Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 774

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 29.03.2024, 08:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Город Балашов » Балашов в советскую эпоху

Свидетельство о рождении. Автобиография. Учительница первая моя. Первый урок в первом классе(Часть 3)
Учебников и тетрадей у меня не было, но опытная Клава сказала, что всё дадут в школе. А ещё она сказала, что летом обязательно придут учителя и запишут меня в первый класс. И это опять породило тревогу у бабушки – а вдруг начнут расспрашивать, где папа и мама? И это время пришло, кто-то на улице закричал: «Записывают, записывают!», и меня записали в первый класс, ни о чём не расспрашивая. Теперь осталось дождаться 1-го сентября. Опять же улица принесла сообщение: первоклассникам надо придти в школу не первого сентября, а 28 августа. За несколько дней до этого я замучила бабушку просьбами и вопросами: что надену? У меня было всего два платьица. В обуви у меня не было выбора — полуботинки одни на все случаи жизни.
И, наконец, 28-е! Бабушка отправила меня одну – не на кого было оставить Олю и Зину, опять же волнуясь, а, вдруг, придётся отчитываться, где родители. До школы меня проводила та же Клава, и оказалось, что учиться младшие классы будут не в основном здании, а в небольшом двухэтажном домике, что стоял невдалеке. Всех будущих первоклассников усадили на траву лужайки, которая раскинулась перед входом в школу. Взрослых – родителей и родственников — было мало. Учительницы по очереди выходили на невысокое крыльцо. Первой вышла в мешковатом сером платье Мария Петровна, низенькая, гладко причёсанная, с невыразительным лицом и неприятным голосом, оказавшаяся руководительницей 1 класса А. Объявила, что поступать все будут следующим образом: учительница будет по очереди называть фамилии, названные должны подойти к ней, а потом все вместе пойдут в класс. Все внимательно слушали, затем большая группа детей окружила её, и они ушли в здание школы. Моей фамилии в этом списке не было.
Затем список зачитывала Екатерина Фёдоровна, отчётливо прочитавшая фамилии учеников 1 класса Б. И эти дети скрылись в здании школы. Моей фамилии не было и в этом списке.
Я поняла, что буду учиться в 1В. Наталья Александровна, высокая, полная женщина с красивым лицом и громким голосом огласила список своих учеников. Но и в их числе моей фамилии не было! 
За несколько секунд лужайка перед школой опустела. Я осталась совсем одна, и не было ни одного человека рядом, который помог бы мне. Моё страстное желание — оказаться в школе — было просто растоптано. Горе было так велико, что я разрыдалась. Неожиданно меня окружили мальчишки, гонявшие невдалеке мяч, стали расспрашивать, что случилось, с трудом разобрались в моих всхлипах, и всей гурьбой, ведя меня за руки, направились в учительскую. Объяснили, что произошло какое-то недоразумение и оставили меня зарёванную, но с надеждой, что теперь- то эти необыкновенные люди-Учителя!- мне немедленно помогут. В маленькой учительской были уже знакомые Мария Петровна и Наталья Александровна. Я стояла в углу, а они без единого слова участия и ободрения стали проверять списки своих классов, не пропустили ли они мою фамилию и, не обращая на меня внимания, громко заявляли, что к себе они не возьмут, классы и так переполнены. Я заплакала ещё горше, поняв, что никому не нужна, и мне никто не поможет.
Не знаю, что бы я делала, но в это время открылась дверь и в учительскую вошла третья учительница. Она сразу же заметила мою жалкую фигурку и спросила, что случилось. Коллеги ей объяснили, ещё раз подтвердив, что никого брать дополнительно не будут. И тогда она взяла меня за руку, повела в свой класс и, оберегая от взглядов учеников, посадила на последнюю парту. Эту учительницу звали Екатерина Фёдоровна Елагина, и она стала моей первой и единственной настоящей учительницей.

