Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 776

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 20.04.2024, 14:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Город Балашов » Учебные заведения города

На пути к высшему образованию.

В 1917 году в России бразды правления государством попали в руки большевиков, которые стремились перекроить ранее существующий уклад жизни всего народа. Фундаментальные модернизации внутри страны не прошли мимо сферы образования в целом, и небольшой уездный город Балашов Саратовской губернии не являлся исключением в этом плане.

До событий октября 1917 года в Балашове действовало 11 начальных училищ и 2 гимназии. После введения декрета ВЦИК от 16 октября 1918 г. «Об Единой Трудовой Школе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» в г. Балашове действовали 19 школ I ступени и 9 школ II ступени [1]. Тем не менее, согласно положениям данного декрета устанавливались четкие возрастные границы обучающихся [2], оставляя тем самым подавляющую часть жителей города и уезда абсолютно безграмотной. В данных обстоятельствах советская власть остро нуждалась в организации, способной сыграть существенную роль в обеспечении профессиональной подготовки специалистов и распространении большевистской идеологии среди взрослых и молодёжи [3].

В связи с таким положением дел, при содействии губернских отделов ОНУ, по всей стране возникают уездные и волостные Общества крестьянских народных университетов, призванные предоставлять возможность всем желающим получить действительно высшее общее законченное образование по всем отраслям. Занятия в народных университетах должны были быть приурочены почти исключительно к зимнему сезону от октября до апреля, когда крестьянское население свободно от земледельческих работ [4, Л.11а-12]. Еще 16 марта 1918 года из Правления общества НУ Саратовской губернии в Балашовский Исполнительный комитет приходит сообщение, что в городе имеется отделение крестьянских народных университетов, нофункционирование Балашовского отдела ОНУ продолжало находиться под вопросом. Проблема его существования решалась на Губернском Совете Народного Образования, о чём свидетельствует телеграмма от 26 марта 1918 года в исполнительный комитет Балашовского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которой излагается просьба поддержать в рамках существующего законодательства деятельность университета [4, Л.4].

Отдельного здания для реализации своей деятельности отдел не имел, и для этих целей использовались помещения, зачастую не предназначенные для ведения образовательного процесса (воинские бараки, госпитальные постройки и пр.). Еще хуже дело обстояло с материальным обеспечением [4, Л.3].Поскольку основные расходы народных университетов были связаны с необходимостью оплаты аренды помещений для чтения лекций, которые к тому же ещё необходимо было найти, оплата педработников была символической [5]. Преподавание осуществлялось учителями училищ и гимназий. Программа курсов включала несколько уровней: по типу начальной школы, высшего начального училища и промежуточный [6].

Уже к середине весны для доклада о состоянии внешкольного образования по Балашовскому уезду в ГубОНО при Саратовском губернском обществе Народных Университетов необходимо было выбрать представителя, но и здесь балашовцы действовать не торопились. Весной 1918 года назначалось два собрания, но по непонятным причинам они так и не состоялись.Лишь 18 июня при наличном числе явившихсяобщее собраниечленов общества все-таки было проведено. Председательствовал на собрании М.Г. Гринюк, секретарем выступала И. В. Леонова, единогласным решением представителем в ГубОНО от Балашова был избран Евстафий Андреевич Олейник. На этом же собрании было проведено голосование по избранию членов правления общества НУ. В результате тайного голосования избранными оказались: С.Е. Долгих, получившая 21 записку, О.Е. Спув – 20, Ф.Т. Кабакова – 20, Д.М. Рудыкин – 20, Н.И. Малинин – 19, Н.И. Мельцанский и В.Н. Бобохов – по 18, Е.А. Олейник и А.П. Лапкин – по 17, М.Т. Гринюк – 13. Кандидатами к ним избраны  Леонова и Пызина. Также на собрании было принято решение открыть в городе Балашове с осени текущего года счетоводные курсы при обществе Народных Университетов [7, Л.2-3].

30 июня 1918 года правлением Общества Народных университетов было решено предложить союзу учителей оказать содействие Народному Университету при организации курсов по подготовке к различным экзаменам и формировании бюро для подачи необходимых молодёжи советов [7, Л.8]. 18 июля 1918 года правление ОНУ г. Балашова обращается в школьные комитеты Юго-восточной и Рязано-Уральской железных дорог с просьбой сделать ассигновку ремесленных курсов. На заседании 26 августа принято решение завести печать Балашовского отделения ОНУ, а уже с 30 августа печать фигурирует на всех документах отделения [7, Л.15].

