные, а вот в семнадцатом году увезли всё в сундуках крестьяне из соседней деревни и не сыскать теперь. Помещичий дом, деревянный с резными наличниками и трубами, украшенными цветами и кружевом из жести, простоял дольше всех из старых зданий, да и сломан-то без всякой нужды. А стоило бы оставить. Подправить, подкрасить и оставить. Оставить не для плакальщиков по тому укладу жизни, а как напоминание нам, что мы русские. Что могли строить надежно, что умели хозяйствовать, что могли беречь красоту, природу и т.д. что умеем беречь, примеры - вот они. Был у той помещицы купальный пруд, глубокий, чистый. Бельё полоскать не разрешалось, скот напоить не позволено было, уткам да гусям ход сюда был заказан. Беседка на берегу, мостики к середине пруда и клеверный луг – таким он был.»

Усадьба Анисьи Николаевны не сохранилась, но сохранился сад, где находилась усадьба.

На самой старой деревенской улице есть щербинка – бугорок, поросший полынью да канадской лебедой. Здесь когда-то был сельский клуб, а ещё раньше – земская школа, где учился, как и многие другие ребятишки Гуськов Василий Федорович. Учился он хорошо, а каждую весну приходил его отец к учительнице с поклоном: «Варвара Михайловна, отпусти, Бога ради, Ваську до экзаменов. Барыня Анисья Николаевна просит его телят пасти». Отпускали парнишку. Пас он телят босиком, по утренним заморозкам, спасая от холода ноги в дымящихся телячьих «лепёшках». А что делать?! Детей в семье пятеро, да и мачеха ждёт: отец всех не обует, не оденет – помогать надо. Были и свои прелести в жизни пастушка. Прибегали иной раз к нему внуки барыни, его ровесники. Прибегали менять хлеб пшеничный на ржаной, который дома им давали. Васька торговался, демонстрируя неохоту и невыгодность для этого обмена, барчуки просили и взвинчивали цены, а уговорив его, сделав дело, убегали в сад с бабушкиных глаз подальше, оставив удачливому «купцу» столько белых горбушек, сколько он и на Пасху не видывал.»

Село Рязанка расположено на правом берегу речки Волжанка (на некоторых картах р. Волжанчик), которая впадает в правый приток Хопра у д. С – Ивановка. До районного центра р.п. Турки 28 км.

Из старых топонимов выделяется название балки Калинин овраг. Происхождение названия легенда относит к началу 19 века. Содержание легенды таково: Помещик д. Беляевка по имени Калина Беляев, спасаясь от разбойников, вез в карете деньги и золото, направил свой экипаж через топкую балку, где и утонул вместе с тройкой лошадей и экипажем. Есть и другое толкование происхождения этого названия, более прозаическое: семья Калининых снимала (арендовала) эти места под сенокосы у рязанской помещицы Кожевниковой Анисьи Николаевны (конец 19 – начало 20 вв.).

В окрестностях села есть Кожевников пруд, имя которого как раз связано с той же помещицей.

Репин пруд назван по событиям гражданской войны – там был убит комсомольский вожак Сергеевской коммуны Дмитрий Репин.

Пруд Поганка (запружен в конце 19 века) получил своё имя оттого, что до него здесь был скотомогильник – Поганая лощина. Другое объяснение: здесь часто видели русалок, чертей, водяного и другую «погань».

Ещё одна история связана с прудом помещицы Кожевниковой. «В коллективизацию страшной активисткой была некая Прасковья Евсикова. Страшной ещё потому, что оговаривала людей, писала доносы и никого не щадила. Был у неё брат Савелий – совсем другой человек, уважаемый односельчанами. Когда пришла пора раскулачивания, крепкие мужики, кулаки то есть, собрали столовое серебро, украшения своих баб, золотые червонцы, сложили все в ящик и принесли на хранение до лучших времен. И как ей черт помог, но узнала Дых-Параха (так её звали за торопливую, сбивчивую речь), донесла. Кто-то из сельского Совета шепнул Савелию о поджидающей его беде. Ночью он с сыном взял ящик, да и утопил его в самом глубоком месте. Утром «черный ворон» прикатил, забрали мужика. И только в 1956 году Ольга Ивановна, его жена, получила от властей реабилитационное письмо. Умер он в лагерях. Приезжал сын из Куйбышева, пытался достать тот злополучный клад, да где там! – затянуло, заилило на несколько метров».

Наиболее распространённые фамилии села Гуськовы и Лавреновы.

Местные названия растений, животных, рыб, птиц: тыква - тебека; коростель – дергач; вьюн – тракторист; чибис – пивик; дрофа – дудак; боярышник – полубарыня; ласточка – касатка.

