Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 774

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 29.03.2024, 16:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Город Балашов » Балашов в советскую эпоху

Свидетельство о рождении. Автобиография. Пионерская организация (Часть 6)
Шло время и наступала пора вступления в пионерскую организацию. Это было также естественно и обязательно для советских школьников, как наступление времени года.
Мы все думали об этом с радостью и волнением. Наши старшие друзья приступили к подготовке. Рассказывали нам об истории пионерской организации, разучивали Торжественное обещание, пионерские песни.
Классы 3А и 3В прошли через эту знаменательную церемонию раньше и посмеивались над нашей долгой подготовкой. Мы расспрашивали их, как это происходило, оказалось очень просто и буднично. В один из дней учительницы сказали, что сегодня их будут принимать в пионеры. Пришла старшая пионервожатая, рассказала им кратко об истории пионерской организации, затем читала по бумажке текст Торжественного обещания пионера, а они все хором повторяли за ней каждое предложение. Сожалели только об одном – у большинства не было красных галстуков, некоторым, правда, достались от старших братьев и сестёр. А у нескольких ребят в семьях сохранились пионерские зажимы для галстуков – это были предметы общей зависти, они очень красиво выглядели.
Но надо было знать нашу учительницу! Мы даже и представить не могли, что она задумала! Где-то на чердаке школы она разыскала старые красные ситцевые полотнища, на которых мелом с клеем писали лозунги к Первому мая и 7 ноября, попросила мам выстирать и выгладить ткань и покроить из этого галстуки. Затем она сходила в госпиталь, который был расположен в основном здании школы, и договорилась с начальством и партийным руководством, что принимать её класс( то есть нас!) будут в комнате партбюро. И вот в один из апрельских дней в сопровождении немногих родителей, наших старших мальчиков-вожатых мы переступил порог госпиталя. Нас встретил дежурный и провёл в кабинет, где к нашему изумлению сидело уже немало людей. Я помню, как разволновалась, увидев, кто эти люди! Это были раненые, которые находились на излечении в госпитале и которые могли передвигаться. У одного была перевязана голова, у другого рука, кто- то поставил рядом с собой костыли. Нас построили лицом к нашим героям, и один из наших вожатых, Лёша Сушков, коротко отрапортовал, как мы готовились к этому дню, как учимся, как выступали в других госпиталях, сколько отправили посылок на фронт. А затем каждый (каждый!) из нас перед лицом этой невероятной аудитории произнёс Торжественную клятву: « Я, юный пионер, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь любить свою Родину…» Для меня это было серьёзным душевным потрясением. Потрясением для всех было то, что те раненые, которые могли двигаться, встали, повязали нам красные, со следами букв галстуки. Потом все старшие поздравили нас, и мы, возбуждённые и взволнованные, вернулись в класс. Екатерина Фёдоровна и вожатые ещё раз поздравили нас и сказали, что наше торжественное обещание перед лицом фронтовиков ко многому нас обязывает, и теперь все будут ждать, что мы во всём станем лучше: и в учёбе, и в общественной работе, а, главное, мы всегда должны думать о фронте и помогать приближать победу. Я, конечно, не помню тех слов, которые произнесли учительница и наши старшие друзья, но смысл был тот самый, что передала обыдёнными словами.
Школа
Третий справа во втором ряду - Сергей Александрович Кандидов. 1948 год
Думаю, что Екатерина Фёдоровна, устроив нам такой необычный и ответственный приём в пионеры, понимала, что очень высоко подняла планку нашего самосознания и теперь её (планку) нельзя опускать. Пока мы со своими вожатыми выбирали звеньевых, совет отряда, занимались уроками и другими своими делами, учительница задумала новое испытание для нас. Она разыскала семью учителя нашей школы, Сергея Александровича Кандидова, и взяла его фронтовой адрес. И в ближайшие дни, пока мы ещё не устали рассказывать ученикам из других классов, как нас принимали в пионерскую организацию, Екатерина Фёдоровна рассказала нам о Сергее Александровиче, о том, что он, немолодой уже человек, сражается на фронте. Что там невыносимо тяжело и опасно, мы хорошо знали. И она предложила нам написать ему письмо и рассказать о семье, о городе, о нашем классе, так как ему, учителю, будет очень приятно получить такое письмо, и оно поднимет его настроение. Мы с энтузиазмом откликнулись и после уроков с большим напряжением взялись за дело: писать письма мы не умели. Но с помощью учительницы каждый из нас, как мог, изложил на бумаге то, что нам казалось будет интересно Сергею Александровичу. Сложность этого дела заключалась в том, что никто из нас его никогда не видел. Но тем не менее Екатерина Фёдоровна отправила наши опусы на фронт и заверила, что если всё будет благополучно ( понимай – если останется жив), он обязательно нам ответит. Действительно, однажды Екатерина Фёдоровна вошла в класс как – то по — особенному, и сама, едва дождавшись конца уроков, показала нам маленький треугольник. 
Мы поняли без слов и заликовали! А потом внимательно слушали. Сергей Александрович писал, что наши письма раздали всем бойцам, и все они просили нас благодарить, писать им чаще, главное, советовали хорошо учиться, так как это их успокаивает и внушает надежду, что по возвращении с фронта после победы, их встретят грамотные молодые люди, которые будут строить новую жизнь. Извинялся, что письмо коротенькое, так как бумаги на войне нет. А ещё он сообщил, что письмо ученицы Элеоноры Богомоловой было опубликовано во фронтовой газете «За нашу Родину» 
Письмо вызвало бурю эмоций. Мы стали наперебой предлагать, что надо сделать для Сергея Александровича и его товарищей-фронтовиков. Я думаю, что такая реакция была запланирована нашим талантливым педагогом, ей оставалось только направлять нашу энергию в нужное русло. И вот что «мы» придумали: ко всем отстающим и больным ребятам прикрепить хорошо успевающих учеников, учить уроки вместе, чтобы помочь им и чтобы можно было через некоторое время сообщить на фронт, что мы стараемся выполнять их просьбу.
