Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Какой из разделов Вам наиболее интересен?
Всего ответов: 776

Block title

Block content

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Четверг, 18.04.2024, 21:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Балашов. Краеведческий поиск.
Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Дворянские гнёзда » Нарышкины

Пады. Барский размах.

«Перестройка» первой четверти XVIII в. встряхнуло огромное государство, многое изменило кардинально. Главное же она дала мощные импульсы к развитию государственности, хозяйства, культуры. 
      Социально-политическая обстановка того времени, природные факторы Поволжья стали одной из основных причин насаждения поместного земледелия в регионе.  
      Сокращение срока службы для дворянского сословья до 25 лет, а затем и отмена обязательной службы: указ Петра III от 18 февраля 1762 года дворяне встретили с большим одобрением. Екатерина II подтвердила данные ранее привилегии.
      Все это привело к тому, что многие дворяне, оставив государственную службу, разъезжались по своим вотчинам, занимались сельским хозяйством и возведением «резиденций».
      Усадьбы стали главным местом пребывания дворян и помещиков. 
      Одной из таких усадеб является и имение Нарышкиных в селе Пады Балашовского уезда Саратовской губернии «Раздолье[1]».
Действительно раздолье, за Нарышкиными только в Саратовской губернии числилось 19 сёл, столько же деревень и 9 хуторов[2]. общей площадью в 90363 десятины 126 сажень[3].
      Земля была разделена на три экономии: Песчаную, Александровскую и Ирининскую(главную в с.Пады). В отдельную экономию было выделено лесничество[4].
      Постоянно Нарышкины проживали в Петербурге, но с наступлением весны перебирались в имение[5]. На станцию за ними высылалось 35 троек. Содержание такого количества лошадей обходилось хозяину в 1500 рублей в день. В зимнее и осеннее время имением руководил управляющий, который имел 12000 рублей жалования в год[6].
      Имение с трех сторон обнесено мощным высоким кирпичным забором, с северо-восточной стороны омывается водами Хопра. Въезд в имение осуществлялся через огромные кованые ворота с родовыми гербами на стояках, по главной аллее, по обеим сторонам которой выстроились величественные ели. Дорожка была вымощена боем кирпича и обозначена цветным бордюрным стеклом. Замыкал аллею фонтан, окруженный дубами, так же украшен цветным стеклом, в котором преломлялись солнечные лучи, выдавая гамму красок, придавая им несравненную красоту. 
       К сожалению прежнюю планировочную структуру парка уловить в настоящее время весьма трудно из-за сильно разросшегося самосева. Но все же можно разглядеть виды, формировавшие усадебный парк: это и ясенелистный клен, европейская плакучая ель, акация, сирень, единственная в Саратовской области группа из нескольких деревьев черной сосны.
      Украшениями парка были так же клумбы с различными видами цветов, резные беседки, лужайки и полянки, куда выносили столы для летнего чаепития и отдыха. Яркие впечатления оставляют ели и дубы, достигающие 2-3-х метров в обхвате комеля. Культурные насаждения парка плавно переходили в лесной массив.
      О размахи и роскоши можно судить и по основным сооружениям усадьбы. Фасады дома Февронии Павловны и Василия Львовича украшены крылечками, построенные в виде беседок с двускатными крышами, резными столбами. Особенно нарядно выглядят фронтоны, карнизы, причелены и наличники окон, выполненные в технике прорезной резьбы
      Примечательно, что срубы всех строений усадьбы, жилые и хозяйственные, стояли на каменном фундаменте, покрыты листовым железом и были обложены кирпичом. Исключение составляла только баня – она была деревянная[7].
      Дом последней хозяйки имения – Февронии Павловны был выполнен в три этажа с деревянным резным балконом, а к двухэтажному дому хозяина примыкала четырехэтажная башня с винтовой лестнице внутри[8].
Количество комнат больше походило на лабиринт, в котором можно было заблудиться, с большим числом дверей, расположенных напротив друг друга. Такая планировка не давала воздуху застаиваться и обеспечивала хорошую вентиляцию. 
      В настоящее время нет возможности полностью воссоздать внутреннее убранство комнат, однако примерное описание некоторых из них выглядело следующим образом.
      Одной из самых больших комнат была гостиная в доме хозяина имения. Высота потолков достигала примерно трех метров. Его украшала затейливая лепнина и большая хрустальная люстра (возможно электрическая). На окнах висел красивейший тюль. Стены украшали картины и семейные фотографии. Между оконными проемами стояли кресла и ломберные столики, на которых были расставлены вазы с накладным серебром[9]. Главным украшением гостиной конечно же был камин, по обе стороны которого стояли мягкие обтянутые материей диваны. В углу у окна – пианино, на котором играл С.В.Рахманинов.
      Не менее значимым помещением являлся кабинет. Вдоль стен стояли диван и большие книжные шкафы, выполненные из черного и красного дерева, украшенные резьбой и фигурами. Ближе к окну стоял огромный резной письменный стол с принадлежностями, за ним мягкий стул. На одной из стен висели часы. Окна кабинета так же были убраны тюлем[10].
Местом для сбора семьи и гостей служила столовая, где стояло несколько ореховых раздвижных столов накрытых гербовыми скатертями, вокруг столов стояли стулья с гербами. Освещала столовую бронзовая люстра[11].
      Столовая мебель состояла из буфетного шкафа с резьбой и стеклами, сквозь которые просматривался зеленый сервиз из 145 предметов, десертные тарелочки с зелеными краями живописные на 43 персоны[12]. В шкафу с выдвижными полками, изготовленный из черного дерева стоял белый сервиз с золотой каемкой и гербом из 260 предметов[13]. 
Внутреннее и внешнее убранство зданий в имении Нарышкиных «Раздолье» не сравнится с той аристократической роскошью особняков Петербурга и Москвы, но все же для глубинки, глуши Саратовской губернии, где жизнь шла, размерено и спокойно это был своеобразный центр культурного развития провинции. Вообще русские провинциальные усадьбы явление уникальное. Их роль и значение в истории России еще предстоит оценить в полной мере.
       Это был мир, где преимущество отдавалось ценностям культурного и духовного развития. Здесь идеям и идеалам подчинялась повседневность, здесь создавалась неповторимая гармония.

Примечания:
1. Название имения. БФГАСО ф.3 ИА оп.1 д.546 л.104
2. БФГАСО ф.3ИА оп.1 д.8 лл.41;73-74
  ф.53ИА оп.1 дела 255; 152; 260
3. БФГАСО ф.1ИА оп.1 д.466
4. БФГАСО ф.3ИА оп.1 д.721
5. «Весь Петербург» Спб. 1907 г. тип. А.С.Суворина л.491
6. «Большевик» №140 от 20.06.1938г. 
7. БФГАСО ф.52 оп.1 д.222
8. там же 
9. БФГАСО ф.147 оп.1 д.15
10. там же
11. там же
12. там же
13. там же

БФГАСО - Балашовский Филиал Государственного Архива Саратовской Области

Категория: Нарышкины | Добавил: Алексей_Булгаков (31.10.2014)
Просмотров: 859 | Теги: история, Пады, Нарышкины, село, дворяне, балашов | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

©2024.Балашов.Краеведческий поиск.При использовании материалов активная ссылка на сайт обязательна...