Восьмимесячные курсы были открыты с 1 ноября 1918 года и включали лекции по бухгалтерии, кооперации, коммерческой и общей арифметике, товароведению и пр. Курсы вели преподаватели: Е.А. Олейник, Д.М. Рудыкин, Ф.Г. Лотарев, В.А. Кудрявцев, Ф.И. Шанин, И.М. Захаров, И.И. Сысоев, Фелюшкин. Подобные отделения народных университетов создавались и в крупных селах уезда, гдеособый упор делался на русский язык, математику и новые языки. Необходимо отметить, что наряду с данными дисциплинами свободно уживались хоровое пение и музыкальное обучение, на которые простые люди ходили с большей охотой, и уже осенью 1918 года встал вопрос о подборе главного помещения для музыкальных курсов в городе Балашове. Трёхкомнатноепомещение в этом же году было предоставлено Духовным училищем [7, Л.14].

Несмотря на все усилия со стороны уездного отдела крестьянских народных университетов, количество посетителей курсов оставалось ничтожно малым. Ситуацию в Балашове как нельзя лучше характеризует доклад одного из членов правления ОНУ О.Е. Спув, который мы приводим полностьюс сохранением стиля и орфографии: «Переживаемое нами время пробудило потребность в самодеятельности. Союзы растут как грибы. Скоро, кажется, не будет человека, который не примкнул бы к тому или другому профессиональному союзу. Повидимому на пути их развития и процветания нет преград, но это только по видимому, на самом деле их сторожит самый беспощадный враг – это невежество масс; и союзы это чувствуют – они торопятся создать культурно просветительные отделы и им поручить борьбу с тьмою. В тоже время союзы молоды: им трудно осуществить вполне правильно понятную ими задачу. Они и сами это чувствуют: ток союз может обратиться к ОНУ устроить лекцию профессиональному движению. Союз конторских служащих устраивает совместно с обществом кооперативных счетоводов курсы. Союз технических сил желает войти с нами в контакт по устройству технических курсов, фельдшера просят помочь им; обращается внимание ОНУ на почтовых служащих – и наша прямая обязанность помочь им. Но помогая каждому союзу порознь мы разовьём и наши силы: - я предлагаю не развивать их, а наоборот – обратиться во все союзы г.Балашова, просить их набрать и прислать представителей в правление ОНУ, чтобы сообща наметить общий план работы» [7, Л.18].

Уже к концу осени 1918 года стало ясно, что вечерние курсы для взрослых оказались на грани исчезновения.Причиной тому послужило недостаточное финансирование курсов и появление возможности у многих обучающихся получить образование бесплатно. В результате чего те группы, которые набирались, не могли оплатить труд преподавателей.Устав Балашовского отделения ОНУ было решено изменить применительно к условиям времени, и подготовить его как устав самостоятельного общества. И всё же принятые меры не смогли исправить сложившейся ситуации.

Таким образом, Балашовское ОНУ было поставлено перед необходимостью передать курсы в ведение заинтересованных в их открытии организаций, так как само общество не обладало необходимыми средствами [7, Л.19-23].

25 ноября 1918 года распоряжением Губотнароба под №1244 ОНУ было ликвидировано, а имущество и дела, принадлежащие обществу, решено было передать в ведение уездного отнароба, на что Сергею Яковлевичу Кутырёву 25 декабря был выдан мандат №2046 [8, Л.32].

Тем не менее,из содержания протоколов заседаний, смет и переписок видно, что, несмотря на тяжелейшие условия 1917–1918 гг. деятельность крестьянских народных университетов в Балашовском уезде по организации образования старшего поколения велась, хоть и недолго, но по максимально возможному спектру дисциплин.

В марте 1919 года на VIII съезде РКП (б) были определены основы политики Коммунистической партии и Советской власти в области народного образования. Была чётко поставлена задача огромной социальной значимости — создать новую, социалистическую систему народного образования, превратить школу из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического преобразования общества [9, С. 432-437].

4 июня 1919 года Заместитель Народного Комиссара по Просвещению М. Покровский подписал положение «Об организации дела внешкольного образования в РСФСР», где местным органам советской власти ясно давалось понять, что внешкольное образование пока ещё остаётся приоритетным для советской власти, и на его развитие необходимо обратить самое пристальное внимание [10].