При МТС, в пятидесятых, да и потом, до начала семидесятых планировка сада ещё несла задумку того безвестного садовника, кому доверено было господами озеленить новую усадьбу. С головой видно был мужик. Березовая аллея, вязовая аллея, аллея серебристых тополей, сосны. И не вразброс, не как рука возьмёт, а с хорошо просматриваемой целесообразностью, с учетом этической, биологической и практической необходимости. Порядок везде, парковые скамейки, две волейбольные площадки. Сад обкашивался, освобождался от сушняка, мусора и опавших листьев. Это было любимым местом народных гуляний, приют влюблённых, полигон ребячьих игр, прибежище души, если душа требовала покоя и уравновешенности. На колокольчиковых лужайках земляники столько было – вся деревня варенье варила. А вишня, смородина, малина, рябина, барбарис и ежевика, шиповник и черемуха …

Под натиском человека первыми пали сосны, исчезли скамейки, не найти теперь вяза, отсеребрились тополя, на лужайках, которые ещё не заросли чертополохом, пасутся телята и лошади. Довершает дело убийство сада колония грачей, переселившаяся лет пятнадцать назад из студеновской березовой рощи, которую успели сжечь своими ядовитыми фикалиями.

Упоминания о селах Беляевка, Сухой Мелик (Хмелинка), Курносовка (Сергеевка) относятся к 18 веку, о сёлах Мокровка и Волжанка (Рязанка) – к 19 веку.

Переселяясь сюда из разных уголков России, люди сохранили традиционные ремесла – плотницкое, столярное, сапожное, шорницкое, кузнечное …

Женщины ткали изо льна, конопли холсты: в качестве красителей использовали зверобой, дрок красильный, зимой пряли, вязали платки, носки, варежки, кружева, вышивали.

Распространены были ткачество половиков и вязание из полос ткани, лоскутное шитье, одежду шить умели немногие. Изделия из меха стали шить во второй половине 20 века.

В настоящее время традиционные ремесла, виды рукоделья не исчезли, получили дальнейшее развитие благодаря местным «золотым рукам».

Когда на Тамбовщине антоновцы завозились, наши места им не заказаны были – всего-то полтора десятка километров. Налетели однажды. В Совете был один писарь. За чуб его и во двор волокут. Набежал народ, жена беременная с ребятишками ни жива, ни мертва стоит. 
Подтащили «краснопузого» к большому камню, разложили на нем, и шашкой… Не по- человечески взвыла баба, упала и разрешилась до срока.

На взгорке, который залит теперь водой нового большого пруда, красные порубили вернувшихся по домам белых, а у куста кроваво-красного боярышника, что у моста через тот же пруд, белые казнили баб из соседней Мокровки за то, что их мужья у красных служат.

Служил в Красной армии Пискунов Поликарп Степанович, а брат его на противной стороне служил. Убил Поликарп брата и онемел, после прошла немота, но и до самой смерти так и заикался – слова не дождешься.

Легенда: Перед войной ездили деревенские мужики за хомутами и другой упряжью в какое-то скорнятское село в Липецкой области, заночевали на снятой квартире. Вечером выпивают да в картишки поигрывают. На печи старушка - божий одуванчик, лежит, разговоры слушает, а потом спрашивает: « Так вы из Рязанки?». Подтвердили мужики: «Из Рязанки, а ты откуда про нее знаешь?» А она опять с вопросом: «А что сохранился ли у вас под садом большой камень?».

-«А куда он денется? Его и десять тракторов с места не сдвинут».

- «Собирались мы на нем, вволю погуляли! ».

Мужики сразу решили, что ведьма она со стажем. Шапку – в охапку, и среди ночи в дорогу домой тронулись. Когда построили плотину, затопило тот камень плоский и большой, в десяток, а то и больше квадратных метров.

А старушка- та может быть просто из наших мест, вот и вспомнила молодость. В том районе как раз и качели, говорят, были построены - место гуляний молодежи».

В развитии села много сил вложили помещики: немец Кох А.А. и Кожевникова А.Н.;

председатели колхоза: Трефильев А. И., Федоров Н. А., Трофимов А.Н., Пысин В. П., Кормилицын В.И., Филиппов А.А.

директора МТС: Васин И. Х., Войтович С.Я.;

директора школы: Тихомиров И. Е., Симонов И.П., 
Дронов Н.И., Пискарев В.А., Якунин С.С., Щелыкалов Т.В., 
Орлов Н.А., Алексашин Л.И., Кондратьев Н.П., Шевцова Г.В., Федотов С.А., Трофимова М.Н.;

председатели с/с: Гуськов В.А., Григорьев Ф.Г., Иванов И. А., Иванов А.А., Николаев Н.Т..

В пределах Рязанского сельского округа в полях до десятка древних курганов, часть из них распахана. В разные годы из них выпахивались прямые русские мечи, из чего можно заключить, что по времени они относятся к XII-XIV векам, а может быть, древние росичи пользовались для захоронения своих воинов старыми могильниками скифов, сарматов, половцев и т.д.

