В 1917 году в России бразды
правления государством попали в руки большевиков, которые стремились перекроить
ранее существующий уклад жизни всего народа. Фундаментальные модернизации
внутри страны не прошли мимо сферы образования в целом, и небольшой уездный
город Балашов Саратовской губернии не являлся исключением в этом плане.
До событий октября 1917 года в
Балашове действовало 11 начальных училищ и 2 гимназии. После введения декрета
ВЦИК от 16 октября 1918 г. «Об Единой Трудовой Школе Российской Советской
Федеративной Социалистической Республики» в г. Балашове действовали 19 школ I
ступени и 9 школ II ступени [1]. Тем не менее, согласно положениям данного декрета
устанавливались четкие возрастные границы обучающихся [2], оставляя тем самым подавляющую
часть жителей города и уезда абсолютно безграмотной. В данных обстоятельствах
советская власть остро нуждалась в организации, способной сыграть существенную
роль в обеспечении профессиональной подготовки специалистов и распространении
большевистской идеологии среди взрослых и молодёжи [3].
В
связи с таким положением дел, при содействии губернских отделов ОНУ, по всей
стране возникают уездные и волостные Общества крестьянских народных
университетов, призванные предоставлять возможность всем желающим получить действительно
высшее общее законченное образование по всем отраслям. Занятия в народных
университетах должны были быть приурочены почти исключительно к зимнему сезону
от октября до апреля, когда крестьянское население свободно от земледельческих
работ [4, Л.11а-12]. Еще 16 марта 1918 года из Правления общества НУ Саратовской
губернии в Балашовский Исполнительный комитет приходит сообщение, что в городе
имеется отделение крестьянских народных университетов, нофункционирование
Балашовского отдела ОНУ продолжало находиться под вопросом. Проблема его
существования решалась на Губернском Совете Народного Образования, о чём
свидетельствует телеграмма от 26 марта 1918 года в исполнительный комитет
Балашовского совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, в которой
излагается просьба поддержать в рамках существующего законодательства деятельность
университета [4, Л.4].
Отдельного
здания для реализации своей деятельности отдел не имел, и для этих целей
использовались помещения, зачастую не предназначенные для ведения
образовательного процесса (воинские бараки, госпитальные постройки и пр.). Еще
хуже дело обстояло с материальным обеспечением [4, Л.3].Поскольку основные
расходы народных университетов были связаны с необходимостью оплаты аренды
помещений для чтения лекций, которые к тому же ещё необходимо было найти, оплата
педработников была символической [5]. Преподавание осуществлялось учителями
училищ и гимназий. Программа курсов включала несколько уровней: по типу
начальной школы, высшего начального училища и промежуточный [6].
Уже к середине весны для доклада о
состоянии внешкольного образования по Балашовскому уезду в ГубОНО при
Саратовском губернском обществе Народных Университетов необходимо было выбрать
представителя, но и здесь балашовцы действовать не торопились. Весной 1918 года
назначалось два собрания, но по непонятным причинам они так и не состоялись.Лишь
18 июня при наличном числе явившихсяобщее собраниечленов общества все-таки было
проведено. Председательствовал на собрании М.Г. Гринюк, секретарем выступала И.
В. Леонова, единогласным решением представителем в ГубОНО от Балашова был избран
Евстафий Андреевич Олейник. На этом же собрании было проведено голосование по
избранию членов правления общества НУ. В результате тайного голосования
избранными оказались: С.Е. Долгих, получившая 21 записку, О.Е. Спув – 20, Ф.Т. Кабакова
– 20, Д.М. Рудыкин – 20, Н.И. Малинин – 19, Н.И. Мельцанский и В.Н. Бобохов – по
18, Е.А. Олейник и А.П. Лапкин – по 17, М.Т. Гринюк – 13. Кандидатами к ним
избраны Леонова и Пызина. Также на
собрании было принято решение открыть в городе Балашове с осени текущего года счетоводные
курсы при обществе Народных Университетов [7, Л.2-3].