Дальнейшую работу по созданию новых и развитию уже существовавших учебных заведений города Балашова нарушила разыгравшаяся гражданская война. Огромныесредства, отпущенныена нужды образования,были расхищены [11, С.335], как и многое другое имущество, принадлежавшее образовательным учреждениям города.

В конце августа 1919 года положение поправилось, и согласно резолюции, принятой XI уездным съездом советов Балашовского уезда, город приступил к работе по воплощению в жизнь принципов Единой Трудовой Школы. Результат не заставил себя долго ждать, и уже 1 сентября 1919 года в Балашове открываются трёхгодичные педагогические курсы. С 19 июля 1920 года открываются двухмесячные курсы для подготовки учителей грамоты с подчинением Балашовскому УОНО [12].

На фоне всеобщего внимания к системе образования в городе развернулась программа по ущемлению интересов и прав интеллигенции. Уже в начале 1921 года в местной печати выходит статья некоего товарища «Д» под заголовком «Безлюдье». В данной статье аноним сообщает, что существующая власть недостаточно заботится о представителях интеллигенции, зачастую подвергая их третированию, а средства, которые они получают за свою работу, несоизмеримы с затратами, которые приходится претерпевать в современных условиях. Ответ на «Безлюдье» был опубликован 19 января в газете «Борьба». В статье «Безграмотность», её автор В.Гаврилов открытонабрасывается на суждения анонима,считаяинтеллигенцию одной из главных причин существующей разрухи, так как последняя имеет недостаточную политическую подготовку. Далее В. Гаврилов называетинтеллигенцию в условиях гражданской войны оплотом контрреволюции, источником нападок на советскую власть[13]. Эта статья шла под знаком «дискуссионная» и подразумевала вызвать оппонента на ответную заметку в печати. 30 января 1921 года «Д» публикует свой ответ под названием «Недоразумение». Неизвестный утверждает, что одной из важных причин развала является недостаток дельных руководителей и интеллигентных работников, что в свою очередь вызвано недоброжелательным отношением к интеллигенции пролетариата в целом, что и называет недоразумением [14].

Существуют показательные случаи недоверия к педагогам. 1 мая 1921 года в статье местной газеты, которая получила яркое название «Мародёры на фоне просвещения (с. Тростянка)», порочилось имя учительницы В. Рассудовой, которая за подготовку ученицы к поступлению в Ед. Трудовую школу запросила следующее: «выстирать ежемесячно 1/2 пуда белья со своим мылом, 1 воз дров еженедельно, и 1 бутылку молока ежедневно». Отметим, что заметка завершалась словами: «Не дурные условия, чёрт возьми, а ведь у неё не одна ученица» [15].

В условиях повсеместной разрухи и образовательная сфера находилась в плачевном состоянии.Делегат балашовскогоУотнароба П.В. Гермаш29 июля выступает в Саратове с докладом о состоянии народного образования в уезде,из которого следует, что в уезде и по волостям уезда огромное количество зданий, ранее принадлежавших Уотнаробу, частично разрушены или разграблены. Для их восстановления и для закупки учебной литературы и оборудования требуются значительные денежные вливания, которые самостоятельно уезд осуществить не в силах. Нет слаженности в работе подотделов, отсутствует связь с отдельными волостными образовательными заведениями [16, Л. 8-9].