Как мы старались! Мы так следили за успеваемостью наших слабеньких и лентяев, что не раз доводили их до слёз. Но и муштровали их! Перед каждым уроком проверяли, как они вместе со своим репетитором приготовили задание. В классе началась настоящая эпидемия учёбы. Усиливало это заболевание, кроме желания выполнить просьбу фронтовиков, ещё такой рычаг, как соревнование. Тогда ведь соревновались все и за всё. И хотя впоследствии нашли очень много недостатков в организации и в подведении итогов этого движения, для нас это было делом святым и абсолютно честным. Мы сами видели результаты и были в таком возрасте, когда никакие подтасовки не прошли бы, да и Екатерина Фёдоровна не позволила бы. Проигравшее звено просто горько и коллективно плакало – так велико было наше желание помочь фронту.
Решая ещё одну педагогическую задачу, учительница предложила нам взять ещё один барьер. Несмотря на войну, некоторое время нам ещё выдавали бесплатные тетради ( я думаю, это касалось только начальных классов), но уже так скудно, что стало необходимо максимально экономить площадь страниц. А ученики в силу индивидуальных особенностей писали размашисто, крупно, ошибались, зачёркивали и тратили драгоценный материал – бумагу. 
Так вот что придумала Екатерина Фёдоровна. Раздав в очередной раз новые тетради, она напомнила нам, что Сергей Александрович писал нам, что у них на фронте нет бумаги и достать негде. И предложила: давайте сделаем ему и фронтовикам подарок – пошлём на фронт конверты и бумагу для писем. Мы очень хотели это сделать, но как? Учительница объяснила: с сегодняшнего дня все, прежде чем сесть за выполнение письменных заданий, в школе или дома, тщательно моют руки, так как ни одного пятнышка не должно быть на обложке тетради и её листах. Из обложки мы будем потом, когда закончится тетрадь, делать конверты, а так как мы посылаем их на фронт, они должны быть чистыми. Писать, решать на страницах мы должны теперь особенно аккуратно, не допуская зачёркиваний и поправок, так как они будут сокращать площадь. Это значит, что прежде чем что-то написать, на чистоту, надо всё хорошо обдумать, проверить в уме, а затем уже заносить записи в тетрадь. 
Что тут началось! Мы, конечно, сейчас же согласились, ещё не вполне понимая, какую трудную задачу нам предстояло выполнить. Разве можно представить себе мальчика, да и девочку 10-11 лет с чистыми руками? Да ещё в войну, когда не было мыла, воду носили из колонки (одна на три улицы) или колодца, а старших нет последить, чтобы после беготни по улице за уроки садились с чистыми руками? Но после принятия такого грандиозного решения, Екатерина Фёдоровна приняла соответствующие меры. Каждый день теперь перед уроками санитары проверяли не только рук, но и состояние обложек тетрадей, отмечая каждый раз любое загрязнение на поверхности. Все вместе, если случалось с кем-нибудь беда, мы стирали ластиком, смывали водой. Наглаживали утюгом через промокашку ( было такое приспособление – в каждую тетрадь вкладывался листик пористой бумаги, который впитывал жидкие чернила из наших каракулей).
И вот, наконец, наступал торжественный момент. Кончался последний урок, но никто не уходил домой. Предстояло важное дело. Мы готовились собирать жатву наших усилий. По сигналу Екатерины Фёдоровны мы открыли на середине наши тетради, осторожно отогнули скрепки, чтобы не порвать листы ( она, кстати, всё делала необычайно аккуратно и приучала к этому нас) и отделили обложку. Разделили пополам и из каждой части склеили два примитивных конверта, затем открыли последние страницы – некоторые сэкономили целый лист, другие полтора и даже два! Их мы отрезали опять же аккуратно и ровненько маленькой бритвочкой, которую принесли наши вожатые. Затем вложили в конверты сэкономленные тетрадные листы и отнесли на стол Екатерины Фёдоровны. Получилась симпатичная, довольно толстая стопка. Её мы и отправили на фронт в адрес Сергея Александровича. Конечно же, мы получили благодарственное письмо. Мы радовались, что сделали полезное дело, и до конца четвёртого класса эту операцию провели несколько раз. С тех пор я никогда не рву и не комкаю бумагу – ровненько отрезаю, экономлю каждый листок, никогда не выбрасываю использованную наполовину.
Надо сказать, что Сергею Александровичу Кандидову повезло, он остался жив, вернулся домой, преподавал в нашей школе географию, и мы с сестрой учились у него.
На этом я решила кончить свои воспоминания о Екатерине Фёдоровне, хотя могла бы рассказывать о ней бесконечно. В заключение хотела бы сказать, что воспоминания о ней у меня связаны не только с уважением и любовью, но с глубокой печалью от того, что не смогла ни тогда, ни потом сказать ей о том, как я ей благодарна и как многим обязана.
Категория: Балашов в советскую эпоху | Добавил: Алексей_Булгаков (31.12.2014)
Просмотров: 581 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...