30 июня 1918 года правлением
Общества Народных университетов было решено предложить союзу учителей оказать
содействие Народному Университету при организации курсов по подготовке к
различным экзаменам и формировании бюро для подачи необходимых молодёжи советов
[7, Л.8]. 18 июля 1918 года правление ОНУ г. Балашова обращается в школьные
комитеты Юго-восточной и Рязано-Уральской железных дорог с просьбой сделать
ассигновку ремесленных курсов. На заседании 26 августа принято решение завести
печать Балашовского отделения ОНУ, а уже с 30 августа печать фигурирует на всех
документах отделения [7, Л.15].
Восьмимесячные курсы были открыты с
1 ноября 1918 года и включали лекции по бухгалтерии, кооперации, коммерческой и
общей арифметике, товароведению и пр. Курсы вели преподаватели: Е.А. Олейник,
Д.М. Рудыкин, Ф.Г. Лотарев, В.А. Кудрявцев, Ф.И. Шанин, И.М. Захаров, И.И.
Сысоев, Фелюшкин. Подобные отделения народных университетов создавались и в
крупных селах уезда, гдеособый упор делался на русский язык, математику и новые
языки. Необходимо отметить, что наряду с данными дисциплинами свободно
уживались хоровое пение и музыкальное обучение, на которые простые люди ходили
с большей охотой, и уже осенью 1918 года встал вопрос о подборе главного
помещения для музыкальных курсов в городе Балашове. Трёхкомнатноепомещение в
этом же году было предоставлено Духовным училищем [7, Л.14].
Несмотря на все усилия со стороны
уездного отдела крестьянских народных университетов, количество посетителей
курсов оставалось ничтожно малым. Ситуацию в Балашове как нельзя лучше
характеризует доклад одного из членов правления ОНУ О.Е. Спув, который мы приводим
полностьюс сохранением стиля и орфографии: «Переживаемое нами время пробудило
потребность в самодеятельности. Союзы растут как грибы. Скоро, кажется, не
будет человека, который не примкнул бы к тому или другому профессиональному
союзу. Повидимому на пути их развития и процветания нет преград, но это только
по видимому, на самом деле их сторожит самый беспощадный враг – это невежество
масс; и союзы это чувствуют – они торопятся создать культурно просветительные
отделы и им поручить борьбу с тьмою. В тоже время союзы молоды: им трудно
осуществить вполне правильно понятную ими задачу. Они и сами это чувствуют: ток
союз может обратиться к ОНУ устроить лекцию профессиональному движению. Союз
конторских служащих устраивает совместно с обществом кооперативных счетоводов
курсы. Союз технических сил желает войти с нами в контакт по устройству
технических курсов, фельдшера просят помочь им; обращается внимание ОНУ на
почтовых служащих – и наша прямая обязанность помочь им. Но помогая каждому
союзу порознь мы разовьём и наши силы: - я предлагаю не развивать их, а
наоборот – обратиться во все союзы г.Балашова, просить их набрать и прислать представителей
в правление ОНУ, чтобы сообща наметить общий план работы» [7, Л.18].
Уже к концу осени 1918 года стало
ясно, что вечерние курсы для взрослых оказались на грани исчезновения.Причиной
тому послужило недостаточное финансирование курсов и появление возможности у
многих обучающихся получить образование бесплатно. В результате чего те группы,
которые набирались, не могли оплатить труд преподавателей.Устав Балашовского
отделения ОНУ было решено изменить применительно к условиям времени, и
подготовить его как устав самостоятельного общества. И всё же принятые меры не
смогли исправить сложившейся ситуации.
Таким образом, Балашовское ОНУ было
поставлено перед необходимостью передать курсы в ведение заинтересованных в их
открытии организаций, так как само общество не обладало необходимыми средствами
[7, Л.19-23].