И всё же даже в эти тяжёлые для Балашовского уезда времена 1 ноября 1921 года в городе открывается педагогический техникум,руководителем которого назначается Никифоров Валентин Николаевич. Он был сыном почтово-телеграфного служащего, учился в первой мужской гимназии, а затем в Московском университете на историко-филологическом факультете. После его окончания в 1908 году работал в Царицынском реальном училище преподавателем русского языка и истории; а с 1912 года состоял преподавателем и одновременно заведующим Царицынской мужской гимназии и 4-ой женской. В 1919 году Никифоров В.Н. становится заведующим Балашовскими трёхгодичными педагогическими курсами, а с ноября 1921 заведующим БалашовскимПедтехникумом (БПТ). Вместе с Валентином Николаевичем в преподавательский состав вошли: Дагестанский Иван Васильевич (сын учителя, окончил в 1913 Казанский Учительский Институт, в Педтехникуме занимал должность заведующего учебной частью), Гусев Алексей Петрович (сын крестьянина, окончил 3 курса Петроградского Политехнического Института), Петяев Александр Иванович (сын учителя, окончил историко-филологический факультет Казанского Университета), Алещенко Михаил Кузьмич (сын крестьянина, выбыл с 3 курса естественного отделения Казанского Университета), Платонов Семён Михайлович (сын крестьянина, в 1905 годуокончил Казанский Учительский Институт), Говырина-Голяева Сарра Васильевна (из семьи служащего, преподаватель немецкого), Вобликов Борис Мартынович (сын крестьянина, окончил Воронежскую учительскую Семинарию), Быков Вячеслав Фёдорович (сын крестьянина, окончил Московское реальное училище Общества педагогов в 1916 году), Давыдов Пётр Яковлевич (сын крестьянина, окончил Саратовский институт сельского хозяйства и мелиорации), Кулаков Алексей Дмитриевич (сын крестьянина, в 1914 году выдержал экзамен по пчеловодству приМосковском сельскохозяйственном институте), Крашенинникова Клавдия Алексеевна (дочь служащего, в 1917 окончила Московское Художественное Строгановское Училище по классу скульптуры) [17, Л.21-23].

12 ноября 1921 года в Балашовский УОНО приходит план работы Губпрофобра на 3 месяца [18, Л. 92а], составленный согласно решениямX съезда РКП (б), и наметившего основные направления дальнейшего развития страны по принципам НЭПа [19]. Губпрофобр должен был провести чистку работников уездов: «где жизнь идёт вяло и нужно оживление, в самом спешном порядке изучить жизнеспособность, учебную деятельность и оборудование во всех учебных заведениях уезда».Перед Балашовским Уотнаробом стояли огромные задачи.Но, даже выполняя требования Губпрофобраи докладывая, что неотложно приступил к воплощению в жизнь принципов НЭПа в деле профессионального-технического образования, он осмелился выдвинуть предложение, о том, что «учебные заведения, признанные необходимыми, но не могущие самообслуживаться по своему характеру или, где прибыли не будет хватать на оплату содержания преподавателей, должны удовлетворяться за счёт государства» [20, Л.95-96]. В это время заведующим Уотнаробом был Болдыхин Иван Игнатович [20, Л.116].

Жизнь Педтехникума складывалась непросто, только в 1923 году он частично был переведён на государственное снабжение. Ввиду недостачи материальных средств заместитель заведующего ГубОНО М. Валов просит Балашовский УИК и уполномоченного Губпрофобра при Балашовском УОНО принять меры для того, чтобы Педтехникум обеспечивался и за счёт местного бюджета [21, Л.1].

16 ноября 1923 года в Балашовский Педтехникум из Саратовского ГубОНОприходит бумага, в которой осуждается бездеятельность учебного заведения в отношении предоставления в ГубОНО сведений. Руководству предлагалось в срочном порядке предоставить в Губпрофобр годовой отчёт о работе Педтехникума за 1922-1923 уч.год, учебный план на 1923-1924 уч.год, результаты осенних приёмных испытаний, протоколы заседаний Совета Педтехникума, смету на 1923-1924 уч.год, сведения об окончивших Педтехникум с указанием дальнейшего направления их работы, а также свои соображения о перспективах работы [21, Л.2].Следом приходит постановление, по которомувсе преподаватели профессиональных учебных заведений должны были пройти через Упроверком, так как не проходили в прошлом году курсы политической переподготовки [21, Л.5]. Летом этого же года всем уполномоченным по профтехническому образованию Саратовской губернии были разосланы новые инструкции и положения по правилам приёма в техникумы, которые вступили в силу уже 18 июля [21, Л.28].

Начало 1924 года оказалось для Педтехникума одним из самых сложных моментов его существования.В критическом материальном положении оказались педработники, что и было засвидетельствовано 2 января 1924 года на очередном совещании Балашовского УОНО. Выйти из ситуации было решеносамым распространённымв то время методом – за счёт сокращения оплаты труда, однако ощутимых результатов это не дало. Только 5 февраля на очередном заседании президиума Балашовского Уисполкома решено довести до сведения ГИК, что Педтехникум находится на грани исчезновения, а средств, выделяемых педагогамГубпрофобром, недостаточно для ведения образовательного процесса. В сложившихся условиях УИК оставлял за собой право прекратить существование заведения [21, Л.33].