Стоит в селе памятник. Солдат склонил голову к огню и урнам с землей Сталинграда и других священных мест Великой Отечественной. В одной руке – каска, в другой ППШ (пистолет-пулемет Шпагина). Позади него стоит стена и на ней 270 фамилий воинов-земляков, не вернувшихся с полей войны.

Ветераны. Сколько уж о них написано, сколько рассказано! А они уходят и уходят. Вернулось их больше 200 человек по нашему сельсовету, а сейчас осталось очень мало бывших фронтовиков. Приятно общаться с ними. Нравится их наивность, рассуждение о войне, будто они все операции вместе с Жуковым и Москаленко, Ватутиным и Коневым, Рокоссовским и Шапошниковым планировали и разрабатывали, забывая, что ушли на фронт полуграмотными и полуголодными, что солдатская форма – первая добротная одежда, которую они износили да и расстались – то с ней чуть ли не десяток лет спустя.

Война прочно впаялась в мозг, душу и тело фронтовиков. И все они носят в себе этот немыслимый сплав.
Участники Великой Отечественной войны:
Губарев Александр Тимофеевич (рядовой, 18.05.1922г, с. Беляевка),
Куприянов Петр Васильевич (рядовой, 15.09.1925г, с. Рязанка),
Курочкин Виталий Степанович (сержант, 20.12.1925г, с. Рязанка),
Сергеев Николай Семенович (рядовой, 5.02.1925г. с. Беляевка), Самсонов Виктор Иванович (29.08.1925г.с. Ромашовка), Борисов Виктор Герасимович (25.04.1926г. с. Ивлиевка) [5] (Приложение 6)

Каждый год гостит у нас в селе тюменский художник Василий Дмитриевич Круцкевич. От зари до зари пропадает он с этюдником в полях, балках, на прудах – а их у нас в округе до трех десятков – и все пишет, пишет, пишет. Родился он на Украине, живет в Тюмени, бывал в Крыму и на Памире, а вот влюбился в наши места. Степные наши пейзажи на его полотнах разъезжались по всему свету: в Японию, Германию, в США и еще бог весть куда.

Навещает наши места еще один художник, Саушкин Павел Кузьмич. Этот наш, деревенский. Когда заканчивал художественное училище после войны, дипломную работу делал, картину писал «Мое родное село». Ну и изобразил как есть: покосившиеся избы, соломенные, истерзанные воробьями крыши, ветхие хлева и плетневые изгороди. Забраковали, рекомендовали переделать. Переделал. Рай нарисовал. А сейчас, приезжая из далекого Севастополя, сознается, что его фантазия не дотягивала до нынешней реальности».

Часть картин эти художники передали в дар в нашу школьную картинную галерею. Всего в картинной галерее 50 картин, из них 38 Саушкина П.К. и 12 Круцкевича В.Д., которые являются членами Союза художников России.

Разрослась Рязанка, обновилась. Мужики с войны вернулись, о жизни стали думать. Колхоз стал помогать, особенно, когда 57 году МТС расформировали и своя техника появилась. Зерно, деньги стали получать, дома начали строить, да не под соломой, а под жестью и шифером.

Сады стали растить, а то ведь, кроме барского сада, ни одного плодового дерева не было. В 60-х электричество провели, фонари улицы освещают.

Школа двухэтажная, дом культуры, больница. Сейчас в селе где–то около двухсот пятидесяти домов насчитывается. Семь улиц новых выросло.

Только стареет Рязанка, людьми стареет. Выросла во многом за счет того, что когда-то умные головы придумали «перспективные деревни». Их, деревень – то, девять было в колхозе осталось четыре. Разбежались: кто на центральную усадьбу, кто в райцентр, а кто и по городам всей страны. Уезжала молодежь. Люди солидных возрастов, руководствуясь мудростью: «Старое дерево не пересаживают» - оседали в нашем селе.

Колхоз «По ленинскому пути» реорганизовали в товарищество «Рассвет» в марте 1992 года. В марте 1998 года реорганизовали в с/х артель «Рязанка». В марте 2000 года реорганизовано в две организации – ООО «Дмитриевское» и ООО «Рязанка».

ООО «Дмитривское» образовано 17 ноября 2000 года. Генеральный директор Курочкин Н.В.

С 1.04.2006 – 1.04.2009 года полномочия возложены на Лешкова Н.А., с 02.04.2009 года – Иванов А.П.

Земля – 3800 га Рязанка
573 га Студенка

Всего: 4373 га.

Численность – 90 рабочих.

В 1998 году село газифицировали.

По данным переписи населения 2002 года в селе проживает 443 человека.

В настоящее время в Рязанском округе проживает 958 человек.

В 2002 году был построен новый мост через реку Волжанка.

В 2006 году на некоторых улицах был проведен водопровод.

В 2008 году был открыт Рязанский пост МЧС России.

Категория: Турковский район | Добавил: Алексей_Булгаков (16.10.2014)
Просмотров: 2406 | Теги: Турковский район, история, Рязанка, село | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...