25 ноября 1918 года распоряжением
Губотнароба под №1244 ОНУ было ликвидировано, а имущество и дела, принадлежащие
обществу, решено было передать в ведение уездного отнароба, на что Сергею Яковлевичу
Кутырёву 25 декабря был выдан мандат №2046 [8, Л.32].
Тем не менее,из содержания
протоколов заседаний, смет и переписок видно, что, несмотря на тяжелейшие
условия 1917–1918 гг. деятельность крестьянских народных университетов в
Балашовском уезде по организации образования старшего поколения велась, хоть и
недолго, но по максимально возможному спектру дисциплин.
В марте 1919 года на VIII съезде РКП (б) были определены
основы политики Коммунистической партии и Советской власти в области народного
образования. Была чётко поставлена задача огромной социальной значимости —
создать новую, социалистическую систему народного образования, превратить школу
из орудия классового господства буржуазии в орудие коммунистического
преобразования общества [9, С. 432-437].
4 июня 1919 года Заместитель
Народного Комиссара по Просвещению М. Покровский подписал положение «Об
организации дела внешкольного образования в РСФСР», где местным органам
советской власти ясно давалось понять, что внешкольное образование пока ещё
остаётся приоритетным для советской власти, и на его развитие необходимо
обратить самое пристальное внимание [10].
Дальнейшую работу по созданию новых
и развитию уже существовавших учебных заведений города Балашова нарушила
разыгравшаяся гражданская война. Огромныесредства, отпущенныена нужды образования,были
расхищены [11, С.335], как и многое другое имущество, принадлежавшее
образовательным учреждениям города.
В конце августа 1919 года положение
поправилось, и согласно резолюции, принятой XI уездным съездом советов
Балашовского уезда, город приступил к работе по воплощению в жизнь принципов
Единой Трудовой Школы. Результат не заставил себя долго ждать, и уже 1 сентября
1919 года в Балашове открываются трёхгодичные педагогические курсы. С 19 июля
1920 года открываются двухмесячные курсы для подготовки учителей грамоты с
подчинением Балашовскому УОНО [12].
На фоне всеобщего внимания к
системе образования в городе развернулась программа по ущемлению интересов и
прав интеллигенции. Уже в начале 1921 года в местной печати выходит статья
некоего товарища «Д» под заголовком «Безлюдье». В данной статье аноним
сообщает, что существующая власть недостаточно заботится о представителях интеллигенции,
зачастую подвергая их третированию, а средства, которые они получают за свою
работу, несоизмеримы с затратами, которые приходится претерпевать в современных
условиях. Ответ на «Безлюдье» был опубликован 19 января в газете «Борьба». В
статье «Безграмотность», её автор В.Гаврилов открытонабрасывается на суждения
анонима,считаяинтеллигенцию одной из главных причин существующей разрухи, так
как последняя имеет недостаточную политическую подготовку. Далее В. Гаврилов называетинтеллигенцию
в условиях гражданской войны оплотом контрреволюции, источником нападок на
советскую власть[13]. Эта статья шла под знаком «дискуссионная» и подразумевала
вызвать оппонента на ответную заметку в печати. 30 января 1921 года «Д»
публикует свой ответ под названием «Недоразумение». Неизвестный утверждает, что
одной из важных причин развала является недостаток дельных руководителей и
интеллигентных работников, что в свою очередь вызвано недоброжелательным
отношением к интеллигенции пролетариата в целом, что и называет недоразумением
[14].
Существуют показательные случаи
недоверия к педагогам. 1 мая 1921 года в статье местной газеты, которая
получила яркое название «Мародёры на фоне просвещения (с. Тростянка)»,
порочилось имя учительницы В. Рассудовой, которая за подготовку ученицы к
поступлению в Ед. Трудовую школу запросила следующее: «выстирать ежемесячно 1/2
пуда белья со своим мылом, 1 воз дров еженедельно, и 1 бутылку молока ежедневно».