Выход нашли в сокращении молодых специалистов и перераспределении заработной платы.Педтехникум продолжил свою деятельность. С июня по июль проводилась массовая переподготовка городского и уездного учительства, в которой Педтехникум принимал участие в качестве руководящего центра. Вместо аудиторной занятия в техникуме были поставлены по кабинетной системе. Работа распределялась по следующим кабинетам: 1) педолого-педагогическому, 2) физико-химическому, 3)естествознания, 4) обществоведения.Во многом осуществление данной задачи стало возможным благодаря передаче БПТ части имущества закрывшегося в первой половине 1924 года Потловского Педтехникума, а также Балашовской с/х школы (однако эта передача существовала только на бумаге, так как этот вопрос будет обсуждаться вплоть до середины 1928 года). В это же время у БПТ завязываются тесные отношения с Петровским Педтехникумом, с которым активно идёт обмен опытом по вопросам проведения занятий, составлению отчётной документации различного характера, по проблемам дальнейшего развития.

В 1925 году Балашовский Педтехникум ненадолго сменил руководителя.В марте брюшным тифом заболел Никифоров В.И., его место занял Дагестанский И.В.[21, Л.42]. Однако 1925 год приносил и приятные новости.Согласно выписке №12092 от 16 мая 1925 года из распоряжения ГубОНО период с 1 июня по 1 сентября объявлялся для учащихся временем отдыха (для преподавателей этот срок был с 1 июля по 1 сентября) [21, Л.43].

И всё же необходимо отметить, что даже в новых условиях, когда Педтехникум достигает своего расцвета, и, казалось бы, работа идёт в нужном направлении, всплывают сведения о так называемых «нетрудовых элементах», омрачающих достижения советской власти в области просвещения. В данную категорию попадали люди, стремившиеся поступить в различные учебные заведения страны, в том числе и БПТ, но являвшихся детьми людей, неугодных существующей власти. Подобным даже при условии сдачи всех вступительных испытаний и наличии вакансий отводилась последняя очередь [21, Л.63-66], а в случае подлога документов они подвергались суду.

Обстановка в стране и в Балашове постепенно стабилизировалась. В 1928 году Педтехникум насчитывалуже 138 слушателей, обучающихся на 4-х курсах [22, Л.1-3]. Его работа не могла оставаться незамеченной в высших партийных кругах, и поэтому уже 25 мая 1933 года на совещании при заведующем Нижневолжском КрайОНО согласно постановлению НКП РСФСР от 5 мая 1933 в бывшем здании Педтехникума (угол Володарской и Ст. Разина) с 1 сентября открывается двухгодичный Педагогический Институт для подготовки преподавателей и предметников для школ. Разработка программ по ведущим дисциплинам была поручена заведующим учебно-методическими секторами и директорам Саратовского и Сталинградского пединститутов. Заведующему сектором стройснаба И.С. Сидоренко было поручено обеспечить преподавателей и студентов тетрадями (по 15 на каждого).

Согласно правилам поступления в ВУЗы был установлен образовательный минимум для поступления – 9 классов образования или образование педтехникума. Сверх того, учитывая острую необходимость в ремонте зданий и организации библиотеки, Балашовскому Пединституту помимо запланированных в смете средств было добавлено 15 тысяч рублей. К тому же секторам кадров было поручено определить районы комплектования института и в порядке организованного приёма направить на учёбу в пединститут 100 человек – лучших ударников-учителей, имеющих соответствующее образование, а также поставить вопрос перед Крайкомом ВЛКСМ об откомандировании в двухгодичные пединституты 200 членов ВЛКСМ. И самое главное, немедленно приступить к организации приёма студентов в институт.

25 июля 1933 года исполняющим обязанности директора пединститутаИ. Зиновьевым было предложено Балашовскому горсовету закрепить все имеющиеся здания БПТ за институтом, произвести и закончить ремонт всех помещений к 1 августа [23, Л.1-2]. 12 июля 1933 Балашовский педагогический институт объявил свой первый набор.Согласно пятилетнему плану на 1933-1934 уч.год, краю требовалось увеличение числа учителей II концентра на 1100 человек, а на 1934-1935 уч.год- на 3600 человек.

Пединституты создавались на базе лучших педагогических техникумов края – в Сталинграде, Саратове и Балашове. Открывшийся в Балашове учительский институт должен обслуживать педкадрами 17 районов Нижневолжского края.

