Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 774

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 28.03.2024, 16:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » История населенных пунктов » Балашовский район

Жизнь крестьян с. Пады до реформы 1861 г.

Издревле повелось разбивать селения на берегах рек и озёр. Вековые привычки и традиции настолько закрепились в сознании людей, что по-другому и быть не может. Хотя, с другой стороны, это ведь очень удобно. Таким же было и село Пады в Балашовском Уезде Саратовской губернии. 
  Обычно крестьянский двор представлял собой четырёхугольник, обнесённый со всех сторон высоким забором. В углу передней стороны изба на улицу с фронтоном. Рядом с избою ворота, иногда с калиткою. С боку или сзади крыльцо с сенями или клетью. Окна смотрят тоже на улицу. Так строят более в торговых селениях. 
  На заднем дворе размещаются погребицы, хлевы, иногда сараи для разной поклажи. 
  Все строения села деревянные, бревенчатые или брусовые. От 7 до 12 квадратных аршин. Горницы, клети разных размеров из мелкого кругляка без печи и полу. Сараи и дворовые заборы из горбылей досок или плетнёвые. Все крыши соломенные [1]. 
У некоторых есть ещё уцелевшие старинные избы из огромного толстого дубового леса. До реформы зажиточные крестьяне для изб покупают в Саратове сословные брусья. Бедные строят из мелкого домашнего леса: ольхи, дуба и ветлы. Цена дома с сенями и клетью составляет 50-60 рублей [2].
  Цена рассчитана исходя из цен материала и зарплаты рабочих. Стоимость одного соснового бревна в зависимости от его длины составляла от 4 до 20 рублей серебром. Пуд пакли – рубль. Гвозди 6-ти дюймовые 1 пуд – 6 рублей. Работа плотника стоила 60 копеек в день. Столяра – 20 копеек. Кровельщика – 80 копеек. Чёрнорабочий – 40 копеек в день [3].
  Внутренний интерьер изб одинаков. Посередине капитальной стены из сеней входная дверь. Слева около этой стены, лавка в виде ларя называемая – коником. От неё во весь левый бок избы тянется красная лавка. Между ними в углу, называемом переднем, - наличка, в виде треугольного шкафчика, без дверец, где стоят иконы, напротив них стол. Печь всегда в диагонально-противоположном углу с передним, обращенным лицом к двери. По стене от печи к красной лавке намощен закут. Это тоже лавка, только широкая, является кроватью и ступенькой на печь. 
  От лица печки на правой стороне избы узкая лавка, называемая судною для разной посуды, употребляемой при стряпне. 
  Над красной лавкой может быть два или три окна. Над судною тоже окно, только маленькое, называемое "волоковым". 
  Печи сбивают или просто из глины без фундамента, или кладут из сырцового кирпича. Не более чем в 1/5 домах есть трубы, остальные топят по-чёрному. Для топки преимущественно употребляется солома, которую заботливые хозяйки вьют жгутами, другие же просто набивают в печь. Некоторые жители запасают кизяк. Торфа для топлива не используют. Дровами топят только для праздничной стряпни или свадьбы.
  Освещает избы лучина, либо трава - бастыльник (кулина). Иногда зажигают ночник из сала или жира. Свечей же в постоянном употреблении нет. 
  Из хозяйственных и домашних принадлежностей считаются необходимыми: телега, фура для перевозки снопов, сани, конская сбруя, земледельческие орудия, топор, стряпная посуда и разные мелочи, которые можно оценить в 30-35 рублей серебром[4] .
  Одежда мужчины однообразна. Длинная рубаха и портки грубого льна или посконного холста. Зимой – малахай с наушниками, нагольный полушубок и тулуп из овчин. Полушубок подпоясывается кушаком, тулуп надевается поверх него на распашку, а сверху портков суконные штаны. Обувь - суконные онучи и лапти. На руках голицы с варьгами. Летом шляпа обыкновенная, коротайка и длинный халат из домашнего серого или бурого сукна, онучи посконные и лапти. У более богатых валенки – зимою и летом сапоги. 