Отметим, что заметка завершалась словами: «Не дурные условия, чёрт возьми, а
ведь у неё не одна ученица» [15].
В условиях повсеместной разрухи и
образовательная сфера находилась в плачевном состоянии.Делегат балашовскогоУотнароба
П.В. Гермаш29 июля выступает в Саратове с докладом о состоянии народного образования
в уезде,из которого следует, что в уезде и по волостям уезда огромное
количество зданий, ранее принадлежавших Уотнаробу, частично разрушены или
разграблены. Для их восстановления и для закупки учебной литературы и
оборудования требуются значительные денежные вливания, которые самостоятельно
уезд осуществить не в силах. Нет слаженности в работе подотделов, отсутствует
связь с отдельными волостными образовательными заведениями [16, Л. 8-9].
И всё же даже в эти тяжёлые для Балашовского
уезда времена 1 ноября 1921 года в городе открывается педагогический техникум,руководителем
которого назначается Никифоров Валентин Николаевич. Он был сыном
почтово-телеграфного служащего, учился в первой мужской гимназии, а затем в
Московском университете на историко-филологическом факультете. После его
окончания в 1908 году работал в Царицынском реальном училище преподавателем
русского языка и истории; а с 1912 года состоял преподавателем и одновременно
заведующим Царицынской мужской гимназии и 4-ой женской. В 1919 году Никифоров
В.Н. становится заведующим Балашовскими трёхгодичными педагогическими курсами, а
с ноября 1921 заведующим БалашовскимПедтехникумом (БПТ). Вместе с Валентином
Николаевичем в преподавательский состав вошли: Дагестанский Иван Васильевич (сын
учителя, окончил в 1913 Казанский Учительский Институт, в Педтехникуме занимал
должность заведующего учебной частью), Гусев Алексей Петрович (сын крестьянина,
окончил 3 курса Петроградского Политехнического Института), Петяев Александр
Иванович (сын учителя, окончил историко-филологический факультет Казанского
Университета), Алещенко Михаил Кузьмич (сын крестьянина, выбыл с 3 курса
естественного отделения Казанского Университета), Платонов Семён Михайлович (сын
крестьянина, в 1905 годуокончил Казанский Учительский Институт),
Говырина-Голяева Сарра Васильевна (из семьи служащего, преподаватель
немецкого), Вобликов Борис Мартынович (сын крестьянина, окончил Воронежскую
учительскую Семинарию), Быков Вячеслав Фёдорович (сын крестьянина, окончил
Московское реальное училище Общества педагогов в 1916 году), Давыдов Пётр
Яковлевич (сын крестьянина, окончил Саратовский институт сельского хозяйства и
мелиорации), Кулаков Алексей Дмитриевич (сын крестьянина, в 1914 году выдержал
экзамен по пчеловодству приМосковском сельскохозяйственном институте),
Крашенинникова Клавдия Алексеевна (дочь служащего, в 1917 окончила Московское
Художественное Строгановское Училище по классу скульптуры) [17, Л.21-23].
12 ноября 1921 года в Балашовский
УОНО приходит план работы Губпрофобра на 3 месяца [18, Л. 92а], составленный
согласно решениямX
съезда РКП (б), и наметившего основные направления дальнейшего развития страны
по принципам НЭПа [19]. Губпрофобр должен был провести чистку работников уездов:
«где жизнь идёт вяло и нужно оживление, в самом спешном порядке изучить
жизнеспособность, учебную деятельность и оборудование во всех учебных
заведениях уезда».Перед Балашовским Уотнаробом стояли огромные задачи.Но, даже
выполняя требования Губпрофобраи докладывая, что неотложно приступил к
воплощению в жизнь принципов НЭПа в деле профессионального-технического
образования, он осмелился выдвинуть предложение, о том, что «учебные заведения,
признанные необходимыми, но не могущие самообслуживаться по своему характеру или,
где прибыли не будет хватать на оплату содержания преподавателей, должны
удовлетворяться за счёт государства» [20, Л.95-96]. В это время заведующим
Уотнаробом был Болдыхин Иван Игнатович [20, Л.116].
