В положении о губернских и уездных земских учреждениях указывалось, что «К предметам ведомства земских учреждений... принадлежат попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведывании содержимыми на счет земства школами и другими учебными заведениями». Необходимо подчеркнуть, что проблема народного образования стояла к середине 60-х годов XIX столетия чрезвычайно остро. Известный исследователь истории отечественного народного образования В.И. Чарнолуский указывает, что в 1856 году одно народное училище в России приходилось на восемь тысяч жителей, а один учащийся - на 142 жителя. По Саратовской губернии одно народное училище приходилось на 10367 жителей, а один учащийся - на 353 жителя. На одну школу приходилось 1770 детей, один ученик на 34 мальчика школьного возраста и одна ученица - на 267 девочек школьного возраста.
Крепостной А.Никольский, автор интересного и глубокого «Хозяйственного описания Балашовского уезда», знавший о положении в деревне не понаслышке, в 1855 году заявлял: «Обращаясь же к классу крестьян, можно сказать, что из 1000 душ грамотных сыщется не более 5, так как есть много селений, в которых не найдется ни одного человека, знающего грамоту».
Выше сказанное дает основание говорить о том, что система народного образования Саратовской губернии второй половины XIX века получила, по словам П.Г. Любомирова, «очень малое по количеству и действенности наследие».
Однако и земства далеко не сразу занялись сельскими школами. Как выразился земский деятель, балашовский врач В.Д. Ченыкаев, для земств «медицина выступает как бы в роли любимого детища, а школа - нелюбимой падчерицей».
В исторической литературе уже неоднократно отмечались следующие причины подобного явления. Во-первых, сословный состав земства существенно отдалил земские учреждения от массы крестьян, что тормозило их практическую деятельность. В этой связи весьма справедливо замечание одного из активных деятелей Балашовского уезда Н. Ракитникова: «Земство на первых порах было почти столь же чуждо массе крестьянского населения, как и чиновники; и ему еще предстояло впереди трудная и долгая задача сближения с народом, ознакомления его со своей деятельностью, завоевания его доверия и поддержки». Во-вторых, деятельность земских органов самоуправления была ограничена разного рода запретительными инструкциями.
Однако уже в первые годы функционирования Балашовским земством делались определенные шаги по пути развития народного образования. Начиная с 1866 года и по 1872 год, Балашовское земство ежегодно выделяет на нужды образования 3000 руб. При этом основными направлениями расходования были прибавки к жалованию наиболее квалифицированным учителям, ремонт школьных зданий, приобретение учебников, пособий, писчебумажных принадлежностей.
Кроме того, на земскую управу возлагалась ответственность за состояние школы, качество преподавания, за организацию систематических занятий. Уже первые проверки, проводимые управой, показали: «Во многих (т.е. школах - В.К) встречается большой недостаток в учебных пособиях, как для первоначального чтения и письма, так и для обучения катехизису, св. истории и арифметике. Должности учителей в некоторых училищах исправляются малограмотными лицами... Со стороны волостных и сельских начальств не имеется никакого наблюдения затем, чтобы ученики как следует посещали училище и заявления учителей о нехождении учеников без уважительных причин оставляются без всякого внимания».
Земские деятели в своем большинстве полагали, что основную часть расходов по содержанию школ взяли на себя крестьянские общины. Это тормозили развитие школьного дела. Так, в ноябре 1867 года по инициативе священника А. Воронцова крестьяне с. Ивановки - 1-й на сельском сходе приняли решение построить за свой счет школьное здание. С этой целью ежегодно собиралось 5 коп. с души. Строительство было закончено лишь к июлю 1880 года. В целях экономии крестьяне отказывались оплачивать труд квалифицированных педагогов и предпочитали пользоваться услугами местных грамотеев. Вот, например, в феврале 1868 года волостное правление с. Ольшанки, ходатайствуя под давлением училищного совета при уездной земской управе об открытии школы, просило «допустить до обучения... нанятого нами села Ольшанка бессрочно отставного фейерверкера Никифора Савельева Белынского, каковому и определено жалование в год 60 рублей серебром на своем всем содержании».
Столкновение с подобными настроениями и реальными возможностями крестьян побудили местных земцев постепенно пересмотреть представления о роли земства в народном образовании. Уже в 1873 году земская управа направила в качестве стипендиатов Балашовского уездного земства 8 человек. Необходимо подчеркнуть, что основная масса учителей сельских школ на рубеже 60-х-70-х годов XIX столетия была выходцами из духовной среды. Так, в 1874 году из 39 сельских педагогов 30 были детьми духовенства.
Перелом в деятельности Балашовского земства в сфере народного образования начинается с середины 70-х годов XIX века. Во-первых, значительно выросли расходы Балашовского земства на народное образование. В 1872-73 учебном году они составили 5600 руб., в 1874-75 - 10250 руб., а в 1876-77 - 18586 руб. Во-вторых, выросло число школ и количество учащихся. В 1872-73 учебном году в уезде существовало 40 сельских школ, а в 1876-77 уч. году уже 54. В 1872-73 уч. году в них занималось 2411 мальчиков и 257 девочек, а в 1876-77 уч. году - 3461 мальчик и 382 девочки.
Однако первые успехи еще не означали решения всех проблем. Выделяемых земским собранием средств продолжало не хватать. В 1874 году были открыты народные училища в селах Аркадак, Боцманово, Баклуши. На их содержание крестьяне доплачивали: в Аркадаке - 80 руб. в год, в Боцманове - 25 руб., в Баклушах - 40 руб. в год. Неудовлетворительным оставалось обеспечение школ учебниками и литературой для чтения. В 1875 году в Аркадакском училище в фундаментальной библиотеке (предназначенной для чтения школьниками и крестьянами) имелось 15 экземпляров книг (14 названий) на сумму 8 руб., а в ученической - 43 экземпляра (6 названий) на сумму 10 рублей. Неудовлетворительными были также и школьные здания. В 1874 году инспектор народных училищ по Балашовскому уезду констатировал, что «из сельских училищ только 15 (помещений - В.К.) можно считать удобными, ... остальные по своей тесноте для училищ совсем не пригодны. В классной мебели в большей части училищ тоже недостаток» .
Изучение опыта деятельности Балашовского уездного земства во второй половине 60-х - первой половине 70-х годов XIX в. свидетельствует, что земства занялись решением проблемы народного образования с первых лет своего существования. Однако их начинания носили отрывочный характер, осуществлялись очень медленно и мало соответствовали реальным народным потребностям.
|