Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 776

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 19.04.2024, 02:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » История населенных пунктов » Самойловский район

Мысли и наблюдения Самойловского жителя (статья из "Балашовская газета" №1 от 06.01.1907 г.)

Самойловское население представляет собой два резко очерченных лагеря, враждебно настроенных друг против друга. Старшие не чувствуют нужды ни в каких нововведениях и боятся страшно за «старую веру». Под «старой верой» они смутно представляют все, что обязывает к хождению в церковь, соблюдению постов и точному исполнению других обрядов церковных. «По старой вере люди жили в страхе Божием, боялись и слушались старших, а нет, так и палка походит по спине и ослушники смиряются, а теперь что?» беспомощно разводят они руками. Они видят, что старый семейный строй рухнул.

Молодежь рвется на волю, стремясь создать новые условия жизни. Палка, как средство подчинения, оказывается совершенно не пригодной для устроения новой жизнн. Но как жить, без палки, когда целыми веками всеми народными опекунами палка признавалась единственным средством способным внушить страх Божий и повиновение к старшим? В уничтожении этого воспитательного средства они видят причину всего зла настоящей жизни. Разумеется виновато начальство, допустившее всякие поблажки, виноваты школы, где учат будто-бы Бога не бояться, не чтить старших. «Как школы учат Бога не бояться, когда там занимается «батюшка»? Разве он может учить Бога не бояться?» подсмеивается молодежь. «Вот палок бы вам, проклятые политики», говорят сбитые с толку неожиданной постановкой вопроса, неповоротливые в суждениях старики, «вы не посмели бы спорить со старшими». Дальше такого довода их мышление не способно идти, так как кора невежества насела толстым слоем и отучила их от понимания общественных явлений. Начальническая опека, многие годы висевшая над крестьянской жизнью, сделала свое дело: она заморозила мысль, сделала ее неспособной находить выход из трудных положений и во всем полагаться на начальство. Нельзя однако думать, что опека эта сослужила службу начальству и подняла его значение в глазах крестьянства. Нет, приученные во всем полагаться на начальство, они и все свои невзгоды ставят в счет этому начальству, так как оно обязано обо всем думать. Неурожай посетил местность вследствие неразумного пользования земельными средствами-виновато начальство, скот падет от неразумного ухода за ним - виновато начальство и пр.

 Таким образом опека, имевшая целью держать в подчинении массы, вместе с обеднением деревни сеяло недовольство на начальство, переходившее в озлобление, скрывавшееся в тайниках народных дум до поры до времени и прорвавшееся так дико прошлый год. Самойловка не запятнала себя погромными делами, благодаря тому, что просветительные учреждения уже более четверти века, не смотря на все препоны, усиленно работали над созданием таких людей, которым претят всякого рода насилия, откуда бы они не исходили. Работа эта не пропала даром. Не смотря на усилия гасителей света, Самойловка имеет уже довольно внушительное количество сознательных крестьян. Эти крестьяне не имеют уже склонности общественные настроения, упадок хозяйства ставить целиком в вину начальству. Они прекрасно понимают, в чем виновато начальство, и в чем крестьянская масса, ее неподвижность, ее темнота и невежество. Работая усиленно над собственным саморазвитием, они стараюгся поднять самосознание в темной массе. Правда они встречают здесь страшное недоверие, даже враждебное отношение к себе, но у нас есть основание думать, что мало по малу недоверие это тает, враждебность перешла острый характер. Пережитый год внес много света и в темную массу, дав ей понять, что "политика" не всегда не права. Разгон Думы многими стал объясняться нежеланием начальства дать облегчение крестьянской жизни. Не умея разобраться в совершающихся событиях, они по просту, по своему, объясняют явления. Не выдают продовольствия - это, де, потому, что царь дал министру денег, чтобы он купил для мужика хлеба, а министр их - приятелю на торговлю. Приятель торгует, а мужик голодает. Царь, узнав про это, велел судить министра, и вот когда его рассудят, тогда и продовольствие будут выдавать."Всего продовольствия, однако, не дадут, а только на детей, так как министр с приятелем много царских денег ухлопали на свое дело". Разумеется так рассуждает самая темная масса. Она составляет уже незначительную часть населения: большинство и неграмотных осведомлено лучше о положении вещей. Эта осведомленность-то и указывает, что сознательные крестьяне начинают рассеивать недоверие к себе.

 Впрочем мы имеем далее веское доказательство зарождающегося общественного доверия. У нас вершителем общественных дел был избран прошлый год лавочник черносотенник. Выбор его совершился под впечатлением выступления хулиганской шайки Самойловских отбросов. Пущенная им в ход палка для усмерения хулиганов выдвинула его сразу в глазах людей признающих палку единственным средством поддержания порядка. На сходе, собранном для избрания старосты, его имя сразу выдвинулось и он подавляющим большинством был избран общественным хозяином. Напрасно сознательные указывали, что для управления общественными делами мало уметь владеть палкой, что прошлое этого человека, мало дает уверенности, что он умело и честно будет нести эту ответственную должность. И слышать ничего не хотели. «Политике» пригрозили палками и заставили ее замолчать, Не прошло и года, как обществу пришлось разочароваться и разжаловать своего кумира, а сознательных крестьян, тех самых, кои предупреждали общество от неразумного выбора прошлый год, пришлось призвать для проверки деяний своего избранника. Эти деяния, говорят, очень нуждаются в освещении, так как имеют много темных пятен. Поживем увидим. Темным делом этого развенчанного кумира было отношение к школам. Школы имели в нем явного врага. Третья школа особенно пострадала от выступления этого гасителя света. Но он подготовлял поход и на другие школы. И кто знает, может быть, под впечатлением постоянной пустоты общественной массы ему бы и удалось нанести значительный вред школе. Общество по своей темноте еще не может уяснить себе настоящого значения школы и, играя на сокращение общественных расходов, можно было нанести чувствительную рану делу народного образования.
    Нельзя не отметить, одного печального явления в жизни сознательного Самойловского элемента. До настоящего года этот элемент представлял собою тесно сплоченную группу, с ясно намеченной определенной целью: поднять самосознание в слободе Самойловке. Блогодаря единодушию, сплоченности, деятельность ее имела успех; но с некоторого времени в группе замечается странное явление: начинается толчение в ступе воды.

В Самойловке появились новые умственные силы. Нужно-бы думать, что с появлением новых сил, работа пойдет быстро и будет продуктивнее. А вышло наоборот. Новые лица затеяли борьбу из-за преобладания. В эту борьбу втянули и местную сознательную группу, образовалось два враждебных лагеря, которые и занимаются только улавливанием лиц в свой лагерь. Господа, опомнитесь! В тяжелое, переживаемое родиной время, может ли быть место розни, вражде, можно ли заниматся удовлетворением личных честолюбий?! Как не понять людям интелигентным, что это ужаснейшее преступление. Преступление это усугубляется еще более когда знаешь, что до этого было полное единение, что рознь внесена извне, и внесена людьми,от которых нужно бы ждать большого понимания настоящого момента. 

Житель.

Категория: Самойловский район | Добавил: Алексей_Булгаков (06.08.2015)
Просмотров: 991 | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...