Жизнь Педтехникума складывалась
непросто, только в 1923 году он частично был переведён на государственное снабжение.
Ввиду недостачи материальных средств заместитель заведующего ГубОНО М. Валов
просит Балашовский УИК и уполномоченного Губпрофобра при Балашовском УОНО
принять меры для того, чтобы Педтехникум обеспечивался и за счёт местного
бюджета [21, Л.1].
16 ноября 1923 года в Балашовский
Педтехникум из Саратовского ГубОНОприходит бумага, в которой осуждается бездеятельность
учебного заведения в отношении предоставления в ГубОНО сведений. Руководству
предлагалось в срочном порядке предоставить в Губпрофобр годовой отчёт о работе
Педтехникума за 1922-1923 уч.год, учебный план на 1923-1924 уч.год, результаты
осенних приёмных испытаний, протоколы заседаний Совета Педтехникума, смету на
1923-1924 уч.год, сведения об окончивших Педтехникум с указанием дальнейшего
направления их работы, а также свои соображения о перспективах работы [21,
Л.2].Следом приходит постановление, по которомувсе преподаватели
профессиональных учебных заведений должны были пройти через Упроверком, так как
не проходили в прошлом году курсы политической переподготовки [21, Л.5]. Летом
этого же года всем уполномоченным по профтехническому образованию Саратовской губернии
были разосланы новые инструкции и положения по правилам приёма в техникумы,
которые вступили в силу уже 18 июля [21, Л.28].
Начало 1924 года оказалось для
Педтехникума одним из самых сложных моментов его существования.В критическом
материальном положении оказались педработники, что и было засвидетельствовано 2
января 1924 года на очередном совещании Балашовского УОНО. Выйти из ситуации было
решеносамым распространённымв то время методом – за счёт сокращения оплаты труда,
однако ощутимых результатов это не дало. Только 5 февраля на очередном
заседании президиума Балашовского Уисполкома решено довести до сведения ГИК,
что Педтехникум находится на грани исчезновения, а средств, выделяемых
педагогамГубпрофобром, недостаточно для ведения образовательного процесса. В сложившихся
условиях УИК оставлял за собой право прекратить существование заведения [21,
Л.33].
Выход нашли в сокращении молодых
специалистов и перераспределении заработной платы.Педтехникум продолжил свою
деятельность. С июня по июль проводилась массовая переподготовка городского и
уездного учительства, в которой Педтехникум принимал участие в качестве руководящего
центра. Вместо аудиторной занятия в техникуме были поставлены по кабинетной
системе. Работа распределялась по следующим кабинетам: 1)
педолого-педагогическому, 2) физико-химическому, 3)естествознания, 4)
обществоведения.Во многом осуществление данной задачи стало возможным благодаря
передаче БПТ части имущества закрывшегося в первой половине 1924 года
Потловского Педтехникума, а также Балашовской с/х школы (однако эта передача
существовала только на бумаге, так как этот вопрос будет обсуждаться вплоть до
середины 1928 года). В это же время у БПТ завязываются тесные отношения с Петровским
Педтехникумом, с которым активно идёт обмен опытом по вопросам проведения
занятий, составлению отчётной документации различного характера, по проблемам
дальнейшего развития.
В 1925 году Балашовский Педтехникум
ненадолго сменил руководителя.В марте брюшным тифом заболел Никифоров В.И., его
место занял Дагестанский И.В.[21, Л.42]. Однако 1925 год приносил и приятные
новости.Согласно выписке №12092 от 16 мая 1925 года из распоряжения ГубОНО период
с 1 июня по 1 сентября объявлялся для учащихся временем отдыха (для
преподавателей этот срок был с 1 июля по 1 сентября) [21, Л.43].