  Одежда женщин также однообразна. Длинная рубаха льняного или посконного холста с рукавами, вытканными красной бумагой. На голове высокие кички с рожками наверху. Многие просто подвязывают волосы. Девушки покрывают голову платком, завязывая его сзади. Косу выпускают наружу и украшают её лентой или бисерной кистью.
  Все и женщины, и девушки носят сарафаны из синего холста, обшитые спереди и по подолу ситцевой каймой. Подпоясывается сарафан длинным поясом с большими кистями. Запан из ситца изредка вместо сарафана. На женщинах понёвы, а старухи вообще заменяют его сукманом.
  К верхнему платью летом относится: короткий зипун из домашнего сукна (иногда синего). Зимой – шуба овчинная. Обувь тоже онучи и лапти. У более богатых валенки или коты, называемые ещё чевчуры. 
  Купить зимнюю одежду мужика можно за 14 рублей серебром. Летнюю за 7 рублей серебром. Купить всю женскую одежду можно за 13 рублей серебром[5].
  Несмотря на край, обильный хлебом и благоприятный для разведения скота, жители имеют очень незавидный стол. Щи, по большей части пустые и безвкусные. Каша пшённая с молоком или квасом. Коровье масло берегут на продажу, подсолнечное вообще не покупают. Квас – это кислая мутная вода, варить его здесь не умеют [6]. 
  Летом едят огурцы, арбузы. Лук с хлебом и квасом. На зиму огурцы и арбузы солят, некоторые запасают понемногу картофель.
  Домашнюю птицу и яйца употребляют только в праздники, в основном берегут на продажу. Собираясь летом на поля, иногда на неделю и более крестьяне берут хлеб, пшено и котёл. Из немытого пшена варят жидкую кашицу, сливают воду и едят её как суп, потом саму кашу. Такой же стол сопровождает мужика в дороге. Часто проехав более 200 вёрст, ни разу не остановиться на постоялом дворе. 
  Воскресает патриархальное хлебосольство русского только на свадьбе. Хлеба ржаного, хлеба пшеничного, блинов и пирогов с пшеничною начинкой нарезано напротив каждого гостя горой. Стол покрыт большой скатертью. Затем подают студень с квасом и хреном, щи покрытые жиром, варёная говядина или свинина, лапша мясная и молочная. Потом три жаренных: гусь, поросёнок и говядина. За ними каша пшеничная и сдобный пирог с курицей. Перед каждым кушаньем хозяин обносит гостей вином, сначала из большой кружки, потом из маленькой. Хозяйка угощает всех домашней брагой. 
  Конечно, исправность и зажиточность крестьян бывает изменчива. Капитал у зажиточных, богатых крестьян составляет от 300 до 1500 рублей серебром. Вследствие неурожаев или несчастных случаев классы крестьян резко меняются, и исправные крестьяне становятся бедными. Труд и терпение - важные добродетели крестьянина – ими оценивается крепость сил и богатства. 
  В целом жизнь и быт крепостных и удельных крестьян мало чем отличался. А вот в хозяйственном быту у каждого класса крестьян есть серьёзные отличия. 
  В Балашовском Уезде существует 3 способа пользования землёй. Это крепостное владение, несколько летняя аренда и кратковременный съём. К крепостному владению землёй относятся все государственные удельные и помещичьи крестьяне, работающие на хозяев, владеющих землёй в вечном пользовании. Несколько летней арендой пользуются малоземельные помещики, дворяне и чиновники, не имеющие своей поземельной собственности, а также зажиточные крестьяне. Кратковременный съём земли относится к мещанам и крестьянам. 