Открытие БУИ в городе было большим событием.Кстати на то время в Балашове находились Совпартшкола II ступени, Педтехникум, Авиашкола, Агропочвенный техникум, Медтехникум, Тракторуч, 2 вечерних рабфака и 2 ФЗС (Фабрично-заводская семилетка) [24].

Работа ВУЗов страныстроились на основе постановления ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года, которое включало в себя пять пунктов. Первый был посвящён разработке программ и учебных планов, второй – проведению производственной практики, третий – методам преподавания, четвёртый – комплектованию высшей школы и техникумов, пятый – подготовке научных кадров [25, С.3-10].

Таким образом, с приходом советской власти, всего за 16 лет г.Балашов проделал путь от уездного города до города со своимвузом, и произошло это во многом благодаря упорствуработников сферы образования. Формально этот период можно подразделить на три этапа: 1) появление в городе отдела крестьянского народного университета (КНУ), призванного дать образование тем людям, которые сами желали продолжить учёбу, а также донести до основной массы народа важнейшие идеи Российской коммунистической партии большевиков; 2) открытие 1 ноября 1921 года педтехникума (БПТ), дававшего слушателям качественно новое педагогическое образование; 3) принятие 25 мая 1933 года решения о преобразовании БПТ в педагогический институт (БПИ), что дало возможность многим жителям города и района получить высшее образование.

Литература:

1.     Назарова, С. К. Через десятилетия // Балашовская правда. – 2009. – № 142. – С. 3.

2.     Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик // «Декрет ВЦИК от 16.10.1918 «Об Единой Трудовой Школе РСФСР (Положение)»» [Электронный ресурс]: сборник документов. – Электрон. Дан.URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm

3.     Веремейчик, Г.В. Движение народных высших школ [Электронный ресурс]: сборник статей. – Электрон. Дан. МОО «Образование без границ» URL:http://rudocs.exdat.com/docs/index-169670.html

4.     Балашовский филиал Государственного архива Саратовской области (далее БФ ГАСО). Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 58. Л. 11а; Л. 12; Л. 4; Л. 3; Л. 9.

5.     Бахтурина, А.Ю., Народные университеты в России конца XIX – начала XX вв. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. URL:http://www.rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-miuss/istoriya-miuss/narodnie-universiteti-v-rossii-konca-xix-–-nachala-xx-vv.html

6.     Семёнова, Е.Ю. Просветительские и научные общества – механизм традиционной культуры, содействующий мобилизации городского социума в условиях первой мировой войны (по материалам Самары, Симбирска, Пензы и Саратова) // Известия СНЦ РАН. 2006. Т. 8. 3 (17). С. 751-768

7.     БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 18. Л. 2–3; Л. 8; Л. 15; Л. 14; Л. 18; Л. 19-23.

8.     БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 10. Л. 32.

9.     Восьмой съезд РКП (б) март 1919 г. Протоколы / Москва – 1959 С. 596.

10.           Библиотека нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик «Об организации дела внешкольного образования в Р.С.Ф.С.Р. (Положение)»» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_463.htm

11.           Балашов – уездный город (1780-1928 гг.). Кн.1./ Авт. – сост. Масленникова Л.Н., Вахрушев В.С., Смотров В.В. – Балашов: «Издатель», 1997. – С. 456 

12.           Борьба №132 от 8.07.1920, С.1

13.           Борьба №6 от 19.01.1921, С.2

14.           Борьба №9 от 30.01.1921, С.2

15.           Борьба №45 от 1 мая 1921, С.2

16.           БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 215. Л. 8-9.

17.           БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 387. Л. 21-23.

18.           БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 189. Л. 92а.

19.           Десятый съезд РКП (б) март 1921 г. Протоколы / Ленинград – 1933 С. 954.

20.           БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 189. Л. 95-96, 116.

21.           БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 254. Л. 1; Л. 2; Л. 5; Л. 28; Л. 33; Л. 42; Л.43; Л. 63-66.

22.           БФ ГАСО. Ф. Р-335. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-3.

23.           БФ ГАСО. Ф. Р-379. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2.

24.           Борьба №144 от 12.07.1933, С.2

25.           Высшая школа. Основные постановления, приказы и инструкции / Сост. М.И. Мовшович; Под ред. А. М. Ходжаева. — М.: Государственное издательство Советская наука, 1945 – С. 410.

Категория: Учебные заведения города | Добавил: Алексей_Булгаков (30.01.2015)
Просмотров: 919 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...