И всё же необходимо отметить, что
даже в новых условиях, когда Педтехникум достигает своего расцвета, и, казалось
бы, работа идёт в нужном направлении, всплывают сведения о так называемых
«нетрудовых элементах», омрачающих достижения советской власти в области просвещения.
В данную категорию попадали люди, стремившиеся поступить в различные учебные
заведения страны, в том числе и БПТ, но являвшихся детьми людей, неугодных
существующей власти. Подобным даже при условии сдачи всех вступительных
испытаний и наличии вакансий отводилась последняя очередь [21, Л.63-66], а в
случае подлога документов они подвергались суду.
Обстановка в стране и в Балашове постепенно
стабилизировалась. В 1928 году Педтехникум насчитывалуже 138 слушателей,
обучающихся на 4-х курсах [22, Л.1-3]. Его работа не могла оставаться
незамеченной в высших партийных кругах, и поэтому уже 25 мая 1933 года на
совещании при заведующем Нижневолжском КрайОНО согласно постановлению НКП РСФСР
от 5 мая 1933 в бывшем здании Педтехникума (угол Володарской и Ст. Разина) с 1
сентября открывается двухгодичный Педагогический Институт для подготовки
преподавателей и предметников для школ. Разработка программ по ведущим
дисциплинам была поручена заведующим учебно-методическими секторами и
директорам Саратовского и Сталинградского пединститутов. Заведующему сектором
стройснаба И.С. Сидоренко было поручено обеспечить преподавателей и студентов тетрадями
(по 15 на каждого).
Согласно правилам поступления в
ВУЗы был установлен образовательный минимум для поступления – 9 классов
образования или образование педтехникума. Сверх того, учитывая острую
необходимость в ремонте зданий и организации библиотеки, Балашовскому
Пединституту помимо запланированных в смете средств было добавлено 15 тысяч
рублей. К тому же секторам кадров было поручено определить районы комплектования
института и в порядке организованного приёма направить на учёбу в пединститут
100 человек – лучших ударников-учителей, имеющих соответствующее образование, а
также поставить вопрос перед Крайкомом ВЛКСМ об откомандировании в двухгодичные
пединституты 200 членов ВЛКСМ. И самое главное, немедленно приступить к
организации приёма студентов в институт.
25 июля 1933 года исполняющим
обязанности директора пединститутаИ. Зиновьевым было предложено Балашовскому
горсовету закрепить все имеющиеся здания БПТ за институтом, произвести и
закончить ремонт всех помещений к 1 августа [23, Л.1-2]. 12 июля 1933 Балашовский
педагогический институт объявил свой первый набор.Согласно пятилетнему плану на
1933-1934 уч.год, краю требовалось увеличение числа учителей II концентра на 1100 человек, а на
1934-1935 уч.год- на 3600 человек.
Пединституты создавались на базе
лучших педагогических техникумов края – в Сталинграде, Саратове и Балашове.
Открывшийся в Балашове учительский институт должен обслуживать педкадрами 17 районов
Нижневолжского края.
Открытие БУИ в городе было большим
событием.Кстати на то время в Балашове находились Совпартшкола II ступени, Педтехникум, Авиашкола,
Агропочвенный техникум, Медтехникум, Тракторуч, 2 вечерних рабфака и 2 ФЗС
(Фабрично-заводская семилетка) [24].
Работа ВУЗов страныстроились на
основе постановления ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года, которое включало в себя
пять пунктов. Первый был посвящён разработке программ и учебных планов, второй
– проведению производственной практики, третий – методам преподавания, четвёртый
– комплектованию высшей школы и техникумов, пятый – подготовке научных кадров
[25, С.3-10].