  Цены населённых имений, продаваемых в вечное владение не за десятину, определяется от 120 до 200 рублей серебром за душу. Ненаселенная земля в среднем стоила 14-18 рублей серебром. В аренду сдают землю, исходя из срока аренды, величины участка, качества земли и др. и составляет в среднем от 1,5 до 3 рублей серебром за десятину в год (разумеется, земля не заселенная). Цена кратковременного съёма составляет для пашни от 5 до 7 в год, для покоса от 1 до 3 в лето, для гуртов от 20 копеек до 1 рублей серебром[7] . 
  Земельное владение у крестьян было общинное. Внутренние дела решались мирским сходом. Со вступлением в управление Беляева на общественный приговор были возложены решения по проступкам и преступлениям крестьян, не выходившим за пределы владельческой юрисдикции [8]. 
  Управление в селе было предоставлено так называемому сходу. Старосты были выборными. Они заведовали сбором податей, являлись блюстителями порядка и безопасности, смотрителями общественных хлебных магазинов. Также они ведали пожарным инвентарём. От старост требовалось, чтобы у каждого дома стояла сороковая бочка, всегда наполненная водой. Следили за мирской запашкой и господскими работами. Были хранителями мирской кассы. Кроме своих внутренних, сельских обязанностей, староста выполнял предписания конторы – оповещал крестьян о выходе на работу, когда наступало время уборки села или хлебов. 
  Для рекрутских наборов списки составлялись конторой, с распределением очередей по решению общества и силам семейств. 
  Александр Петрович Беляев следил за положением и благосостоянием крестьян. Ежегодно делались подворные описи, в которых указывалось всё количество скота, лошадей, овец, строений, всё имущество крестьянина. Из описей было видно какое хозяйство усилилось, а какое упало. Упавшему хозяйству всегда на помощь приходила контора, т.к. имела мирскую кассу.
  К концу 50 – х годов в имении и непосредственно в самом селе Пады возобладали не только человеческие, но даже капиталистические отношения. Практически все работы в имении велись наймом и оплачивались конторой. Хотя и не удается подсчитать капитал крестьян, все равно видно, что последние жили достаточно зажиточно. Каждый двор имел лошадь и все необходимое. Также еще не было выявлено документов, свидетельствующих о побеге крестьян, а наоборот, встречаются целые дела о беглых, нашедших свой приют в имениях Нарышкиных.
  О человеческих отношениях между господами и падовскими крепостными рассказывают документы Балашовского архива. В ноябре 1850 года крестьянами помещика Нарышкина был украден шалаш с бахчей мещанина Григорьева. В связи с чем последний обратился с прошением в Удельный приказ. Документ свидетельствует о разговоре Льва Кирилловича Нарышкина с Григорьевым, после чего 23 ноября 1850 года мещанин отзывает прошение [9]. Учитывая характер Льва Кирилловича, можно предположить, что крестьяне не были строго наказаны. Был и еще случай, описанный Беляевым в своих воспоминаниях. Одному из крестьян всунули фальшивую 50 рублевую купюру, с чем он пришел к Льву Кирилловичу, который велел выдать сумму из средств конторы, фальшивку сжег, поругав крестьянина за невнимательность.

1. БФГАСО ф. 1ИА оп 1 д. 852
2. БКМ № А. Никольский, Хозяйственное описание Балашовского уезда. 1855год.
3. БФГАСО ф.1ИА оп. 1 д. 896 лл. 1-4
4. БКМ № А. Никольский, Хозяйственное описание Балашовского уезда. 1855год.
5. БФГАСО ф. 1ИА оп.1 д. 102
6. БКМ № А. Никольский, Хозяйственное описание Балашовского уезда. 1855год.
7. БКМ № А. Никольский, Хозяйственное описание Балашовского уезда. 1855год.
8. "Русская Старина" 1886год СПб, Воспоминания А. П. Беляева "О пережитом и перечувствованом"
9. БФГАСО ф. 1ИА оп. 1 д. 816 лл. 3-7

Категория: Балашовский район | Добавил: Алексей_Булгаков (31.10.2014)
Просмотров: 1285 | Теги: история, Пады, краеведение, село | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...