Первый урок в первом классе.
Наверно, это был обычный урок, и содержание его было весьма просто и даже примитивно. Но я его запомнила на всю жизнь. Многое из того, о чём учительница говорила на этом уроке, я безусловно знала, но далеко не всё и не все. О чём шла речь? Екатерина Фёдоровна предложила нам прожить целый день вместе с ней.
Вот вы проснулись, и что дальше? Быстро и энергично встаёте с постели и прежде всего громко и отчётливо скажите взрослым: «Доброе утро!». Я мысленно укорила себя – никогда этого не делала. Затем мы бежим умываться. И опять поразилась – умываюсь, оказывается, неправильно. А надо сначала вымыть уши, затем шею, а потом уже лицо. И чистить зубы! Наверное, кому-то покажется это смешным, но, совершая ежедневно эту процедуру, я и не предполагала, что опять делала не так. А надо не поперёк двигать щёткой, а вдоль зубов и не только с внешней, но и с внутренней стороны. Затем надо было причесаться и, пожелав домашним приятного аппетита, садиться завтракать. И у каждого ученика должны быть отдельные зубная щётка, расчёска, полотенце, тарелка, вилка, ложка.
Думаю, сегодняшнее молодое поколение удивится, а, может быть, и посмеётся над этим, а ведь до войны, в некоторых семьях ещё долго и потом, расчёска и полотенце были общими для всех, а иногда полотенце — и для лица и для рук одно. Если же за стол садилась семья, то зачастую ели из одной посуды, тарелки были редкостью, да и купить их было непросто, их не было в продаже, как и многого другого, необходимого в быту.
Но вернёмся к уроку. После завтрака моем руки, берём собранный с вечера портфель и в школу! По дороге опять было всё непросто. Полагалось здороваться со всеми взрослыми, которые встретятся в пути, и, конечно же, с учителями и одноклассниками. В школу не врываться с воплями, а входить спокойно, не забыв пропустить впереди себя учителя или любого старшего. Пройти к своей парте, тихо открыть крышку парты ( тогда были такие парты – с откидными крышками) и приготовить всё, что нужно для урока. А главное достать чернильницу! Они хоть и назывались непроливашками, на самом деле постоянно проливались, заливая тетради, учебники, одежду. Беда была с этими чернильницами! Для них шили специальные мешочки, носили вне портфеля, привязывая к ручке, но и мешочки, и портфель, и руки, как правило, были испещрены чернильными пятнами. Зимой по дороге в школу чернила замерзали и их приходилась отогревать в руках или у печки. Чернила были разного цвета, но в советских школах был принят фиолетовый или, как тогда говорили, химический. Хуже было в войну, особенно в деревенских школах: не было чернил, перьев, тетрадей. Чернила делали из шариков, которые иногда появляются на листьях дуба, они получались чёрно-грязными, но это был всё-таки выход из положения. Хуже было с пёрышками, в конце войны мы уже писали гусиными. А в моём первом классе мы писали перьями (если я не ошибаюсь их называли 86-ми) из жёлтого металла с раздвоённым кончиком, позволявшими выработать каллиграфический почерк. В то время урокам каллиграфии – они назывались уроками чистописания — уделялось большое внимание. Писали мы деревянными ручками, в специальные отверстия которых вставлялись пёрышки, они были разные.
Уже после того, как я закончила вспоминать о школьном быте, я, редко теперь читающая «Литературную газету», вдруг в номере – выпуск №8 от 2007 года — прочла удивительные и, с моей точки зрения, прекрасные стихи поэта Марины Бородицкой: 

« Встаньте, кто помнит чернильницу – непроливайку, 
Светлый пенал из дощечки и дальше по списку:
Кеды китайские, с белой каёмочкой майку,
И промокашку, и вставочку, и перочистку.
Финские снежные, в синих обложках тетради, 
День, когда всем принести самописки велели, 
Как перочистки сшивали, усердия ради, 
С пуговкой посередине – и пачкать жалели…»

Да, я совсем забыла про перочистки – они были просто необходимы, так как перышки со временем тупились, писали плохо, брызгали, и мы вытирали перья об эти тряпичные лепесточки. 

Многое узнали мы от своей учительницы на первом уроке, но мне кажется, что нет смысла пересказывать всё его содержание. Главное, что это было интересно и надолго запомнилось. И, конечно же, с первого урока и на всю оставшуюся жизнь мы сразу признали Екатерину Фёдоровну лучшей учительницей в мире, а я считаю её таковой до сих пор.
За те первые часы первых уроков первого дня и все последующие четыре года в школе мы вдоволь насмотрелись на её лицо, одежду, причёску, всмотрелись в жесты, походку, вслушались в интонации голоса. Была Екатерина Фёдоровна высокой, стройной, худощавой, волосы, тёмные с проседью, уложены в небольшой валик сзади, заколотый маленькими гребёночками. Лицо худенькое, с мелкими чертами, с тёмными глазами, которые смотрели на нас через изящное пенсне.
И одевалась она не так, как другие учителя: все четыре года появлялась перед нами в одном и том же тёмносинем из тонкого сукна сарафане в талию, с застёжкой по всей длине. А кофточки меняла – они всегда были нарядными: белые с разными вышивками. На плечи набрасывала шёлковую косынку, и когда выцветали от стирок узоры на ней, подкрашивала их простыми акварельными красками. И, несмотря на потёртости, штопку, заплатки, всегда выглядела и опрятно, и нарядно. 
За четыре года она заменила нам целый мир, была абсолютно авторитетна и любима, хотя скорее строга, чем добра. И хотя мы постоянно ощущали её внимание, знали, как пристально следит за развитием каждого, никто из нас не мог называться её любимчиком, она умела это тщательно скрыть. А мы так старались заслужить её одобрение!

Никого из одноклассников, друзей по Екатерине Фёдоровне, так уж получилось, я больше не встречала. Далеко, видно, разошлись наши дороги, но, если кто-нибудь их них помнит…

Разные нити людей сочленяют: богатство,
Пьянство, дворянство…Порука у всех круговая,
Пусть же пребудет и наше случайное братство:
Встаньте, кто помнит, — и чокнемся, не проливая!
(Марина Бородицкая)
Категория: Балашов в советскую эпоху | Добавил: Алексей_Булгаков (31.12.2014)
Просмотров: 645 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...