Таким образом, с приходом советской
власти, всего за 16 лет г.Балашов проделал путь от уездного города до города со
своимвузом, и произошло это во многом благодаря упорствуработников сферы
образования. Формально этот период можно подразделить на три этапа: 1) появление
в городе отдела крестьянского народного университета (КНУ), призванного дать
образование тем людям, которые сами желали продолжить учёбу, а также донести до
основной массы народа важнейшие идеи Российской коммунистической партии
большевиков; 2) открытие 1 ноября 1921 года педтехникума (БПТ), дававшего
слушателям качественно новое педагогическое образование; 3) принятие 25 мая
1933 года решения о преобразовании БПТ в педагогический институт (БПИ), что
дало возможность многим жителям города и района получить высшее образование.
Литература: 1. Назарова,
С. К. Через десятилетия // Балашовская правда. – 2009. – № 142. – С. 3. 2. Библиотека
нормативно-правовых актов Союза Советских Социалистических Республик // «Декрет
ВЦИК от 16.10.1918 «Об Единой Трудовой Школе РСФСР (Положение)»» [Электронный ресурс]:
сборник документов. – Электрон. Дан.URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_377.htm 3. Веремейчик,
Г.В. Движение народных высших школ [Электронный ресурс]: сборник статей. –
Электрон. Дан. МОО «Образование без границ» URL:http://rudocs.exdat.com/docs/index-169670.html 4. Балашовский
филиал Государственного архива Саратовской области (далее БФ ГАСО). Ф. Р-51.
Оп. 1. Д. 58. Л. 11а; Л. 12; Л. 4; Л. 3; Л. 9. 5. Бахтурина,
А.Ю., Народные университеты в России конца XIX – начала XX вв. [Электронный
ресурс]. – Электрон. дан. URL:http://www.rodnaya-istoriya.ru/index.php/istoriya-miuss/istoriya-miuss/narodnie-universiteti-v-rossii-konca-xix-–-nachala-xx-vv.html 6. Семёнова,
Е.Ю. Просветительские и научные общества – механизм традиционной культуры,
содействующий мобилизации городского социума в условиях первой мировой войны
(по материалам Самары, Симбирска, Пензы и Саратова) // Известия СНЦ РАН. 2006.
Т. 8. 3 (17). С. 751-768 7. БФ
ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 18. Л. 2–3; Л. 8; Л. 15; Л. 14; Л. 18; Л. 19-23. 8. БФ
ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 10. Л. 32. 9. Восьмой
съезд РКП (б) март 1919 г. Протоколы / Москва – 1959 С. 596. 10.
Библиотека нормативно-правовых актов
Союза Советских Социалистических Республик «Об организации дела внешкольного образования
в Р.С.Ф.С.Р. (Положение)»» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_463.htm 11.
Балашов – уездный город (1780-1928 гг.).
Кн.1./ Авт. – сост. Масленникова Л.Н., Вахрушев В.С., Смотров В.В. – Балашов:
«Издатель», 1997. – С. 456 12.
Борьба №132 от 8.07.1920, С.1 13.
Борьба №6 от 19.01.1921, С.2 14.
Борьба №9 от 30.01.1921, С.2 15.
Борьба №45 от 1 мая 1921, С.2 16.
БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 215. Л. 8-9. 17.
БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 387. Л.
21-23. 18.
БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 189. Л. 92а. 19.
Десятый съезд РКП (б) март 1921 г.
Протоколы / Ленинград – 1933 С. 954. 20.
БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 189. Л. 95-96, 116. 21.
БФ ГАСО. Ф. Р-51. Оп. 1. Д. 254. Л. 1;
Л. 2; Л. 5; Л. 28; Л. 33; Л. 42; Л.43; Л. 63-66. 22.
БФ ГАСО. Ф. Р-335. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-3. 23.
БФ ГАСО. Ф. Р-379. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-2. 24.
Борьба №144 от 12.07.1933, С.2 25.
Высшая школа. Основные постановления,
приказы и инструкции / Сост. М.И. Мовшович; Под ред. А. М. Ходжаева. — М.:
Государственное издательство Советская наука, 1945 – С. 410.
|